Основная идея редакционной статьи в газете «Ведомости», опубликованной 18.09.2019 за подписью Марии Железновой, содержится в ее подзаголовке: «Акции цеховой солидарности – это важнейший шаг на пути к солидарности общегражданской». Статья называется «Мы Иван Голунов, Егор Жуков и Павел Устинов», и в ней описываются акции солидарности театральной общественности с актером Павлом Устиновым, которого судья Криворучко приговорил к 3,5 годам заключения за то, что его жестоко избили несколько росгвардейцев, а один из них так сильно бил актера Павла Устинова, что вывихнул плечо.
Судья Алексей Вячеславович Криворучко выделяется даже на устрашающем фоне российского «правосудия». Он – один из прямых соучастников гибели Магнитского, поскольку несколько раз санкционировал продление его ареста, отказывался добавить к делу заявления о пыточных условиях содержания его под стражей, а однажды принял решение отказать Магнитскому в стакане воды на заседании суда. Вынесенный приговор и отказ судьи Криворучко посмотреть эпизод задержания актера Павла Устинова, на котором отчетливо видно, что преступниками являются бойцы Росгвардии, а актер – пострадавший, убедительно свидетельствуют о том, что судья Алексей Криворучко совершил преступление, подпадающее под статью 305 УК РФ, часть 2 («Вынесения заведомо неправосудных приговоров»), предусматривающую от 3 до 10 лет лишения свободы.
Одним из первых в защиту Павла Устинова выступил его учитель — худрук театра «Сатирикон» Константин Райкин. В нескольких театрах артисты после спектаклей, выходя на поклон, произносили слова поддержки Устинову и выражали протест против дикого приговора. Иван Ургант в своем вечернем шоу на Первом канале (!) с фирменным сарказмом выразил свое отношение к неправосудному решению судьи Криворучко. В списке лояльных к власти медийных персонажей, выразивших поддержку Павлу Устинову: Антон Красовский, Максим Галкин, Тина Канделаки, член высшего совета «ЕР» Сергей Безруков и даже телеведущий Владимир Соловьев.
С осуждением приговоров и поддержкой осужденных по «московскому делу» выступили несколько десятков священников, опубликовавших на сайте «Правмир» открытое письмо с требованием пересмотра тюремных сроков участникам мирных ненасильственных акций. Священники, в отличие от театральной общественности, не стали делить жертв полицейского и судейского произвола по профессиональному, конфессиональному или иному социальному признаку, а вступились за всех несправедливо осужденных. Правда, из верхов РПЦ тут же последовал окрик. Зампред отдела по взаимодействию церкви и общества московского патриархата Вахтанг Кипшидзе назвал письмо священников политической декларацией и оценил его как бессмысленное.
Что же касается акции «театральной солидарности», то в данном случае трудно разделить оптимизм «Ведомостей» в том, что именно такие проявления цеховой солидарности могут стать шагом на пути к солидарности общегражданской. Дело в том, что в значительной части выступлений актеров в поддержку своего коллеги упор в той или иной мере делался на противопоставление Павла Устинова всем остальным жертвам произвола. Постоянно подчеркивалось, что актер не являлся участником акции протеста, вообще аполитичен, просто стоял у станции метро, когда на него напали росгвардейцы. Понятно, что только такое выделение дела Павла Устинова в самостоятельный эпизод, отделение его от всего «московского дела» и противопоставление всем остальным осужденным позволяет вступаться за него самым оголтелым путинистам.
Это, с одной стороны, резко повышает шансы Павла Устинова на оправдательный приговор в следующей судебной инстанции – скорее всего, актер в ближайшее время выйдет на свободу – а с другой — резко понижает вероятность перерастания цеховой солидарности в общегражданскую. Вероятно, для появления такой солидарности нужно иное состояние общества и иная повестка протеста…
Фото: 1. Россия. Москва. 16.09.2019. Актер Антон Лапенко (на первом плане) в футболке с надписью "Павел Устинов, Константин Котов" во время сбора труппы Электротеатра Станиславский перед началом сезона. Михаил Почуев/ТАСС
2. Россия. Москва. 16.09.2019. Бывший сотрудник Росгвардии Павел Устинов (слева), обвиняемый в нападении на бойца ОМОН на несанкционированной акции протеста 3 августа 2019 года в Москве, во время оглашения приговора в Тверском суде. Устинов дал показания в суде, где заявил, что оказался на акции протеста случайно и не причинял вред бойцу ОМОН. Уголовное дело Устинова стало первым по итогам прошедшей 3 августа несанкционированной акции в Москве. По версии следствия, при задержании он оказывал активное сопротивление сотруднику Росгвардии и вывихнул ему плечо. Сергей Фадеичев/ТАСС
3. Россия. Москва. 18.09.2019. Участник одиночного пикета в поддержку актера и бывшего сотрудника Росгвардии Павла Устинова, приговоренного к 3,5 годам колонии общего режима за нападение на бойца ОМОН на несанкционированной акции протеста 3 августа 2019 года в Москве, у здания Администрации президента РФ. Сергей Карпухин/ТАСС