Армия
22 ноября 2024 г.
Военно-дипломатические маневры
24 СЕНТЯБРЯ 2019, АЛЕКСАНДР ГОЛЬЦ



Каждый год в одном из четырех военных округов проходят стратегические маневры, которые завершают летний период обучения в Вооруженных силах и являются главным событием боевой подготовки войск. Учения Центрального военного округа стоят здесь особняком. Потому что в ходе их российская армия отрабатывает не умозрительные, не имеющие никакого отношения к реальности сценарии войны с НАТО на западе или отражение американского десанта на востоке. В ходе маневров «Центр» идет отработка совершенно реальной, я бы сказал, единственной серьезной угрозы безопасности России. Стратегическая ситуация в Центральной Азии складывается довольно скверно для нашей страны. Очевидно, что войска западной коалиции, которые 18 лет безуспешно воевали с талибами, довольно скоро покинут Афганистан. Эта страна окажется под властью радикальных исламистов. Причем не исключено, что тон задавать будут даже не талибы, а террористы из «Исламского государства», перебазировавшиеся из Сирии и Ирака. Слабые авторитарные режимы в бывших советских республиках вряд ли могут противостоять их натиску. А граница между Россией и Казахстаном, которая вдвое длиннее российско-китайской, существует лишь на картах. Так что при наихудшем развитии событий формирования экстремистов (а также десятки тысяч беженцев) могут оказаться где-нибудь в степях под Оренбургом.





Именно там, под Оренбугом, на полигоне Донгуз и развернулись главные события маневров «Центр-2019». Согласно сценарию, власть в сопредельном государстве захвачена террористической группировкой, которая атаковала территорию соседей, использовав дроны и крылатые ракеты. Если вспомнить о террористическом Исламском халифате, еще недавно существовавшем в Сирии и Ираке, а также воздушной атаке на нефтяные объекты в Саудовской Аравии, сценарий выглядит вполне реалистичным. В результате этих ударов экстремисты продвинулись на 150 километров, где столкнулись с силами коалиционной группировки Индии, Казахстана, Китая, Киргизии, Пакистана и России (на отдельном направлении совместно выполняли задачи подразделения Узбекистана и Таджикистана). В ходе учебного сражения по террористам были нанесены массированные артиллерийские и авиационные удары. Более того, для уничтожения склада противника была использована крылатая ракета системы «Искандер». Самым интересным моментом маневров были действия десантников. В тыл противника был выброшен самый крупный в истории российских Вооруженных сил парашютный десант. С 71 военно-транспортного самолета десантировался целый полк 98-й дивизии ВДВ – около двух тысяч парашютистов – со всей штатной техникой (успех высадки был омрачен тем, что не сработали парашютные системы у двух боевых машин десанта, и они разбились). Кроме того, «вражеский» аэродром был захвачен десантниками 31-й воздушно-штурмовой бригады, которые были высажены с вертолетов. Эти вертолеты доставили в район развертывания не только автомобили и квадроциклы, но даже гаубицы.  Показательно, что оба десантных соединения входят в Силы оперативного реагирования Организации Договора коллективной безопасности (ОДКБ) и, стало быть, действовали именно на том театре, где им придется в случае необходимости воевать.




Стоит ли говорить, что в результате этих массированных действий условные террористы позорно бежали. В рамках «Центра-2019» учебные бои проходили не только на полигоне в Донгузе. Район проведения маневров занял гигантскую территорию от Таджикистана до Каспийского моря и даже Арктики. Жаль только, что действительно громадная организационная работа по координации и единому руководству группировками, находившимися в тысячах километров друг от друга, была поставлена под вопрос очевидными минообороновскими приписками. Желая продемонстрировать огромный масштаб учений, военное ведомство в очередной раз назвало совершенно нереалистичные цифры участвовавших войск – 128 тысяч военнослужащих (в прошлом году военные чиновники приводили еще более несуразные цифры – в маневрах «Восток-2018» якобы было задействовано 300 тысяч войск).





Однако, как бы то ни было, успех в боевой подготовке – налицо. При этом дипломатические достижения выглядят еще значительнее. На маневрах на одной стороне воевали подразделения непримиримых противников – Индии и Пакистана. Пусть речь идет об очень скромных контингентах, символическое значение в данном случае важнее цифр. И, главное, уже второй раз для участия в российских маневрах Китай перебросил полноценную бригаду и около 30 самолетов и вертолетов. Уместно вспомнить, что совсем недавно российские и китайские стратегические бомбардировщики совершили демонстративное совместное патрулирование над Тихим океаном, чем немало переполошили Японию и Южную Корею. На наших глазах воплощается в жизнь мечта Кремля о том, чтобы «поймать китайский ветер в российские паруса», создать полноценный военный союз с КНР. При этом китайцы очень долго ускользали от объятий Москвы. Однако сейчас явно пошли на сближение. Вопрос только, почему это произошло. Вряд ли в расчетах Пекина доминировало понимание общей угрозы со стороны исламских террористов, хотя Синьцзян-Уйгурский район с его вечно неспокойным мусульманским населением до сих пор является источником неприятностей для пекинских правителей. Скорее всего, решающую роль в этом сближении сыграла нарастающая китайско-американская конфронтация. Дело не исчерпывается экономическими противоречиями. Вашингтон намерен противостоять амбициям Пекина, претендующего на территории, которые Япония, Южная Корея, Филиппины и Вьетнам считают своими. Противостояние в Тихом океане становится все более реальным. Россия может оказаться вовлеченной в конфликт, в котором ее интересов нет вовсе.

