КОММЕНТАРИИ
В Кремле

В КремлеО художественном свисте

24 МАРТА 2006 г. ЮЛИЯ ЛАТЫНИНА
коллаж ЕЖ
«Художественный свист» о моей отставке меня не беспокоит», — так прокомментировал министр обороны Сергей Иванов 9 тыс. подписей россиян в пользу его отставки.
Нельзя не признать, что министр Иванов совершенно прав. У него были в жизни вызовы и пострашней. Не отправили же его в отставку за две ракеты, не взлетевшие сначала с «Новомосковска», а потом и с «Карелии» прямо на глазах президента Путина.

Не отставили и за замечательные учения, в ходе которых террористы на Дальнем Востоке занимали отдельно стоящую сопку (sic!). По случайности учения, назначенные на 22 июня, совпали с атакой настоящих террористов, которые наводнили вовсе не сопку, а ночную Назрань, и расстреливали, кого хотели, восемь часов, пока вверенные министру войска сидели в казармах.

Так что министр Иванов с полным правом мог сказать: «Мастера художественного свиста», бегающие с автоматами по улицам Назрани, не добьются моей отставки». Или: «Художественный свист» не взлетевших ракет, не приведет к моей отставке».

К тому же в России по просьбе населения еще никого не уволили. Вон, когда на даче зятя президента Карачаево-Черкесии постреляли семерых, так народ аж Дом правительства занимал! Не уволили. Это как-то не принято в нашем демократическом государстве: прислушиваться к требованиям населения. Это вроде как слабость считается. Вот послушаться окружения – это запросто. Зачитать подсунутую аналитическую справку о том, что энергоавария в Москве произошла оттого, что глава «Мосэнерго» не закупил 4 трансформатора по 6 тыс. долларов — это запросто. А если не свои на уши капают, а извне давят — это уже слабость.

Так что министр Иванов мог с полным правом сказать: «Если «мастера художественного свиста» не уволили Патрушева после Беслана, то меня и подавно не уволят даже после 9 тыс. подписей».
На самом деле, положение Сергея Иванова вовсе не безоблачно. Потому что, с одной стороны, не взлетающие ракеты, сбитые старушки и проваленная реформа армии сильно укрепляют его позиции как министра обороны в стране, где некомпетентность – первое требование к руководителю.

Но, с другой стороны, Сергей Иванов считается одним из потенциальных преемников Путина. И вот в этом качестве он вполне может стать жертвой борьбы бульдогов под ковром. В Кремле, где правая рука борется с левой пяткой, есть очень много людей, заинтересованных в том, чтобы к 2008 году, вздыхая, сказать президенту Путину: «Владимир Владимирович, да, мы готовили Иванова в преемники. Но ведь не справился же! Это же ужас, а не человек: сбитые старушки, не взлетающие ракеты. Придется вам остаться на третий срок!»

Я даже сильно подозреваю, что среди этих людей — сам Владимир Путин. Очень приятно самому быть против третьего срока, но услышать от других слова, что это просто необходимо для спасения России от Сергея Иванова.

В этом смысле мне не нравятся странные совпадения, которых слишком много вокруг фигуры министра. То уголовное дело заведут на родственников сбитой его сыном старушки (хотя над уголовкой у нас властен не Сергей Иванов, а его, скажем так, оппонент Игорь Сечин). То Марину Литвинович изобьют накануне того дня, когда она, как организатор акции, должна вручить властям 9 тыс. подписей с «художественным свистом».

Просто поразительно, как Сергей Иванов играет на руку своим врагам. Благодаря высказываниям министра обороны насчет Андрея Сычева или «художественного свиста» его отрицательный рейтинг у публики скоро превысит рейтинг Чубайса. И бульдоги под ковром смело смогут сказать: «Владимир Владимирович, но не этого же!».

Ведь, в самом деле, не стоит министра обороны отправлять в отставку после 9 тыс. подписей. Или министра образования Франции глупо отправлять в отставку после демонстраций студентов. Но если бы министр образования Франции после демонстраций сказал, что это «художественный свист», — он бы слетел раньше, чем закончил фразу.
Обсудить "О художественном свисте" на форуме
Версия для печати