О пользе разделения властей, даже при эпидемии
Кризис бродит по Европе, кризис пандемии. Впереди неизбежен и тяжелый экономический кризис. Народы по-разному оказались готовы к этому. Многие, обладая богатыми природными ресурсами, не сумели развить современную науку и конкурентоспособную промышленность. Не обеспечили и достойный уровень жизни. Им в период кризиса придется нести самые большие тяготы. А все дело в том, что порядки в этих странах не создавали и не создают стимулов для развития. Потому что интересы власть имущих не соответствуют интересам простого народа. Даже если официальная пропаганда твердит, что власть служит своему народу.
Можно ли слугой народа считать фараона, сгонявшего подданных под страхом смерти строить пирамиды? А императора Николая II, ввергшего россиян в пучину Первой мировой войны? Да и Сталина, сгубившего миллионы людей, слугой народа не назовешь. Если эти правители и служили, то только своим амбициям, представлениям о своей великой роли в мире. И своим корыстным интересам: стремлению к богатству, к показной роскоши.
А можно ли нашего несменяемого президента назвать слугой народа? Слугой тех летчиков и солдат, что погибли неизвестно за что в Сирии? Или слугой пенсионеров, не способных свести концы с концами? Значит, не слуга наш президент, а Хозяин! И, судя по результатам недавнего голосования, хозяин для многих желанный! Ведь для большинства россиян всевластный царь — это норма, это привычно. Тысячелетиями князья, ханы, императоры, а позже генеральные секретари КПСС гнобили своих подданных и собирали с них дань. Культура наша сформирована столетиями крепостного права, десятилетиями сталинской колхозной неволи, репрессиями КГБ-НКВД. В нашей крови прочно засел страх.
И когда мы сталкиваемся с такой проблемой, как пандемия короновируса, мы смотрим на президента, как малые дети на своего отца. Защитит он нас, спасет, вылечит и накормит. Сами мы не знаем, что делать. Терпилы мы.
Слова Конституции о том, что единственным источником власти в нашей стране является ее народ, не более чем профанация. Это чехи, немцы или шведы могут решать на альтернативных выборах, кого им поставить к рулю управления страной. А потом еще и изберут своих доверенных лиц, депутатов, чтобы те контролировали чиновников. Мы на это не способны, мы слишком послушные. За кого по телеящику призовут голосовать, за того и проголосуем. Или за нас власти сами проголосуют, в протоколах что надо запишут. Тем более что политических дискуссий у нас нет, все телевизионные каналы подконтрольны властям. Купленные властью журналюги лапшу на наши уши нам вешают, а мы им верим.
Президент наш не слуга народа, он наш главный начальник, который может не только приказ любой отдать, но и ядерную войну развязать. Как он нам обещал — увести с собой в рай. Если раньше для этого надо было согласие министра обороны и начальника Генерального штаба, то теперь Путин может сам, единолично, погубить весь мир. И что важно, наши военные приказ его выполнят.
Нашему президенту-хозяину непосредственно подчиняются министры внутренних и иностранных дел, обороны, ФСБ и, фактически, Генеральный прокурор. Да и для губернаторов важна не оценка избирателями их работы, как это имеет место в США или Канаде. Им важно отношение к ним президента! Впрочем, как и депутатам. Внес Путин в Госдуму свои поправки в Конституцию, и те безропотно их приняли. Теперь он у нас Хозяин несменяемый.
Так что никакая в России не демократия. У нас суперпрезидентский, авторитарный режим с безальтернативным авторитарным правителем, восседающим на вершине коррумпированной бюрократической пирамиды. Или, как говорят политологи, у нас «естественное государство». Вроде тех, что создавали «специалисты по насилию» еще тысячи лет назад. В таком государстве Хозяин-вождь со своими приближенными вершит власть. Его опричники творят произвол и собирают дань с подданных. Так что в России сегодня настоящее средневековье, как при Иване Грозном!