Более того, маневры «Центр-2019» продемонстрировали: Шанхайская организация сотрудничества имеет все шансы превратиться в военный альянс. А всем известно, что Пекин доминирует в ШОС. При этом роль ОДКБ, созданного Россией, объективно снижается. Между союзниками Москвы нарастают противоречия. Показательно, что буквально накануне маневров «Центр-2019» произошли столкновения на киргизско-таджикской границе. Сообщалось, что были задействованы даже минометы. И именно сейчас в американской прессе появилась информация о том, что на территории Таджикистана находится секретная китайская военная база…  



Фото: 1. Департамент информации и массовых коммуникаций Министерства обороны Российской Федерации по лицензии Creative Commons Attribution 4.0
2, 6. Алексей Никольский/пресс-служба президента РФ/ТАСС
3-4. Гавриил Григоров/ТАСС
5. Минобороны России/ТАСС
7. Sergei Grits/AP/TASS













  • Андрей Колесников: Теперь никто не удивляется уже никаким новостям, в том числе любым сообщениям о нарушении прав военнопленных.

  • News.ru: Генпрокуратура ДНР выдвинула обвинения двум задержанным наёмникам из Британии — Эйдену Эйсли и Шону Питеру... Как отметил генпрокурор ДНР Андрей Спивак, наёмникам может грозить высшая мера наказания.

  • Vir77: Закон законом, но я бы посмотрел на практику его применения. Вот, скажем, в Афганистане были такие преступления, кого за них судили, и т.д.

РАНЕЕ В СЮЖЕТЕ
Пленный — не преступник
5 МАЯ 2022 // АЛЕКСАНДР ГОЛЬЦ
Боевые действия между Россией и Украиной, которые сопровождаются захватом пленных, их демонстрацией по телевидению в целях пропаганды, заставляют вспомнить о том, как международное право (в верности которому клянутся обе стороны конфликта) трактует права военнопленных. Уверен, что взгляд на эти права в свете современных международных документов серьезно удивит читателей. Основным правовым документом, определяющим требования к режиму военного плена, является Женевская конвенция «Об обращении с военнопленными», разработанная в 1929 году и уточненная в 1949-м.
Прямая речь
5 МАЯ 2022
Андрей Колесников: Теперь никто не удивляется уже никаким новостям, в том числе любым сообщениям о нарушении прав военнопленных.
В СМИ
5 МАЯ 2022
News.ru: Генпрокуратура ДНР выдвинула обвинения двум задержанным наёмникам из Британии — Эйдену Эйсли и Шону Питеру... Как отметил генпрокурор ДНР Андрей Спивак, наёмникам может грозить высшая мера наказания.
В блогах
5 МАЯ 2022
Vir77: Закон законом, но я бы посмотрел на практику его применения. Вот, скажем, в Афганистане были такие преступления, кого за них судили, и т.д.
Пацифисты в погонах?
7 ФЕВРАЛЯ 2022 // АЛЕКСАНДР ГОЛЬЦ
Это не очередная отчаянная петиция от российской интеллигенции, терроризируемой карательными органами и пытающейся, несмотря ни на что, образумить начальство, которое взвинтило ставки противостояния с Западом до такой степени, что выход может быть только в войне на Украине. Этот текст подписан отставным генерал-полковником Леонидом Григорьевичем Ивашовым, возглавляющим общественную организацию «Общероссийское офицерское собрание», которая объединяет бывших военных. На сайте этой организации и размещено это замечательное заявление, до решительности оценок которого отечественные либералы точно не дотягивают.
Прямая речь
7 ФЕВРАЛЯ 2022
Алексей Макаркин: Преувеличивать значение генерала Ивашова и тех людей, которые его поддерживают, не стоит.
В СМИ
7 ФЕВРАЛЯ 2022
"Московский комсомолец": Генштабу и правда не надо было бы ничего придумывать в том случае, если бы нужна была картинка, а не эффективность.
В блогах
7 ФЕВРАЛЯ 2022
Владимир Рыбаков: В последнее время я ждал... что найдется действительно статусный человек с определенно не либеральными взглядами ("лакеи" в сад) который не испугается крикнуть: " король то голый"!
Катастрофа накануне форума
19 АВГУСТА 2021 // АЛЕКСАНДР ГОЛЬЦ
17 августа под Кубинкой произошла катастрофа новейшего отечественного военно-транспортного самолета Ил-112В. Погибли замечательные летчики-испытатели. Большие начальники дежурно заверили, что причина трагедии обязательно будет установлена. Следствие, мол, рассматривает все версии. Любопытно, будет ли рассматриваться в качестве версии интенсивная подготовка к проводимому Минобороны форуму «Армия-2021»? Ведь только что произведенный опытный экземпляр Ил-112В предполагалось демонстрировать на форуме. И фатальный полет был, вероятнее всего, тренировкой перед предполагавшимися демонстрационными полетами.
Прямая речь
19 АВГУСТА 2021
Илья Крамник: Подготовка к испытательным полетам — это такая длинная, сложная процедура с многочисленными дополнительными проверками.