Ясно было, что бюджет Москвы примут. Почему же так противно?
В минувшую среду Московская городская дума сразу в двух чтениях утвердила столичный бюджет. Многие эксперты полагают, что жесткость власти, проявившаяся во время летнего противостояния с оппозицией, не в малой степени связана именно с этой финансовой процедурой — доходная часть московского бюджета почти три триллиона рублей. Эти цифры сопоставимы с бюджетом всей Украины и примерно в пять раз превышают бюджет Санкт-Петербурга.
Однако документ был принят без особого драматизма. Обеспечив с помощью ОМОНа и подконтрольных судов вполне устраивающий московские власти состав нового созыва МГД, мэрия могла уже всерьез не волноваться за итоги голосования по бюджету и решала в ходе этого мероприятия вполне локальные, по большей части пиаровские задачи.
Сегодня большинство изданий вышли под шапкой «За бюджет проголосовали все фракции МГД». Собственно говоря, ради этих шести слов оппозиционный депутат Сергей Митрохин и поставил свою подпись под главным столичным документом. В целом же фракция «Яблока» проголосовала очень «сбалансированно»: один — за, один — против, двое — воздержались. Сегодня бессмысленно гадать: г-н Митрохин принял свое решение, подчиняясь партийной дисциплине или по собственной депутатской инициативе? Тут самое время вспомнить, что уже снятого с дистанции г-на Митрохина в избирательную гонку вернул суд, что само по себе абсолютно беспрецедентно, когда дело касается представителей оппозиции. Как мы видим, возврата долга потребовали довольно быстро.
Абсолютно соглашательскую позицию в отношении столичных властей заняли и коммунисты — большинство фракции позицию мэрии поддержало. Впрочем, мы давно привыкли к тому, что коммунистам позволяется проявлять оппозиционность только в тех случаях, когда это не влияет на конечный результат. В итоге московский бюджет поддержали 35 из 45 столичных депутатов. Иначе, как убедительной победой мэрии, такой итог не назовешь.
Понятно, почему Сергею Собянину была необходима победа не по очкам, а именно нокаутом. Ему важно было продемонстрировать Администрации президента, да и любым высшим сановникам российского государства, что свою вотчину он контролирует абсолютно надежно, а летний кризис благополучно преодолен, с чем тоже спорить крайне затруднительно. Уличная активность вернулась в привычные рамки статистической погрешности, а городская Дума беззуба, тиха и лояльна. Словом, можно уверенно констатировать, что акции Собянина на российской сановной бирже, заметно потерявшие в цене летом, теперь демонстрируют уверенный рост. Чего не скажешь об отечественной оппозиции…
Последняя избирательная кампания в Мосгордуму прошла не просто бурно и скандально. Она породила реальные надежды на возрождение гражданского самосознания, а достаточно массовый выход людей на улицы в «мертвый сезон» позволил говорить о новом витке противостояния власти и общества. Однако надеждам на то, что волна протеста будет нарастать (а на то были вполне веские основания), не суждено было сбыться. И, к сожалению, виной тому не только лютая жестокость, проявленная правоохранителями на улицах Москвы, и вопиюще неправосудные приговоры столичных судов. Оппозиция допустила ряд существенных технических ошибок, которые, в том числе, и привели к столь плачевному результату. Я об этом много раз писал и говорил и повторяться не стану.
Конечно, ситуация, когда несколько достойных молодых людей получили и продолжают получать реальные уголовные сроки, а один из основных бенефициаров летних московских протестов Сергей Митрохин голосует за собянинский бюджет, вызывает горечь и разочарование у огромной части ответственного московского населения. Ничто так не способствует снижению гражданской активности, как подобного рода случаи.
Сможет ли оппозиция преодолеть кризис, вернуть доверие протестной Москвы, станет понятно достаточно скоро. Причем начать неплохо бы с адекватного анализа всего случившегося, с признания собственных ошибок. Не факт, что это поможет, но другого способа не существует.
Фото: Проверка и упаковка сторублевых купюр, отпечатанных в цехе Московской печатной фабрики - филиале ФГУП "Гознак". Григорий Сысоев/ТАСС