Зачем нам сегодня вспоминать Вторую мировую войну? Ведь людям приходится решать сегодняшние проблемы. Хотя многие не против учитывать уроки прошлого. Но делают они из нашей истории разные выводы. Для одних – «никогда больше!». Для других – «можем повторить!». Когда участники войны были живы, 9 мая был праздником «со слезами на глазах», праздником памяти и скорби. Милитаристская истерия и желание повторить были тогда абсолютно неуместны. Но сегодня победобесие официальной пропаганды стало, к сожалению, нормой. А нам приходится отстаивать историческую правду.
Вторая мировая война длилась с 1 сентября 1939г. по 2 сентября 1945 г. Сначала она охватила Европу, но после того, как Япония в декабре 1941 г. атаковала флот США – уже весь мир. В ней приняли участие 62 государства из 73 существовавших в то время. Вовлеченными в войну оказались 80% населения Земли. Было мобилизовано 110 млн. человек. Людские потери составили не менее 60 млн. человек. Из них на долю СССР пришлось почти 30 млн. Огромные потери понесли Германия (свыше 6 млн. человек), Япония и Польша.
Наибольшие потери понес Китай. Они не вписываются в общую статистику Второй мирровой войны, хотя по оценкам достигают 65 млн. чел. Некоторые историки предлагают считать началом Второй мировой войны не сентябрь 1939 г., а октябрь 1937, - время нападения Японии на Китай.
Вторая мировая война закончилась первым применением ядерного оружия. Но Третья мировая с этого может начаться. Такова будет цена предложения «повторить».
Итогом Второй мировой войны стало начало холодной войны между миром свободным и миром диктата сторонников коммунистической утопии. Коммунизм наступал, свободный мир проигрывал. Однако экономическая неэффективность социализма привела его в конце 1980-х к краху. Впрочем коммунизм так и не был осужден международным правом, как осужден нацизм - его политический близнец.
Кому была нужна эта война. Кто ее развязал? Второй мировой войне предшествовал заключенный незадолго до этого пакт Молотова – Риббентропа (вкупе с неопубликованными протоколами), известный, как пакт о ненападении. На самом деле, это был договор о разделе Европы между двумя тоталитарными режимами. Заявления советской и нынешней российской пропаганды о том, что этот акт отсрочил войну и дал СССР собраться с силами, не соответствуют действительности. Еще один обман – то, что мирная жизнь СССР была прервана вероломным нападением Германии 22 июня 1941 г. Ведь СССР уже 17 сентября 1939 г. напал на Польшу, вступив во Вторую мировую войну в качестве союзника нацистской Германии. Красная армия в период с 1 сентября 1939 г. по 22 июня 1941 г. понесла потери в несколько раз большие, чем Вермахт. Это тоже замалчивается.
НКВД и другие репрессивные органы СССР осуществляли зачистку захваченных польских территорий от нежелательных для коммунистов граждан Польши. Маршал Жуков в своих воспоминаниях указывает на их социальный состав: «в сторону советской границы гнали офицеров, помещиков, кулаков, попов и всех тех, кто мог помешать установлению советской власти на освобожденных территориях». А потом были массовые расстрелы поляков в Катыни, в Медном, и не только там. Политический террор, развязанный властями СССР, мало чем отличался от геноцида нацистов.
Разгром Польши союзниками ознаменовался совместным парадом победителей – советских и германских войск в Бресте, после которого германский генерал фон Браухвич передал город Брест советскому командованию. Над Брестской крепостью в присутствии советского и германского командования был торжественно поднят советский флаг. Показательно, что до самого нападения Германии на СССР между странами осуществлялись массовые экспортно-импортные поставки, что подтверждает союз агрессоров в развязанной ими войне.
Агрессии подверглись и западные соседи СССР - от Черного до Баренцева морей. Были оккупированы страны Прибалтики, Западная Украина, Буковина. Зачистка и насильственная советизация этих территорий была такой же, как и в Польше.
Лишь Финляндия смогла дать отпор советской агрессии и сохранила свою независимость. «В нашей маленькой, но свободной стране лесов и озер не бывать лагерям и колхозам!», - таков был лозунг финского народа в борьбе с советскими захватчиками. Пакт пактом, но финнов не спросили. А они решили иначе. И хотя лишились части своих территорий, но свою свободу и независимость отстояли. А потери Красной армии в этой войне были сопоставимы с численностью населения всей Финляндии.
Так что не стоит нашим провластным пропагандистам говорить о мирном предвоенном времени. Надо признавать – СССР несет вместе с Германией ответственность за развязывание Второй мировой войны, в которую он вступил как страна-агрессор и как союзник нацистов.
