КОММЕНТАРИИ
В обществе

В обществеЛжепатриоты не играют в футбол

Нажмите на картинку, для того, чтобы закрыть ее

Собственно, я всегда любил следить за развитием социальной шизофрении. За тем, какие проблемы она ставит и как их изживает. Это как алхимия: при иной ложной начальной посылке иногда делаются великие открытия в смежных областях.

Недавно фейсбук взорвался странной дискуссией: допустимо ли оппозиционерам болеть за отечественную команду? Казалось бы, ну, зачем мы будем лезть к кому-то в постель (и ко мне не надо) и смотреть, кто за кого болеет. Однако произошел каминг-аут великого оппозиционера Ильи Яшина. Буду, грит, болеть за наших, а кто проповедует некий политический подход, те типа тоталитаристы. «Болеть за свою сборную на чемпионате мира — это нормально. И это не делает тебя соучастником преступлений, которые совершают высокопоставленные чиновники, — пишет Яшин. — Ходить по улице своего города с национальным флагом, скандировать название страны — это нормально. И это не превращает тебя в сторонника правящей верхушки. Любить свою страну — это нормально. И это не означает, что ты обязан одновременно любить правительство и президента».

Меня это выступление изрядно позабавило. Понятно стремление оппозиционного политика Яшина прослыть народником, быть, так сказать, плоть от плоти широких масс, в данном случае футбольных, но вот последнее его утверждение крайне сомнительно. Потому как Путин — это именно Россия, как нам тут недавно сказали. И боюсь, что не шутили.

Возможно, впрочем, просто Яшин так ответил на пост Карины Орловой (или Карина Орлова отреагировала на Яшина, сие неважно), где та разумно поинтересовалась: какие вы к черту оппозиционеры, если ходите по улицам, размахиваете государственными флагами и изображаете восторг, что «наши победили»? «Не бывает сегодня Путин уходи, а завтра наши победили. Не бывает “мы против войны в Украине”, но наши победили. Наши или и там, и там, или и не там, и не там. За вас, за нас и за Донбасс идут только в комплекте, вот в чем дело».

Напротив, Яшина поддержал один мой товарищ, который точно не за Донбасс, но который на полном серьезе заметил, что за всю историю футбола политические дрязги в него ни разу не проникали. (Значит, согласился с Яшиным, что подходить с политической меркой к «болению» — проявлять тоталитарное мышление.) И еще согласилась одна эмигрантка, которая как-то написала, что она закрыла за собой дверь в Россию, чтобы ее никогда не открывать, и воспитала сына как абсолютно западного человека, чтоб тот ни сном ни духом. Жаль, что она не ответила на мой вопрос, за кого она будут болеть в гипотетическом матче «Россия – Франция». Наверняка за Францию — ну, так и проблемы нет! Политическая, этическая и спортивная оценка у нее счастливо совпали!

Опять же повторюсь: никто не собирается ни к кому лезть в постель, но раз у вас каминг-аут на тему «О, спорт, ты мир!», то должны реалистично учитывать, что спорт встроен в систему политических отношений, а статусные спортсмены наши — не просто спортсмены, а далеко не нищие посланники режима, спортивная номенклатура и спортивные служащие. Если бы они вели себя как западные звезды и имели собственное мнение, понимали свою социализирующую роль, вот как те же американские футболисты, которые отказались вставать перед Трампом во время исполнения гимна, то их бы мы тоже взвесили и оценили по заслугам: возможно, поругали, а возможно, и похвалили. А так — они со своим мячом никто, пустое место. По крайней мере, в моем мнении. И от их побед не холодно и не жарко. Но кто хочет, конечно, может восторгаться, заходиться от патриотизма, плясать на улице и сравнивать ту или иную футбольную победу с победой во Второй мировой. Дурацкое дело не хитрое.

Как заметил «свидетель обвинения» Виталий Портников (конечно, он ангажирован глубоко враждебной стороной) о футбольном чемпионате Европы в Украине: «Время показало, что происходившее во время чемпионата было не столько единением, сколько временным забытьем, наркотиком радости, вколотым в вену больного. Чемпионат прошел — и забылся, будто его и не было никогда. Существенным оказалось одно — подготовка к нему стала сильным ударом по украинской экономике».

Мне кажется, что абсолютно неверно утверждение, что футбол никогда не политизировался и что можно болеть за футболистов, не обращая внимания на флаг, под которым они выступают, и гимн, под который они встают. Ну, бегают футболисты с фашистской свастикой, зато как хорошо играют! Ну, Гитлер машет с трибуны, зато какое пенальти!

Дело в том, что если футбол и не политизировался ранее (хотя он конечно же политизировался и футбольные фанаты — не спроста реакционная группировка на коротком поводке), то это не значит, что он никогда не будет политизироваться. Тем более когда мир пойдет вразнос и когда уже стал так медийно глобализирован. Недаром же довольно сильно политизировались интегральные спортивные мероприятия вроде Олимпийский игр, и в 1980 году сильно и оскорбительно выступили западные страны, когда СССР сбил корейский пассажирский «Боинг».

Сегодняшний чемпионат мира каким-то образом продавила (или купила) путинская номенклатура. И Трамп, «наш Трамп», пишет в твиттер, что Россия проделала фантастическую (вы слышите, фантастическую!) работу по организации спортивного праздника (читай, по запудриванию иностранцам мозгов тем, какие мы тут открытые и как много у нас свободы и демократии). Но оценка Трампа — это тоже критерий политизации. Ведь сам знатный мозгозапудриватель, он зря не скажет. Без всякой конспирологии очевидно, что успехи в мозгозапудривании он и имел в виду.

Начав писать эту колонку, я вдруг вспомнил известную старую кинокартину «Победа» (Victory, 1981, США) и решил ее пересмотреть с позиции своего сегодняшнего цинизма. Сюжет там такой: фашисты решили провести показательный футбольный матч в Париже между сборной Германии и сборной демократического мира из заключенных лагерей. Дальнейшие сюжетные ходы очевидны, даже если не смотреть — и про побег, и про сопротивление, и про «наши победили». Но сегодня я обратил внимание на то, на что никак не обратил бы внимания в 1981 году и что никаких ассоциаций в моем мозгу, естественно, тогда не вызывало. Матч — по голливудской кинолегенде — проводило… министерство пропаганды. И мыслился он кинофашистами так, что победа в футбол над миром санкционирует их идиотский режим. Но зато и у киноболельщиков оккупированной Франции не было сомнений, за кого болеть в этом матче. Тоже ведь не зря придумывалось это пророческое кино про футбол.

Фото: Михаил Терещенко/ТАСС

Версия для печати