Что делать?
22 ноября 2024 г.
Почему верховенство права важно для каждого
2 ДЕКАБРЯ 2019, ЕЖЕДНЕВНЫЙ ЖУРНАЛ

ТАСС

В Москве 30 ноября2019 г. состоялся очередной Общероссийский гражданский форум. На нем рассматривались, в частности, такие вопросы: как добиться в России справедливости и равенства граждан перед законом, что такое правовое государство и правовая законность, почему нам нужны честные выборы и подлинный федерализм?
ЕЖЕДНЕВНЫЙ ЖУРНАЛ публикует с сокращениями и комментариями некоторые обсуждавшиеся на форуме материалы.

 

Почему верховенство права важно для каждого?

В первой статье Конституции России сказано: «Российская Федерация – есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления». Но что может послужить гарантией исполнения Конституции, гарантией того, что она не будет фикцией, как это было с Конституцией СССР? Только правовое государство!

Это такое государство (политическое объединение его граждан), в котором органы власти действуют по закону, а не по прихоти монарха или генерального секретаря КПСС, где граждане на практике могут защитить свои неотъемлемые права в суде, реально независимом от исполнительной власти. Такое государство и есть гарантия демократии, республики и федерализма.

Без правового государства такие черты государства, как демократия (народовластие) и федерализм – фикция. И все большее число россиян замечает, что это так и есть. Все больше людей озабочены несправедливостью как принимаемых Госдумой законов, так и неравенством граждан перед законом, «карманным» характером суда, его фактическим подчинением администрации президента, коррупцией в судах и органах исполнительной власти, разворовыванием и банальной растратой собранных с граждан налогов.

Нам всем важно понимать, что такое правовое государство? В правовом государстве управленческая деятельность органов власти – это всего лишь услуга, которую граждане получают за свои налоги. Ее качество они вправе критически оценивать. Органы власти в правовом государстве, в отличие от авторитарного государства или средневекового королевства, не могут быть свободными в своих действиях. Они всегда обязаны отчитываться перед гражданами о результатах своей работы. Спрашивать с власти за качество работы между выборами – функция гражданского общества, у которого для этого должны быть соответствующие права.

(В ходе дискуссии на ОГФ обсуждались, в частности, такие права граждан, как право на получение затребованной ими информации от органов власти, право на гражданские иски к органам власти в защиту интересов групп граждан или неопределенного круга лиц, право граждан на частное обвинение госслужащих, виновных в нарушении законов. Подробнее см: Иски в защиту общих интересов)

В отличие от частноправовых отношений, в которых разрешено все, что не запрещено, органы власти должны действовать по принципу, по которому им «разрешено только то, что разрешено». Перечень разрешений закреплен в Конституции, то есть Конституция – это клетка для органов власти. Органы власти не могут произвольно толковать и трактовать свои полномочия в сторону их расширения.

Критерием для оценки действий органов власти являются соблюдение и защита ими прав и свобод человека (статья 18 Конституции России). Правовым наше государство может стать только тогда, когда на практике восторжествуют (как минимум!) следующие принципы, которые станут осознанной целью и депутатов, и чиновников, и граждан: Это:

  • ограничение полномочий и практики органов государственной власти правами и свободами человека и гражданина (власть признает неотчуждаемые права граждан);
  • верховенство права (закона, не противоречащего принципам права) во всех сферах общественной жизни;
  • конституционно-правовая регламентация и фактическая реализация принципа разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную;
  • реальная независимость суда;
  • правовая форма взаимоотношений (взаимные права и обязанности, взаимная ответственность) государства и гражданина;
  • соответствие законов принципам права и верховенство закона в системе нормативных правовых актов (закон выше указа);
  • соответствие норм российского законодательства общепризнанным нормам и принципам международного права;
  • прямое действие Конституции;
  • наличие развитого гражданского общества.

Это те критерии действительно правового государства, которые выработаны мировым сообществом.

