На фоне «идеального шторма» — нарастающей пандемии и обвала экономики — сравнительно незаметно произошли серьезные кадровые перемены в сфере медиа, которые в иное время были бы в центре общественного внимания.
Александр Жаров перешел из Роскомнадзора в руководство «Газпром-медиа». Ему на смену пришел Андрей Липов, служивший до этого начальником управления АП по развитию информационно-коммуникационных технологий. Один из наиболее ярких фактов в биографии Андрея Юрьевича – кураторство закона о «суверенном интернете», подписанном Путиным 1.05.2019. Так что цензурное ведомство по-прежнему в надежных руках.
Привычка в любых кадровых подвижках видеть угрозу дальнейшего закручивания гаек в данном случае, видимо, вполне оправдана. Весь вопрос в том, на каком участке и какие именно гайки будут закручиваться. Ужесточить цензурный режим со стороны Роскомнадзора по сравнению с тем, что было при Жарове, конечно, можно, но довольно сложно. Поскольку за восемь лет пребывания в должности главного цензора страны Александр Жаров заблокировал практически все, что хоть как-то дышало и шевелилось, уничтожил или затруднил доступ к нескольким сотням тысяч значимых источников информации.
Несколько более вероятно, что Липов сохранит тот уровень цензурного давления Роскомнадзора на СМИ, который был достигнут при Жарове, а гайки будут закручиваться именно Жаровым на новом месте, в «Газпром-медиа». Предшественник Жарова, Чернышенко, пришел в медиа из сферы рекламы. Жаров – чиновник, до Роскомнадзора в середине нулевых служил пресс-секретарем министра здравоохранения России Юрия Шевченко, пресс-секретарем председателя правительства России Михаила Фрадкова. Для Чернышенко СМИ – это бизнес, для Жарова объект надзора и контроля нежелательной информации.
В «Газпром-медиа» есть два важных для Кремля медийных актива: НТВ и «Эхо Москвы». Учить НТВ работе на Кремль – только портить. Несколько иная ситуация с «Эхом Москвы», которое, несомненно, является частью путинских информационных войск, но занимает в них настолько особое место, что многими, как сторонниками, так и противниками режима, воспринимается как независимое или даже оппозиционное СМИ.
Судьба «Эха Москвы» зависит от выбора Кремлем тактики в отношении «либеральной» тусовки, то есть той части пишущего и говорящего сословия, включая и часть т.н. системных либералов, которая не может прямо поддержать режим самодержавия, издающий все более резкий запах фашизма, но не готова к противостоянию этому режиму. Поскольку, как было верно сказано: «Я – Ксения Собчак, и мне есть что терять».
В сфере внутренней политики этот выбор был сделан, когда Суркова с его манипуляторскими играми заменил сторонник жесткого искоренения любой легальной оппозиции Володин. В сфере медиа провалилась попытка Лесина окончательно подмять «Эхо», превратить его из инструмента манипулирования оппозицией, создания «ложных маяков» и т.д. в прямой как шпала канал лжи и ненависти, наподобие НТВ или "России 1". Если сейчас в Кремле принято решение прекратить игры с оппозицией и произвести ее зачистку, то Жаров – идеальная кандидатура в качестве проводника этой политики.
Если судьба «Эха Москвы» в связи с приходом Жарова на должность гендиректора «Газпром-медиа» под вопросом, то в отношении судьбы «Ведомостей» в связи с приходом новых руководителей никаких вопросов не осталось. Новый главный редактор, Андрей Шмаров, на встрече с коллективом редакции 24.03.2020 вел себя как глава оккупационной администрации в захваченном городе и с первых минут дал понять журналистам, что все, что они делали до сих пор, мало чего стоит, как, собственно, и само издание. Новый главред объяснил сотрудникам, что не знаком с уставом «Ведомостей» и «Догмой» издания — сводом внутренних правил газеты, которые были гордостью «Ведомостей» и предметом подражания для других качественных медиа. После чего Шмаров признался, что с некоторых пор, после не понравившейся ему статьи, перестал читать и саму газету «Ведомости». А новый владелец издания, Зятьков, сравнил газету с подержанным «Бентли». «Если свинтить с „Бентли“ побрякушки, то он потеряет часть ценности», – передал слова Зятькова один из журналистов "Ведомостей"».
Судя по всему, новое руководство собирается не просто «свинтить» с «Бентли»-«Ведомостей» «побрякушки», но и полностью заменить двигатель, ходовую часть и кузов. Что получится в итоге – БТР или «Жигули» – пока непонятно. Ясно, что не будет фирменной полосы «Ведомостей» – «Мнения», поскольку Шмарову активно не нравятся все ее основные авторы: эксперт Центра Карнеги Константин Гаазе, профессор Чикагского университета и ВШЭ Константин Сонин и основатель РЭШ Сергей Гуриев.
Кроме того Шмаров продемонстрировал некоторые взгляды на журналистику и мораль, которые люди обычно скрывают. По крайней мере, в последние несколько десятилетий такие взгляды стараются не демонстрировать. Например, он сообщил, что не видит ничего страшного в том, чтобы владелец редактировал статьи принадлежащего ему издания. Помимо этого новый владелец «Ведомостей» объявил, что не понимает, что такое харассмент, и поэтому он полностью на стороне несправедливо обиженного Харви Вайнштейна…
Грядущий портрет обновленных «Ведомостей» завершает фигура нового редакционного директора Юрия Кацмана, наиболее ярким событием в послужном списке которого является участие в издании газеты «Не дай Бог!», которая в 2012 году была создана для борьбы с протестным движением…
Судя по кадровым переменам в медийной сфере, Кремль решил помножить на ноль не только Конституцию, но заодно и остатки инакомыслия в СМИ…
Фото: 1. Россия. Москва. Бывший руководитель Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций РФ (Роскомнадзор) Александр Жаров в агентстве ТАСС. Сергей Бобылев/ТАСС
2. Россия. Московская область. Сотрудники типографии "Экстра М" с напечатанными экземплярами газеты "Ведомости". Сергей Фадеичев/ТАСС