Владимира Путина все время обманывают. Но не по злому умыслу, так случайно происходит. Просто вокруг него вдруг оказались люди, основная черта которых – искренне заблуждаться в любых вопросах, за которые бы они ни взялись. Эти важные сановники не строят коварные планы, как навредить любимому президенту, за которого они в огонь и в воду, или любимой родине, за которую они тоже в воду и в огонь. Они честно хотят, как лучше, но у них не получается, потому что эти люди – невежественные идиоты… Они плохо учились в школе. И в начальной, и в средней, и в высшей школе КГБ. Они в детстве, отрочестве, юности, зрелом возрасте и в старости прочли совсем мало книжек. Они ничем не интересуются, кроме денег, жратвы и водки. Как они все оказались у руля довольно большого государства? Это простой вопрос, вы и сами знаете на него ответ. Почему раньше это было не так заметно? Потому что качество кадровой политики руководства наиболее наглядно проявляется в кризисных ситуациях.
Мне просто интересно, кто-нибудь уже объяснил президенту России, что победить Саудовскую Аравию в нефтяной войне не получится. Не потому что Игорь Иванович плохой вояка. Он отличный вояка! Но существуют объективные причины, которые сильнее даже Игоря Ивановича. Саудовская Аравия производит и продает больше нефти, чем Россия. (Не намного, но больше.) Саудовская Аравия обладает большими запасами разведанных месторождений, чем Россия (существенно большими). Нефть, которая добывается в Саудовской Аравии, более высокого качества, чем та, что добывается в России. Поэтому на мировых рынках стоит она дороже. Но это даже не главное. Главное, что себестоимость саудовской нефти примерно в пять раз ниже российской. Опять же – по объективным причинам. Она там просто бьет из барханов. Только успевай подставлять ведра и танкеры. Поэтому, если наследный принц упрется и заручится поддержкой американцев, то демпинговать саудиты смогут еще долго…
Все вышеприведенные данные не надо было добывать с помощью ГРУ и СВР, они содержатся в Википедии. Но в том-то и дело, что окружение Путина Википедию тоже не читает. Поэтому, когда министр Новак бежал с заседания ОПЕК, Владимир Путин ничего еще не знал о последствиях. А они совсем не тривиальные. Потому что нынче уже основная проблема даже не в том, что падает цена на наш главный углеводород, а в том, что у России совсем не медленно, но очень верно отжимают традиционные рынки сбыта, и скоро нам некуда будет продавать нефть ни за какие деньги. Покупатели станут морщиться и говорить: «Оставьте это сернистое говно себе, у нас тут марки «Brent» хоть залейся». И Лукашенко, кстати, поторопился с фиксацией цены. Через месяц купил бы у Путина нефть в полтора раза дешевле.
Вся эта история как нельзя лучше характеризует уровень менеджмента у самого подножия российского трона. Согласитесь, что в ситуации кризиса (а у нас тут эпидемия) такое положение дел у людей с крепкой нервной системой вызывает беспокойство, а у чуть более эмоциональных – уже панику…
Пока стратегию реагирования на коронавирус, которую избрала российская власть, можно назвать «Меньше знаешь, крепче спишь». Отказ от масштабного тестирования – не разгильдяйство и не коррупция. Эти тесты в России никто не украл, они тут просто не появились, потому что их не закупили. Политика понятная – зачем нам знать число реально зараженных, если большая часть из них все равно выживет? Ну, кое-кто, конечно, умрет. Но люди в России вообще умирают довольно часто по самым разнообразным причинам. Поэтому мы будем постепенно ужесточать ограничительные меры, «информировать население», разоблачать врагов, делать вид, то собираемся строить больницы и лаборатории и мониторить ситуацию, которую на самом деле мы никак не можем мониторить, потому что у нас для этого нет никаких инструментов, кроме ФАПСИ, а ФАПСИ еще не освоило методики массового тестирования на этот вирус. Безупречная стратегия! Абсолютно в духе классической имитационной политики всего срока правления Владимира Путина. Сбоев не бывает! Но, если бы в окружении Путина сегодня был бы человек, который разбирается в социальных процессах, он, возможно, объяснил бы ему, то нынешняя ситуация не вполне банальная, что за все двадцать лет его правления таковой в России еще не складывалось. И, соответственно, последствия могут быть неожиданными. Потому что, если вдруг начнет умирать людей больше, чем хотелось бы, и это станет заметно, то оставшиеся пока в живых могут начать демонстрировать качества, которые до сей поры от них никто не ждал. И выберут модель поведения, не свойственную, как уверены в Кремле, жителям России эпохи развитого путинизма. Например, могут начать в жесткой форме предъявлять претензии прямо верховному правителю. Пока эти риски власть, кажется, совершенно не учитывает. Ну и ладно…
Фото: 1. Россия. 22.03.2020. Москва во время пандемии коронавируса COVID-19. Сергей Савостьянов/ТАСС
2. Нефтяное месторождение и зимний кемпинг района Сахир, Бахрейн. Hasan Jamali/AP/TASS
3. Россия. Сургут. 11.03.2020. Нефтяных качалок в Сургутском районе. Алексей Андронов/ТАСС