С понятием правового государства неразрывно связан принцип верховенства права. Без верховенства права правовое государство просто невозможно, ведь верховенство права – это ответ на вопрос, что важнее – органы государства, творящее произвол, пользуясь статьями «удобных» законов (вроде принятого недавно закона об иностранных агентах. – ЕЖ), или право, соответствующее международным нормам и стандартам в сфере прав человека? Право, которое ограничивает органы государства в их действиях?

Верховенство права – это господство права над государственной властью. «Верховенство права» – это принцип управления, при котором все люди, учреждения и органы, публичные и частные, в том числе и органы государства, подотчетны на основании законов. Эти законы принимаются публично (т.е. парламентом после широкого общественного обсуждения), исполняются на равной основе, рассматриваются и применяются в рамках независимого судопроизводства (в том числе Конституционным судом).

Верховенство права является отличительным признаком общества, для которого человек является высшей ценностью. Оно предполагает:

• уважение достоинства любого человека со стороны органов государства;

• соблюдение рационально и на основе права принципа равенства;

• наличие у каждого гражданина реальной возможности обжаловать любые решения в независимых и беспристрастных судах в условиях справедливого судебного разбирательства.

Верховенство права – это наличие в стране реального механизма защиты прав и свобод через прозрачную и справедливую процедуру принятия судебных решений.

 

Какова роль судебной системы в верховенстве права?

Верховенство права – принцип правосудия. Оно является основополагающим общеевропейским стандартом для государств в целом и для их судебных систем в особенности. Для оценки выполнения этого стандарта сформулированы четкие критерии – контрольный список вопросов, по ответам на которые можно посчитать уровень верховенства права в каждой стране. В соответствии с этими критериями[1] Россия сегодня находится на 89-м месте (из 113 стран) в мировом рейтинге верховенства права. Это очень плохой показатель.

Современный перечень основных прав и свобод, закрепленных в Конституции России и в Европейской конвенции по правам человека (ЕКПЧ), содержит большую группу прав, которые называются правами-гарантиями, обеспечивающими справедливую и прозрачную процедуру выявления и устранения нарушений всех остальных прав. Это:

  • презумпция невиновности;
  • право на доступ к правосудию;
  • право на справедливое судебное разбирательство.
  • право на средства правовой защиты;
  • право быть заслушанным;
  • право на компетентного судью;
  • неприемлемость повторного привлечения к уголовной ответственности за одно и то же преступление (ne bis in idem);
  •  принцип, согласно которому меры, связанные с обременением, не должны иметь обратного действия.

Но и другие права тоже могут иметь отношение к понятию верховенства права – например, право на выражение мнения, обеспечивающее гражданам возможность критиковать власть, равно как и запрет на пытки, бесчеловечное или унижающее достоинство обращение или наказание (статья 3 Европейской Конвенции), поскольку они напрямую связаны с понятием справедливого судебного разбирательства. Многие из этих положений малоизвестны нашим гражданам или плохо воспринимаются российской правоохранительной системой и судами.

(В ходе дискуссии на ОГФ обсуждались вопросы недостойной работы российской судебной системы, пытки и другие формы давления на несогласных с политикой нынешней авторитарной власти. По теме дискуссий см.: А судьи кто? И еще: Мафиозное государство вступилось за Криворучко по закону омерты)

Мы должны понимать, что правовое государство нам никто не подарит. Правовое государство – это долгая борьба за него самих граждан и организаций гражданского общества. За каждую позицию придется биться с нашими средневековыми и советскими обычаями и практиками, отстаивать эти позиции в повседневной жизни.

Наша цель – правовая законность, которая означает, что никакой нормативный акт, принятый любым государственным органом, не может иметь юридической силы, если в нем содержится правило, искажающее или нарушающее основные права и свободы человека. Верховенство права и правовая законность – это реализация механизма защиты прав и свобод через прозрачную и справедливую процедуру принятия судебных решений.

Предстоит добиться в России верховенства права для каждого жителя России, что означает: равенство перед законом, справедливое разрешение споров, уважение со стороны органов власти, предсказуемость их действий и направленность на благо людей, а не на корыстные интересы чиновников. Но правовая законность невозможна без нормального парламента, а значит, без свободных и справедливых выборов.

