Порой приходят новости, первостепенная важность которых далеко не сразу осознается обществом. Они не получают широкого резонанса, не обсуждаются комментаторами и аналитиками, не занимают топовых позиций в обзорах прессы. Мне кажется, история, рассказанная СМИ главой республики Крым Сергеем Аксеновым в самом конце минувшей недели, как раз из таких. Вот отрывок из интервью высокопоставленного чиновника, который приводит ТАСС: «Я предоставлял ФСБ личные средства, это были 2 миллиона рублей, чтобы проверить крымских чиновников на предмет коррупции. Деньги передавались через посредников. Сейчас я обратился к директору Федеральной службы безопасности Александру Васильевичу Бортникову, чтобы эти деньги мне вернули поскорее».
Сумма в два миллиона становится сакральной в отечественной правоохранительной практике. Совсем недавно, в начале лета, генерал ФСБ Олег Феоктистов обратился с похожей просьбой, правда, не в родные органы, а уже в суд. Он настаивал на том, чтобы ему вернули два миллиона, которые, с его слов, в виде взятки были переданы экс-министру Алексею Улюкаеву в 2016 году во дворе офиса компании «Роснефть» и позже легли в основу уголовного дела, по которому г-н Улюкаев был осужден. Впрочем, в данном случае речь шла не о рублях, а о долларах. Во всех остальных аспектах две эти истории весьма схожи. То есть в обоих случаях мы имеем дел с ситуациями, когда ключевая улика в деле о коррупции (а деньги в таких расследованиях — всегда ключевая улика) предоставляется какими-то третьими лицами по процедуре, которая, если я правильно понимаю, законом никак не регламентирована. Но как же это происходит на практике? Давайте попробуем эти ситуации реконструировать. Начнем с кейса «Сечин – Улюкаев».
Итак, известный и могущественный бизнесмен обращается в родные правоохранительные органы с заявлением о том, что высокопоставленный чиновник вымогает у него взятку. Отлично, отвечают на это родные правоохранительные органы, но раз ты подал такое заявление, то, значит, взятку давать не хочешь. А хочешь сэкономить, и заодно — утопить оппонента. Поэтому давай так: мы разрабатываем операцию, выделяем оперативников, доводим дело до суда, но бабки на взятку даешь ты. Их тебе потом вернут. Бизнесмен соглашается. (С этим «вернут», как мы видим, позже возникают проблемы.)
Теперь давайте представим себе ситуацию, при которой бизнесмен отказывается войти в альянс с правоохранительными органами. Ну, нет у него, например, сейчас наличности в таком объеме. Так что, если бы сотрудник «Роснефти» генерал Феоктистов в свое время не предоставил для нужд следствия два миллиона долларов из собственных средств, Алексей Валентинович Улюкаев до сих пор был бы министром российского правительства?
Сомнительная, якобы, коррупционная история со взяткой от Игоря Сечина Алексею Улюкаеву описана многократно и подробно. И у нас есть все основания полагать, что ее основным бенефициаром является глава компании «Роснефть», который, дай ему волю, обошелся бы в данном случае не только без государственных денег, но и без государственных правоохранительных органов, и без государственного суда. Но в чем был интерес главы Крыма Сергея Аксенова? Он зачем давал деньги на взятки чиновникам, которых сам же на высокие посты и назначил?!
На первый взгляд эта ситуация выглядит абсурдной. Представьте себе, что вы глава региона. И вот у правоохранительных органов возникают подозрения, что среди местных чиновников далеко не последнего ряда много коррупционеров. (Двух недель не прошло с тех пор, как в Москве был задержан вице-премьер Крыма Виталий Нахлупин.) Но это же прямой удар по вашей репутации! Это же в вашем окружении поголовное взяточничество, это же вы ставили резолюцию на приказах о назначении на должность нечистых на руку людей! А теперь спонсируете кампании по их разоблачению как взяточников и коррупционеров?! Причем г-н Аксенов и не скрывает этой стороны своей разноплановой общественной деятельности. В интервью телеканалу «Крым 24» он рассказал, что сейчас лично участвует в следственных действиях против восьми (!!!) местных чиновников, сам пишет на них заявления. Но что он может об этом знать, если взятки давались не непосредственно ему самому?
Вряд ли глава Крыма Сергей Аксенов наивный человек. Не думаю, что он пытается создать видимость, будто на полуострове он — единственный честный и неподкупный человек, а вокруг одни жулики и воры. Следовательно, есть какая-то другая причина столь странного поведения.
У меня, разумеется, нет никаких доказательств и я ни в коем случае не настаиваю на версии, которая будет изложена ниже, но я могу себе представить только одну схему, при которой вышестоящий начальник заинтересован в частой ротации подчиненных, сопряженной даже с собственными репутационными потерями. Это схема предусматривает продажу должностей. Потому что, если вы торгуете постами, тогда вам, конечно, выгодно, чтобы они освобождались как можно чаще. Кроме того, вы точно знаете, что человек, покупающий должность, априори коррупционер — ему же надо возвращать потраченные деньги. Тогда и ваше сотрудничество с правоохранительными органами (и даже выделение собственных средств на взятки) выглядит обоснованным и экономически оправданным. Правда, долго такая схема работать не будет. Чиновники же все люди ушлые и фокус этот раскусят быстро. Кто же захочет, чтобы его сначала выдоили, а потом пустили под нож?
Почему эта, в общем-то, периферийная история кажется мне важной. Потому что она как нельзя лучше иллюстрирует, как устроена нынешняя российская власть, какие царят нравы внутри ее «элиты», что за ценности исповедуют эти люди и каким образом реализуют собственные полномочия.
Фото: Глава Республики Крым Сергей Аксенов во время интервью информационному агентству ТАСС для спецпроекта "Первые лица". Алексей Павлишак/ТАСС