Культурное наследие
17 ноября 2018 г.
Как древние фараоны пришли из Воронежа
3 ОКТЯБРЯ 2018, ИГОРЬ ЯКОВЕНКО

DPA/TASS
Писатель-фантаст Василий Щепетнов 1 октября 2018 опубликовал на своей странице в ФБ «Открытое письмо телеканалу «Культура», в котором жалуется на плагиат. Речь идет о документальном фильме «Египетские боги Петра Ольденбургского», в котором рассказывается о том, как принц Петр Ольденбургский «нашел на воронежской земле (вернее – в воронежской земле) артефакты, доказывающие, что и египетские фараоны, и египетский пантеон пришли в Египет отсюда, из Черной земли Воронежа».

И далее писатель-фантаст Щепетнов пишет: «Все бы хорошо, да одно нехорошо: это – плагиат». Оказывается, еще в начале 21 века Щепетнов писал «истории в жанре мокьюментари», то есть тексты псевдодокументальные по форме и фантастические по содержанию. «В основе вашего фильма, — пишет писатель-фантаст Щепетнов руководству «Культуры», — одна из этих историй: «Рамонь – родина Амона Ра», которая впервые была опубликована в 2003 году в журнале «НЛО\UFO» (издательский дом «Калейдоскоп»), а позднее вошла в книгу «Певчие ада» (издательство «Престиж Бук», 2015 год). Фантастическая история о том, как принц Ольденбургский раскапывает курганы, бродит по подземельям, встречает жрецов бога Амона-Ра, жуткие проклятия и прочие страсти-мордасти».

Вариант случайного совпадения писатель-фантаст Щепетнов исключает, поскольку в фильме цитируют якобы найденные в архивах письма Ольденбургского историку Забелину, дневник Ольги Ольденбургской, упоминают подземную лабораторию Петра Ольденбургского и прочие детали, сочиненные писателем-фантастом. «И Петр Ольденбургский археологией не занимался, покуда я не дал ему в руку лопату», — признается фантаст.

Писателя-фантаста Щепетнова не слишком беспокоит то обстоятельство, что его художественный вымысел в фильме телеканала «Культура» представлен как документальное исследование. Он обиженно пишет руководству «Культуры» о нарушении своих авторских прав: «Ни Василия Щепетнова, ни Соломона Нафферта (под этим именем я публиковался в журнале) не упомянули в титрах, не получили согласия и не заплатили». Писатель-фантаст прав. Его обокрали. Но в этой истории есть и другая, на мой взгляд, еще более значимая сторона, чем плагиат.

Фильм, показанный на государственном телеканале «Культура», снятый при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям, распространяет бред сивой кобылы про то, что египетские фараоны пришли из Воронежа и о том, что вообще воронежское черноземье — это и есть «земля Та-Кемет», «Черная земля» Древнего Египта. В фильме телеканала «Культура» молодой человек по имени Николай Свистун не приводит ни одного факта, не показывает ни одного документа. Он ходит по берегу Дона и рассказывает, что «древние пещеры», в которых древние воронежцы молились древнеегипетским богам много тысячелетий назад, по его мнению, могло затопить. Поэтому он не может показать сами пещеры, и поэтому предъявляет в качестве доказательства воды Дона. Воды выглядят убедительно и не возражают.



«Письма» принца Ольденбургского историку Забелину Свистунов тоже не может предъявить, читает их с планшета. Планшет в кадре присутствует. Потом в фильме демонстрируются воронежские курганы, Свистунов предлагает увидеть их изумительное сходство с египетскими пирамидами, а также рассказывает о том, что в одном из курганов найдена самая настоящая пирамида. Пирамиду в фильме не показали. Зато курганов и просто воронежских холмов, а также оврагов было предъявлено множество.

Одним из главных доказательств того, что египетская цивилизация родом из-под Воронежа, служит название поселка Рамонь, которое, конечно же, скрывает под собой имя древнеегипетского бога солнца: Амона-Ра. В этом не может быть никаких сомнений. Тут же приходят на память лингвистические упражнения сатирика Михаила Задорнова, который всерьез доказывал, что «этруски – они же русские», а «Запад – это западло».

Сравнительно недавно премию «Тэфи» за лучший просветительский фильм вручили создателю картины, в которой доказывалось, что Земля – плоская. В момент, когда я пишу эту колонку, еще неизвестны лауреаты «Тэфи-2018». Прошу считать мою публикацию ходатайством о присуждении премии авторам фильма «Египетские боги Петра Ольденбургского». Чтобы традицию не нарушать. А гонорар фантасту Щепетнову все-таки лучше заплатить. А то как-то неудобно…

 
Фото: 1. Luxor temple. Zueger, E./picture alliance /Arco Images G/DPA
2. Фотографиия со страницы Василия Щепетнова в Фейсбуке.
3. Скриншот фильма "Египетские боги Петра Ольденбургского"/Искатели /Телеканал Культура












  • Леонид Гозман: Наша идеология стоит на ложных предпосылках. В картине мира, поддерживающей стабильность нашей системы, Земля плоская и стоит на трёх китах.

  • Царь-град: Отметим, в титрах фильма «Египетские боги Петра Ольденбургского» автором названа Ольга Сотина, снявшая ранее фильм «Хроники научного плагиата».

  • NICOLJAUS: Т.е. мощность потока говна, которым через телек засирают мозги, так высока что заслуженные говноделы уже не справляются, своего креатиффа не хвататет.