 

Почему для всех нас важны честные выборы?

Честные выборы – гарантия ответственной власти. Возможность сформировать, а затем поменять органы власти, требовать отчета за действия и принятые решения позволяет людям ограничить органы государства и отдельных должностных лиц в их наступлении на права и свободы граждан, помешать злоупотреблениям общественными ресурсами и стимулировать движение в сторону гуманизации нашего общества.

Но для этого нужно, чтобы выборы были свободными и конкурентными, чтобы неугодные власти кандидаты не отсекались, чтобы подсчет голосов был честным и позволял установить реальную волю избирателей. Этого в России сегодня нет. Поэтому нет и парламента, ответственного перед избирателями, нет и ответственных мэров и губернаторов.

Но выборы честными сами не станут. Сегодня в России доминируют политики, которые, боясь потерять власть и ресурсы, всеми силами стараются сохранить status quo. Поэтому все предложения по реформе избирательного законодательства и правоприменения, которые могли бы привести к реальным изменениям, кладутся «под сукно».

Мы устали мириться с постоянным игнорированием мнения активных граждан и бесплодными разговорами представителей власти. Стране нужен запуск реформы избирательной системы, но реальные изменения возможны только при сильном и публичном гражданском давлении. Само общество должно стать двигателем этой реформы. Спасение утопающих – дело рук самих утопающих.

Проведение честных выборов возможно только при объединении разных общественных групп – от организаций, занимающихся правами инвалидов и гарантиями трудовых прав, до инициатив по общественному контролю над силовыми органами и пенитенциарной системой. Свободные выборы возможны только в условиях соблюдения прав и свобод человека и гражданина: свободы собраний и выражения мнений, свободы объединения в партии и движения, гарантии права граждан на участие в управлении государством через публичное обсуждение политики органов власти, через предоставление органами власти информации по запросу граждан, через независимый суд и право на иски в защиту интересов групп или неопределенного круга лиц, через защиту чести и достоинства личности от произвола силовых органов и отсутствия дискриминации граждан по любым основаниям, включая политические взгляды.

Нам пришло время объединиться для проведения назревших реформ. Летние массовые протесты, вызванные отказом в регистрации оппозиционных кандидатов, показали, что институт выборов в России находится в глубоком кризисе, – деградация предыдущих лет не остановилась. Более того, летом и осенью произошло системное наступление на гражданские права и свободы: обыски, аресты и уголовные дела в отношении невиновных граждан, давление на известные правозащитные организации, исключение из СПЧ ряда его активных членов.

Стало ясно: если сейчас упустить момент для совместных действий, то потом будет поздно. Мы видим, что это стали понимать многие: в противостоянии негативным тенденциям активизировались разные общественные группы – журналисты, студенты, ученые и преподаватели вузов, известные артисты, школьные учителя и священнослужители. Пожалуй, впервые в российской истории общественное недовольство было связано не столько с результатами выборов, сколько именно с процессом их организации.

Это изменение общественных настроений крайне важно для будущего свободных выборов в России: главные препятствия на пути демократических процедур сегодня лежат уже не в процедуре подсчета голосов, а в соблюдении равных прав граждан в ходе всего политического и избирательного процесса. Добиться контроля над соблюдением этих правил можно только общими действиями большого числа участников. Разными дорогами — к общей цели.

Исторический момент требует широкой гражданской коалиции. Но такая коалиция — это не формализованная структура, а общее представление о конечной цели и набор определенных шагов. Каждая большая общественная и профессиональная группа должна сделать собственный вклад в общее дело изменения избирательной системы, исходя из своих возможностей, интересов и проблем, с которыми регулярно сталкиваются ее представители. Усилия коалиции должны быть направлены на проведение честных выборов депутатов Государственной думы России в 2021 году, а позднее — честных выборов президента в 2024 году. Давайте добиваться этого сообща!

 

Что такое децентрализация и почему она важна каждому?