Тот катастрофически низкий уровень управления, которым нас облагодетельствовал Хозяин и его окружение, отчетливо проявился в медицине. «Оптимизация здравоохранения» лишила медицинской помощи многих россиян, живущих за пределами Москвы и Санкт- Петербурга. Из-за уровня пенсий и зарплат, издевательски низких на фоне «заоблачных» доходов чиновников и олигархов, частная медицина практически недоступна большинству граждан. Налицо падение квалификации медиков, развал отечественной фармацевтической промышленности. А экономика страны уже много лет пребывает в застое. Уровень жизни россиян снижается. Наш президент наглядно продемонстрировал степень непонимания проблем подданных, отнеся к «среднему классу» россиян, зарабатывающих жалкие 17 тысяч рублей в месяц!
Уйти от такого «естественного государства», с Хозяином во главе, непросто. Лишь два столетия назад в Европе рухнули феодально-монархические режимы, основанные на угнетении простолюдинов и произволе власть имущих. В ходе революций, начатых во Франции и при образовании США, удалось утвердить главные принципы демократии: разделение властей и неотчуждаемость прав граждан. В статье XVI французской «Декларации прав человека и гражданина» от 1789 года так прямо и записано: «Любое общество, в котором не обеспечено соблюдение прав и не закреплено разделение властей, не имеет конституции». (Здесь под словом «конституция» авторы подразумевали народовластие.)
Европейские конституционные монархии тоже стали парламентскими. Монархи теперь выполняют лишь представительные функции. Король Испании в прошлом веке даже помог утвердиться в стране демократии, способствовал пресечению попытки реставрации фашистского режима. С точки зрения разделения властей и соблюдения прав человека такие монархии ничем не отличаются от парламентских республик.
Одним словом, европейцы в массе своей осознали, что для того чтобы власть оставалась в рамках закона, действовала по справедливости, она не должна быть сосредоточена в руках Хозяина страны. Её нужно подчинить избирателям и разделить на три ветви: законодательную, принимающую законы, исполнительную, реализующую их, и судебную, контролирующую принятие и исполнение законов, а также разрешающую споры. Во власти нужна система сдержек и противовесов, при которой каждая из ветвей власти уравновешивает две другие и не позволяет им расширять свои полномочия. Так, парламент вправе контролировать работу министерств и отправлять правительство в отставку. А суд может признавать недействительными статьи законов и указы президента, если они противоречат Конституции. Правительство же вправе вносить на рассмотрение парламента свои законопроекты. Такая система сдержек и противовесов препятствует нарушениям законов самой властью.
Для тех, кто не очень силен в политологии, постараемся объяснить принцип разделения властей попроще. Сделаем это на примере садоводческого товарищества. Общее собрание его членов, по сути, есть парламент садоводства. Оно избирает правление и председателя. Но как сделать так, чтобы председатель не мог за взятку заключать договор на обслуживание инфраструктуры садоводства по завышенным ценам? Опыт подсказывает: надо избрать ревизионную комиссию. Она проконтролирует расходы и сбережет взносы садоводов. И отчитается перед ними.
Другой пример — акционерное общество. Там исполнительная власть — это генеральный директор и его сотрудники. Законодательная власть — Общее собрания акционеров. Акционеры заинтересованы в том, чтобы их капитал не разворовывался. Поэтому они нанимают аудиторскую фирму и проверяют все расходы и доходы компании. Еще акционерам нужен справедливый суд, который накажет вороватых управленцев, если будут доказательства. Это и есть разделение властей, которого, кстати, на государственных предприятиях нет.
Вы спросите, а как же единоначалие на корабле? Там ведь без него не обойтись! Дебаты о том, надо ли право руля или лево, на корабле просто не допустимы. Но и там, если капитан свихнется, команда найдет способ запереть его в каюте. А страна наша — не корабль, много больше. Принятие разумных законов и эффективное управление в ней настолько сложны, что без системы сдержек и противовесов, без разделения властей не обойтись. Иначе — беззаконие и произвол, власть Хозяина и силовиков.
