Год 2018 год, если обозревать его с гордой высоты кремлевских башен, стартовал удачно, с убедительной и легкой победы Владимира Путина на очередных выборах. Но финишировал тоскливо и вполне безнадежно. Рейтинги идут вниз, не быстро, но планомерно. По сути, речь идет только об одном, главном, рейтинге. Об остальных, как личных, так и институциональных, давно говорить не приходится. В этом тренде на понижение сработал ряд факторов. От пенсионной реформы, которая разозлила людей не только своим грабительским, но и оскорбительным характером (не посоветовались, не уважили, т.е. наплевали), до разочарования во внешней политике. Здесь вообще интересно, поскольку до последнего времени она была главным козырем власти. Однако по мере ухудшения экономической ситуации и снижения социального настроения восприятие изменилось. Во-первых, возникает понимание увязки между международной изоляцией и ценами в магазинах, а во-вторых, из генетических глубин поднимается страх войны.
Из крупных событий прошедшего года выделяется украинский церковный раскол. Причем не сам по себе, а по впечатлению, которое он произвел на российскую власть. Сам по себе он был вполне ожидаем. Православная церковь всегда была теснейшим образом связана со светской властью и зависима от нее. Поэтому, когда в XVII веке Украина стала частью России, Украинская церковь естественным образом стала частью РПЦ. И ровно поэтому же, когда Украина резко дистанцировалась от России, а это произошло даже не в 1991 году, а в 2014-м, в связи с Крымом и Донбассом, вместе с ней должна была уйти и Церковь. Это был вопрос только времени, и это было настолько прозрачно, что руководство РПЦ занимало в ситуации с Крымом непривычно осторожную, аккуратную позицию. То есть масштаб неотвратимой угрозы был очевиден всем, кроме государственного руководства РФ, для которого он явился такой же неожиданностью, как для городских властей смена времен года.
Что касается следующего года, он пройдет под флагом решения главного и, по сути, единственного вопроса, интересующего российское руководство, а именно: как остаться у руля после 2024 года, не нарушая и грубо не меняя Конституцию и избегая эмоционально некомфортной и не полностью предсказуемой операции «Преемник».
Варианта, по сути, два. Они оба будут прорабатываться. И выбор между ними будет сделан в зависимости от результатов этой проработки. Первый вариант — перенос центра реальной власти из Администрации президента в какую-либо созданную госструктуру (условный Госсовет). Второй вариант — территориальные приращения и создание формально нового государства с общим лидером (Белоруссия). На данный момент второй вариант представляется хотя и несопоставимо более тяжелым по исполнению, но более желательным, поскольку и Конституция останется целой, и первое лицо обретает ореол объединителя братских славянских народов.
Фото: 29.12.2018. Россия. Москва. Президент Белоруссии Александр Лукашенко и президент России Владимир Путин (слева направо) во время встречи в Кремле. Сергей Фадеичев/ТАСС