Благополучие и качество жизни во многом зависит от того, как обустроено пространство вокруг. Ощущение комфорта на своей малой родине дает возможность строить жизненную траекторию и усиливает уверенность в завтрашнем дне.

Социальное и экономическое развитие регионов и городов зависит от уровня их самостоятельности и ответственности перед жителями. Если у людей на местах нет ни возможностей, ни навыков самостоятельной достойной организации жизни, то развитие останавливается: активные люди уезжают в крупные города, за рубеж. Угасание общественной и экономической инициативы, неверие граждан в возможность лично влиять на свою судьбу ведут к апатии или протесту.

Российский федерализм и российское местное самоуправление, будучи молодыми политическими институтами, возникшими и сформировавшимися в 90-е годы прошлого столетия, за постсоветские годы прошли череду бесконечных реформ. Однако происходящие изменения по сути заключались не в реализации определенного стратегического замысла, а в ситуационном реагировании на текущие потребности федеральной власти в отношении регионов, а губернаторского корпуса – в отношении местного самоуправления.

В результате возможности и мотивация граждан на обустройство мест своей жизни оказались значительно ослаблены, а властные ресурсы – сосредоточены на федеральном и, в меньшей степени, региональном уровнях. Как следствие, муниципальную сферу охватывает отрицательная динамика мотивации и участия. Муниципальное управление становится делом прежде всего чиновников, а не жителей. В то же время кадровый состав руководителей муниципалитетов неизбежно слабеет.

Более 99% муниципалитетов дотационны и экономически не мотивированы – отсутствие собственных ресурсов не может быть основой для развития. Региональные власти, обладая на своих территориях существенным набором полномочий, остаются финансово и организационно зависимыми от федеральных органов власти, получают трансферты из федерального бюджета, причем все чаще – целевые (субсидии и субвенции), чем дотации, которыми они распоряжаются более свободно.

Несмотря на постоянную работу по повышению эффективности работы глав и администраций регионов, успехи в этом направлении носят скорее точечный характер, а зачастую обнаруживаются только «на бумаге».

(Примером профанации федерализма и местного самоуправления, примером неэффективности политики сосредоточения власти и ресурсов на федеральном уровне может служить вопрос о структуре полиции. В развитых странах с федеративным устройством она разделена на муниципальную, региональную и федеральную. Такая структура полиции позволяет не только разделить ее функции, но и наладить гражданский контроль за ее работой. Но власти России против такого европейского подхода, они пытаются из центра контролировать всю подчиненную им силовую пирамиду. Это ведет к неэффективности работы полиции, к фактической ее бесконтрольности, к сокрытию преступлений полицейских, к произволу, к пыткам задержанных. Но авторитарная власть наотрез отказывается децентрализовать полицию.)

Сегодня мы хотим добиться выстраивания баланса ресурсов и ответственности между уровнями власти в России, что для каждого гражданина будет означать:

• возможность решать большинство управленческих вопросов на месте, без изнурительного «поиска правды» в кабинетах и приемных федеральных чиновников;

• реальную способность контролировать уплаченные нами налоги и сохранять их в своем регионе или городе;

• гарантию на участие в выборе и смене руководителей территорий, определении направлений и смыслов их работы;

• право силами местного сообщества организовывать жизнь в городе, поселке и селе, формировать облик своего места жительства.

 

Что такое свободные СМИ и почему они важны для каждого?

Независимые, пользующиеся доверием граждан медиа – основной инструмент контроля гражданского общества за работой органов государства.

С одной стороны, СМИ информируют граждан о том, что происходит в мире, в экономике, в обществе и в государственном управлении, освещают наиболее злободневные и сложные сюжеты, формируют общественную дискуссию и призывают государство реагировать на проблемы.

С другой стороны, СМИ являются каналом коммуникации между властью, бизнесом и обществом, что способствует «зрячему» управлению как отдельными регионами или корпорациями, так и страной в целом.

В итоге СМИ напрямую влияют на информированность человека о происходящем, помогают доносить его проблемы до различных уровней власти, с помощью инструментов публичности защищают его от государственного произвола.