Если по указанию главы государства можно посадить в тюрьму любого гражданина, то установление в стране авторитарного режима неизбежно. В чем мы убедились на своем опыте. Именно поэтому сторонники разделения властей изобрели различные хитроумные системы вроде судов присяжных, которые способны принимать беспристрастные решения. Независимость судей, верховенство права и соблюдение неотъемлемых прав граждан необходимы для гарантии прав собственности. Даже собственности тех, кто критикует власть. Независимость судей нужна и для обеспечения наших прав по договорам.
Как показывает мировой опыт, лишь в демократических государствах, где разделение властей стало реальностью, а суды независимы, где бюрократия действительно контролируется парламентами и нет повальной коррупции среди чиновников, вы можете ожидать соблюдения этих прав. Поэтому в таких странах граждане заключают долгосрочные договоры, делают капиталовложения, учреждают благотворительные фонды. Они уверены, что их права будут защищены и в будущем. А ведь это — необходимое условие притока в страну инвестиций и высоких технологий. К сожалению, Россия, как и большинство африканских стран, в круг таких государств не входят.
Разделять власти нам надо на практике, а не только в тексте Конституции, как это имеет место сегодня. Впрочем, во многих странах в республиканские одежды рядятся авторитарные режимы, которые опираются на средневековую культуру народов и используют всю мощь телевизионной пропаганды для их одурманивания.
***
Остановимся подробнее на других неотчуждаемых правах граждан. Это право на жизнь и защиту чести и достоинства, право на свободу мысли, слова, собраний и политической деятельности, на неприкосновенность жилища, частной жизни, на тайну переписки и телефонных переговоров, на свободу ведения хозяйственной деятельности. Более того, в Декларации независимости Североамериканских Соединенных Штатов признается неотъемлемое право народа на восстание против власти, подавляющей свободу граждан.
Очевидно, что реальное соблюдение прав человека служит фундаментом народовластия. Соблюдение этих прав органами исполнительной власти и охрана их независимыми судами ограничивает произвол, а разделение властей препятствует сосредоточению власти в руках одного человека или узкой группы лиц, как это произошло в России.
Права человека естественны, он наделен ими от рождения. Законы, посягающие на права людей, противоправны. Закон, даже принятый большинством голосов депутатов, может иметь неправовой характер. Таким, например, является статья 280 УК РФ «Публичные призывы к экстремистской деятельности», которая позволяет произвольно трактовать любые высказывания граждан. Неправовые законы — то же самое, что и власть, узурпированная диктатором. Они требуют отмены!
В развитых странах для противодействия принятию неправовых законов, в дополнение к разделению властей, введен еще и надзор в форме Конституционного суда. Но такой суд может выполнять свои функции, если состоит из честных и независимых от правящей бюрократии судей. К сожалению, сегодня в России это не так. Председатель Конституционного суда Валерий Зорькин назвал крепостничество «главной скрепой, удерживающей внутреннее единство нации». А на Петербургском международном юридическом форуме заявил, что «защита прав человека не должна подрывать нравственные устои общества и разрушать его религиозную идентичность». И добавил: «Обеспечение прав граждан не должно создавать угрозу государственному суверенитету». И это говорит защитник нашей Конституции?
Другой мерой, дополняющей принцип разделения властей, стало ограничение срока пребывания президентов на своем посту. Мы на своем опыте знаем, что у людей с возрастом снижается склонность к нововведениям. Например, молодые люди намного легче, чем пожилые, осваивают современные цифровые технологии. В Китае сочли необходимым не только нанимать чиновников по конкурсу, но и замещать руководителей подразделений после пяти лет работы. Да и в СССР партноменклатура придерживалась правила менять секретарей обкомов каждые пять лет. Ничего подобного сегодня в России нет.
