Владислав Юрьевич Сурков – человек, конечно, стильный. В этом ему не откажешь. Свою отставку он обставил замысловато. Президентский указ, которого, кстати, до сих пор нет, предварило сообщение ближайшего соратника. О сенсационной новости в своем Telegram-канале написал в минувшую субботу Алексей Чеснаков. В этом тексте прекрасно все. От причины, по которой знатный царедворец покидает высокий пост помощника главы государства, до ближайших планов свежеотставленного. Итак, Сурков ушел с госслужбы из-за «смены курса на украинском направлении». В этой формулировке озадачивают две вещи. Во-первых, какая-такая «смена курса»? А почему мы не заметили? Вот… Это и есть главный вброс. Всем нам доходчиво объяснили, что, оказывается, политика в отношении Украины изменилась. В какую сторону, не очень ясно, но в такую, с которой Владислав Сурков категорически не согласен. Не согласен до такой степени, что позволил себе вопиющий демарш – фактически обнародовал претензии к Путину и хлопнул дверью. Но мы-то с вами ребята далеко не наивные и в такую импульсивность и вспыльчивость г-на Суркова ни секунды не верим. Не первый год, как говорится, знакомы. Другими словами, все это театр одного актера. А то, что Владимир Путин был заранее ознакомлен с текстом пьесы, а, возможно, и является ее соавтором, лично у меня никаких сомнений не вызывает. Про ближайшие планы Алексей Чеснаков рассказал, что в течение месяца Сурков будет медитировать... Тоже, скажу я вам, не очень тривиальное известие. Речь все-таки идет не о голливудской звезде, а о влиятельном кремлевском сановнике, пусть и с поэтическими наклонностями. И потом – зачем нам об этом поведали?
Спектр интересов Владислава Суркова буквально необозрим, что, конечно, отразилось на профессиональной карьере. То он формулирует для Владимира Путина идеологические контрапункты его правления (помните про «суверенную демократию»?), то создает какие-то молодежные банды («Наши»), чтобы противостоять «оранжевой угрозе», то участвует в партстроительстве и отвечает за ситуацию в Думе. Но потом его сдергивают с внутренней политики и, дав какое-то время отсидеться в правительстве, отправляют реализовывать имперский проект Владимира Путина. Абхазия, Южная Осетия, ну и, разумеется, Украина. Я не люблю кого-то излишне демонизировать, но, если однажды выяснится, что первым, кто предложил президенту в 2014 году «цап-царапнуть» Крым, был именно Владислав Сурков, нисколько не удивлюсь.
С Украиной, конечно, вышла полная лажа. Владислав Юрьевич, разумеется, рассчитывал стать наместником на территории от Ростова до Одессы, а в итоге был вынужден рулить какими-то ублюдочными бандформированиями на огрызках двух украинских областей, а так же следить за тем, чтобы они там не каждый день резали друг другу глотки и воровали не все, что привозится из России. Надо сказать, что и с этой задачей он справился, прямо скажем, не очень здорово. Однако означает ли это, что он, по мнению главы государства, исчерпал свой потенциал и теперь окончательно отправлен, что называется, на «свалку истории». Совершенно не уверен. Тем более что все это про него говорили уже почти десять лет назад, когда он покинул Администрацию президента.
Вполне возможно, Владимир Путин уводит сегодня на обочину каких-то важных для себя людей, чтобы в будущем использовать их в новой роли. (Дмитрий Медведев, например, – человек, который пользуется несомненным доверием президента. Зачем же с ним расставаться накануне важных событий?) Мы все еще не понимаем, какой вариант пожизненного правления выберет действующий глава государства. Может, в том сценарии транзита, который сегодня готовит Путин, нынешним отставникам отведена важная роль? Может, их для этого решили какое-то время подержать на выселках, в стороне от Кремля и Белого дома. В том числе – и Владислава Суркова…
Фото: Валерий Шарифулин/ТАСС