В современной России свободные и эффективные СМИ:

• заслужили доверие аудитории тем, что пишут про ее реальные интересы и проблемы, формируют обратную связь между различными группами в российском обществе, добиваются реакции ответственных лиц и помогают обществу и власти договариваться между собой;

• активно сопротивляются цензуре любого рода – государственной корпоративной, самоцензуре;

• занимаются расследовательской журналистикой, которая повышает прозрачность власти и помогает бороться с коррупцией;

• привлекательны для инвестиций, могут обеспечить достойный уровень зарплат и социальной защищенности журналистам.

(Однако сегодня большая часть россиян получает информацию и формирует свою политическую позицию, смотря телевизор, в котором практически все каналы сконцентрированы на поддержке авторитарной российской власти, фактически власти коррумпированной бюрократии, на пропаганде самоизоляции России и ее противостоянии развитым демократическим странам. Роль свободных СМИ в выработке политики, отвечающей интересам широких масс, сведена к минимуму. Они скорее играют роль клапанов для выпуска пара недовольства ситуацией в стране. Или, в лучшем случае, - площадки для общения экспертов и журналистов, отстаивающих европейский путь развития России. Подробнее см: ОПЕРАЦИЯ «ПРЕЕМНИК» НАЧАЛАСЬ 20 ЛЕТ НАЗАД.

Сломать этот страшный по своим последствиям аппарат телевизионной пропаганды по силам только народу, осознавшему угрозу ядерной войны и тот экономический тупик, куда его ведет наша власть. Но как донести это до широких масс россиян?)

______________________________

[1] «Верховенство закона и правосудие на переходном этапе в обществах в состоянии конфликта и постконфликтных обществах». Доклад генерального секретаря ООН. Doc. S/2004/616, 23 августа 2004 года, см. пункт 6 // Доклад о верховенстве права, утвержденный Венецианской комиссией на 86-й пленарной сессии (Венеция, 25–26 марта 2011 года), с. 7. Что такое верховенство права и почему оно важно каждому человеку?

Фото: Россия. Москва. На Общероссийском гражданском форуме. Сергей Фадеичев/ТАСС













  • Игорь Яковенко: Безумие этой политики в том, что Россия — часть европейской цивилизации...

  • Коммерсантъ: — Вождя не трожьте! — веско выступил пенсионер.— Меня тут в пионеры принимали, я хочу вспомнить, как это было.