РАНЕЕ В СЮЖЕТЕ
День просветителя
16 НОЯБРЯ 2018 // БОРИС КОЛЫМАГИН
Читали ли вы «Гарри Поттера», уважаемый читатель? Если вдруг скажете «нет», то не подумайте, что оказались в подавляющем меньшинстве. Как выяснилось на церемонии вручения премии «Просветитель», примерно половина номинантов не открывали творений Джоан Роулинг. Возраст не тот. Да и книг, которые хочется прочесть, так много. И с каждым годом становится все больше. Времени на все не хватит. Отчасти появлению качественной литературы сегодня способствует премия «Просветитель», которая уже в десятый раз назвала своих лауреатов. 15 ноября в переполненном зале Московского театра юного зрителя собрались ученые, популяризаторы науки, писатели и поклонники жанра нон-фикшн, чтобы узнать, кто же стал победителем престижного конкурса.
Прямая речь
3 ОКТЯБРЯ 2018
Леонид Гозман: Наша идеология стоит на ложных предпосылках. В картине мира, поддерживающей стабильность нашей системы, Земля плоская и стоит на трёх китах.
В СМИ
3 ОКТЯБРЯ 2018
Царь-град: Отметим, в титрах фильма «Египетские боги Петра Ольденбургского» автором названа Ольга Сотина, снявшая ранее фильм «Хроники научного плагиата».
В блогах
3 ОКТЯБРЯ 2018
NICOLJAUS: Т.е. мощность потока говна, которым через телек засирают мозги, так высока что заслуженные говноделы уже не справляются, своего креатиффа не хвататет.
Муза Клио помещена в зощенковскую коммуналку, или По ту сторону добра и зла
28 СЕНТЯБРЯ 2017 // НИКИТА КРИВОШЕИН
Вчера вечером, в солнечной всё ещё Испании, смотрел на монитор, как на рвотное... А ведь мы зарекались, окромя криминальных сериалов, российское информационное ТВ-производство не потреблять. Нарушение установленного режима развлечений было вознаграждено сполна: безликий пенсионер-ваятель Церетели (Манизер и Вучетич рядом с ним — Микеланджело и Леонардо), эта всеядная политическая проститутка, хвалился перед малым кругом последней своей поделкой — Аллеей правителей. Говорухин избитой фразой напоминал: «У нас Сталин, а во Франции не меньший диктатор Наполеон».
Побег из утопии
17 АВГУСТА 2017 // СЕРГЕЙ МИТРОФАНОВ
Старые книги как старое оружие. Оно может висеть на ковре ярким музейным сувениром, а может снова стать оружием. В полной мере я отношу это и к творчеству Виктора Сержа, ранее неизвестный в России роман которого недавно был опубликован издательством книжного магазина «Циолковский». Речь идет о самой последней книге Сержа, фактически его завещании, «Когда нет прощения». Очень точное, красивое и подробное послесловие к ней написал мой друг Дима Петров. Нисколько не претендуя на переосмысление и дополнение того, что уже написано Петровым, позволю себе все же сделать несколько необходимых замечаний как бы на полях его эссе. Своей задачей я ставлю показать, зачем этот роман читать (если вы его, конечно, найдете, тираж всего несколько тысяч экземпляров) и зачем читать именно сегодня.
Творец и власть. Трудности перевода
24 МАЯ 2017 // ИГОРЬ ЯКОВЕНКО
«С любой властью нужно идти и разговаривать. Ты говоришь: “Власть, я знаю, что ты лживая, корыстная, но по закону ты должна помогать театру, искусству, так что будь добра — выполни свои обязательства”». Это цитата из «Правил жизни режиссера Кирилла Серебренникова», опубликованных журналом Esquire. 23.05.2017 власть ответила. На своем языке. В квартиру режиссера Серебренникова и в его театр «Гоголь-центр» пришли люди в масках и провели обыски. Возбуждено дело по статье «Хищение в особо крупных размерах». Суммы украденного называются разные: от 200 миллионов рублей до 35 миллионов долларов.
Прямая речь
24 МАЯ 2017
Алёна Солнцева: Периодически находят страшные злоупотребления. Но почему-то расследуют не Чайку с сыновьями, не Медведева, не Усманова. Тут всё чисто. Зато нашли виноватого — театр...
В СМИ
24 МАЯ 2017
Лайф: Во время обысков в... театре и квартире режиссёра Кирилла Серебренникова в "Гоголь-центр" пришёл православный активист Дмитрий Энтео. ...Он очень рад тому, что... спецслужбы проводят проверку...
В блогах
24 МАЯ 2017
Andrey Plahov: То, что произошло в Москве, вызывает гнев и горечь не только само по себе, но и потому, что это это явный сигнал устрашения, наступления на свободу и культуру, которое Гоголь-центром не кончится.

 

Материалы по теме

Прямая речь //
В СМИ //
Как стать никем? // ВИОЛЕТТА ТОКАРЕВА
Демократия по-арабски // ДМИТРИЙ СИДОРОВ
Истинноверующий // МИХАИЛ БЕРГ
 «Твиттер-революции» и реакция Кремля // АНДРЕЙ СОЛДАТОВ
Великая арабская демократическая революция // АЛЕКСАНДР РЫКЛИН
Арабские уроки // АЛЕКСЕЙ МАКАРКИН
Китайские лампочки над провинцией // ГРИГОРИЙ НЕХОРОШЕВ
Похищен в зоне погранконтроля // ЕЛЕНА САННИКОВА