На уровне жизни несменяемость власти, когда на троне долго сидит авторитарный правитель, сказывается плохо. Потому что от его мировоззрения зависит очень многое. Вспомним историю. Разве Петр Первый был похож на Ивана Грозного? Поехал бы Грозный, как Петр I, в Голландию осваивать военные технологии? Конечно, нет! А разве похож Путин по своим воззрениям на Михаила Саакашвили? Эти два лидера отличаются, прежде всего, по своим идеалам и целям, по своим знаниям. Для Путина идеалом является советская империя, власть чекистов, госсобственность — кормушка для чиновников. Он не умеет обращаться с компьютером, не пользуется интернетом. А для Саакашвили и его единомышленников целью было победить в стране организованную преступность, обуздать коррупцию, создать условия для развития бизнеса. Они обладали для этого знаниями да еще привлекали экспертов из Европы и США.
Или сравним итоги правления двух таких авторитарных лидеров, как Путин и Си Цзиньпин. Сравним, прежде всего, по темпам развития экономики. Экономика России уже много лет в глубокой стагнации. Доходы россиян, за исключением жителей Москвы и Санкт Петербурга, находятся на уровне бедных стран Африки. В страну не идут инвестиции и передовые технологии. Она противопоставила себя всему цивилизованному миру. Ее Хозяин тратит огромные деньги на вооружение и ввязывается в войну в Сирии, в Донбассе.
А в Китае, благодаря ментальности авторитарного лидера, за счет развития частной собственности и рыночной конкуренции выросли темпы роста экономики. Они составляли (до пандемии короновируса) 8% в год. Китай стал мастерской мира, основным производителем компьютеров и смартфонов. За последние годы там построено около 1 млн мостов и 20 тысяч тоннелей. Вся страна покрылась сетью современных автомобильных и железных дорог. Там ходят сотни скоростных поездов. В Китае сегодня 7 крупнейших морских портов из числа мировой топ-десятки. Но, главное, уровень жизни китайцев теперь выше, чем у россиян.
Значит ли это, что достаточно поменять нашего Хозяина на кого-то вроде председателя ЦК КПК? Нет, недостаточно. Не следует надеяться и на разумного правителя. Ведь на одного Си Цзиньпина приходятся десятки тиранов вроде Мобуту. Даже если авторитарный правитель по причине своих высоких моральных качеств и будет проводить разумную экономическую политику, его наследники так поступать, скорее всего, не будут. Жажда власти и корыстные устремления при отсутствии разделения властей возьмут верх.
Значит, надо менять наши порядки. Добиваться реального разделения властей и политической конкуренции, гарантировать неотчуждаемые права граждан, уйти от нынешнего самодержавия и обеспечить верховенство права, гарантии частной собственности. Нам надо добиться сменяемости власти.
Если политическая культура и политическая активность россиян вырастут, если наши люди откажутся от надежды на доброго самодержца, то мы сможем сформировать квалифицированную, разделенную на ветви власть, в органах которой принимать решения будут не льстецы и подхалимы, а профессионалы. Такая власть будет соблюдать права человека. У нас снизится уровень коррупции и преступности, не надо будет платить взятки и откаты чиновникам. А значит, появятся стимулы проявлять инициативу, предприимчивость, изобретать и внедрять новое, вкладывать свои капиталы и сбережения не в офшоры, а в российский бизнес. В страну придут инвестиции и современные технологии. Россия станет богатой страной, у населения вырастет уровень жизни. Так произошло в Чехии, Эстонии, Испании. Так должно произойти и в России!
Фото: 1. 06.03.2020. Россия. Москва. Президент России Владимир Путин во время встречи с руководителями фракций Государственной Думы РФ, посвященной обсуждению поправок в Конституцию России, в Кремле. Михаил Метцель/ТАСС
2. 06.03.2020. Россия. Иваново. Президент России Владимир Путин во время общения с жителями города после посещения детской поликлиники в составе городской клинической больницы №4. Алексей Никольский/пресс-служба президента РФ/ТАСС
3. 20.03.2020. Россия. Краснодар. Сотрудница в зоне по подготовке нуклеиновых кислотв микробиологической лаборатории испытательного лабораторного центра ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Краснодарском крае". Учреждение входит в единую федеральную централизованную систему органов, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор. Игорь Онучин/ТАСС