  • Культура Достоинства: Как менялась Россия за 40 лет? Коротко! За 5 минут! (видео).
РАНЕЕ В СЮЖЕТЕ
К чему ведет вера в вождя?
6 МАРТА 2022 // ЕЖЕДНЕВНЫЙ ЖУРНАЛ
Вождизм, авторитаризм, абсолютизм власти – все эти термины, по сути, описывают одни и те же отношения в обществе: веру большинства народа верховному правителю и послушный театр марионеток в его окружении. Как бы ни назывались филиалы этого театра – Государственная дума, Сенат или Совет безопасности. В современном мире много стран с авторитарными режимами власти. Наиболее развиты они на Востоке, в образе «восточного деспотизма». Исторически сложилось так, что и народ России тоже привык подчиняться правителю, обладающему абсолютной властью. В таких странах, как Россия, Северная Корея, Китай, Туркмения, Куба, авторитарная власть определяет все сферы общественной жизни.
Прямая речь
6 МАРТА 2022
Игорь Яковенко: Безумие этой политики в том, что Россия — часть европейской цивилизации...
В СМИ
6 МАРТА 2022
Коммерсантъ: — Вождя не трожьте! — веско выступил пенсионер.— Меня тут в пионеры принимали, я хочу вспомнить, как это было.
В блогах
6 МАРТА 2022
Культура Достоинства: Как менялась Россия за 40 лет? Коротко! За 5 минут! (видео).
Московия 3.0. Есть ли шансы выскочить из исторической колеи?
26 ФЕВРАЛЯ 2022 // ЕЖЕДНЕВНЫЙ ЖУРНАЛ
Модернизация в разных проявлениях. В XX веке в счастливую пору послевоенного расцвета и краха колониальных империй родилась теория модернизации. Она видела страны-образцы, среди которых безусловным лидером были процветающие США, и страны, которым надо постараться быть на них похожими. Для этого нужно было быть рыночными, а главное – демократическими. Модернизация виделась: с одной стороны, как продвижение к зрелому рыночному хозяйству и демократическому устройству, под которым понималось представительное (выборное) правление, разделение властей, верховенство права, права и свободы человека; с другой стороны...
Сказка об инопланетянах
21 ФЕВРАЛЯ 2022 // ПЕТР ФИЛИППОВ
Давайте посмотрим правде в глаза. Человечество стоит на грани вымирания. Путинская политика балансирования на грани войны с Украиной, стягивание вооруженных формирований к границе, готовность российских солдат и офицеров выполнить приказ главнокомандующего, каким бы чудовищным он ни был, говорят именно об этом. Как и результаты социологических опросов, свидетельствующие об одобрении немалой частью россиян возможных военных действий против соседей. Все это – признак крайне опасной ситуации. Ядерная война возможна, а чем она закончится, не знает никто.
Куда ведет средневековое сознание
14 ФЕВРАЛЯ 2022 // ЕЖЕДНЕВНЫЙ ЖУРНАЛ
Войны за территории – это реалии всей истории человечества. Люди убивали соседей, говорящих на другом языке, чтобы захватить их земли. Всегда находились добровольцы, причем с обеих сторон. Нередко это объясняют идеологическими причинами. Мол, люди были готовы умирать за идеи, например, за идею фашизма или коммунизма. Но если смотреть на вещи объективно, то приходится признать, что идеология занимает в этом мало места. Главное – желание захватить территорию для расселения. Это черта внутривидового естественного отбора – по Дарвину. Вспомним, что Гитлер обещал немцам украинские черноземы, если Германия завоюет земли СССР. И этот крючок срабатывал.
Местное самоуправление – школа демократии. Опыт Финляндии
4 ФЕВРАЛЯ 2022 // ПЕТР ФИЛИППОВ
Тротуары в Петербурге завалены снегом и льдом. Колея на проезжей часть улиц, сугробы на тротуарах. Старики не могут дойти до магазинов, не рискуя сломать ноги, очереди покалеченных в травмпунктах. Почему так? Городские власти в очередной раз демонстрируют свою неспособность справиться с таким неожиданным стихийным бедствием, как зима. А «свои» частные компании только осваивают деньги налогоплательщиков. Таковы реалии городского управления в России 2022 года. Если сравнить ситуацию с уборкой улиц в Петербурге и Хельсинки — это небо и земля. Потому что в России местное самоуправление — фикция. А ведь местное самоуправления не просто дает гражданам возможность влиять на условия жизни, оно служит школой демократии. Финны в этом подают нам пример.
Азиатский способ производства. Уроки для России
26 ЯНВАРЯ 2022 // ПЕТР ФИЛИППОВ
Нельзя построить отношения собственников на конкурентном рынке без правил, обязательных для всех. То есть в Европе закон — и в сознании людей, и на практике — важнее указаний чиновника. А при азиатском способе указания чиновника всегда важнее закона, «закон что дышло, как повернул, так и вышло».
Как изменить мотивацию у чиновников
17 ЯНВАРЯ 2022 // ЕЖЕДНЕВНЫЙ ЖУРНАЛ
События в Казахстане продемонстрировали, кто служит фундаментом власти. Силовики! Возможность творить насилие над своими гражданами – условие устойчивости авторитарного режима. Нет этой возможности – зови иностранные войска, авось помогут. Но, согласитесь, имея даже послушную полицию и армию, невозможно управлять хозяйством. Нужна бюрократия! Бюрократия, административный аппарат – неотъемлемый институт современного общества. При этом бюрократическая вертикаль – стержень и авторитарного режима власти, важная составляющая олигархического «капитализма для своих».