Но позже СССР воевал уже в составе антигитлеровской коалиции. После того, как в первые месяцы войны кадровая Красная армия понесла огромные потери и фактически была разгромлена, было уже не до мировой революции, не до «борьбы с миром капитала». Спасением была помощь США в форме лендлиза - государственного займа в виде поставок вооружений и продовольствия.
Но ситуация изменилась, когда к 1945 году поражение Германии стало очевидным и встал вопрос о послевоенном устройстве мира. И, прежде всего, Европы. Чем ближе был разгром Третьего Рейха, тем острее становились противоречия между союзниками. Не нацизм был главным врагом советской партноменклатуры, а мир политической свободы, демократии, неотъемлемых прав граждан. Сталин и его окружение, согласившись на участие в антигитлеровской коалиции, никогда не отказывались от своих целей, ради которых они и участвовал в развязывании мировой бойни. На заключительном этапе войны они думали не столько о разгроме нацисткой Германии, который был уже предрешен, сколько о насаждении в странах Европы марионеточных коммунистических режимов, о грядущей войне со своими западными союзниками.
Освобождение Восточной Европы Красной Армией фактически означало возврат ее народов к средневековому феодализму в одеждах социализма. Многие европейцы уже тогда это понимали. Мы знаем о варшавском восстании 1944 г. когда советские военные начальники, оставаясь на другом берега Вислы, со злорадством наблюдали за его подавлением гитлеровцами. Позже советские каратели сами уничтожали уцелевших героев польского сопротивления.
У граждан восточно-европейских стран позже сформировалось отчетливое понимание, что Красная армия принесла им в 1945 году не только освобождение от пут нацизма, но и господство другого репрессивного режима, базирующегося на утопической идее коммунизма. Яркое подтверждение таких настроений - недавний снос памятника маршалу Коневу в Праге. И пусть наши сталинисты демонстрируют свое недовольство, а прокуратура РФ возбуждает уголовное дело, отрицание чехами идеологии коммунизма и плановой экономики уже не преодолеть.
Истинные цели руководства СССР проявилось также во время ускоренного проведения Берлинской операции. Сталину и его окружению надо было во что бы то ни стало не позволить захватить Берлин союзникам. Ради этого было принесено в жертву больше двух миллионов советских солдат. Ничего, говорил тогда «маршал победы» Жуков, «бабы новых нарожают».
Наша правящая бюрократия не склонна признавать правду о Второй мировой войне. По ее указанию на радио и телевидении развернута компания иступленного победобесия. Что для нее характерно? И в СССР, и в современной России принято принижать роль западных союзников в этой войне. В сознание людей внедряется миф о втором фронте. Якобы Великобритания и США вступили в войну только 6 июня 1944 г. Умалчивают о том, что Великобритания воевала с Германией уже с сентября 1939 г. Самолеты Люфтвафе бомбили Лондон и другие города .Британию бомбили пятьдесят семь ночей подряд, начиная с 7 сентября 1940 г. Каждую ночь на остров падало бомб больше, чем на блокадный Ленинград за всю войну. Погибли более 43 тыс. мирных жителей. Почти все военно-морские и большая часть военно-воздушных сил Германии в течении всей войны были задействованы против Великобритании. В этой битве была одержана первая победа над нацизмом. Германский «Блиц», столь успешный в континентальной Европе, разбился о стойкость британцев. Это и стало началом конца Третьего Рейха.
С сентября 1939 года, пока СССР еще был союзником гитлеровской Германии, советская пропаганда захлебывалась от злорадства. Когда самолеты Люфтвафе стали бомбить Лондон газета Правда писала «Хваленые Королевские ВВС не могут защитить свою столицу – оплот буржуазного мира». Популярный журнал «Крокодил» публиковал уничижительные карикатуры о защитниках Британии.
Провластные пропагандисты твердили и твердят о том, что второй фронт был якобы открыт в 1944 г. высадкой войск Великобритании, США и Канады на пляжах Нормандии. На самом деле вторым фронтом был как раз советско-германский, т.е. восточный фронт. Выиграть Сталинградскую битву Красной армии не удалось бы, если бы союзники не остановили в Северной Африке наступление германских войск к нефтеносным районам Ближнего Востока. Если бы немецкие танки под Сталинградом не глохли бы из-за нехватки топлива.
Нынешнее руководство РФ в оценке событий Второй мировой войны продолжает советскую линию. Только еще в большей степени подменяет историческую правду мифами и измышлениями. Официальная пропаганда старается представить Великую Отечественную войну скорее, как войну с Западом в целом. Это делается одновременно с навешиванием ярлыка «фашисты» всем нынешним оппонентам режима. «Жидобандеровцы» и «укрофашисты» - яркий тому пример.
Однако нынешний авторитарный путинский режим, с его идеей противостояния Европе и США, сам скорее подходит под определение фашизма, Ведь фашизм — это идеология и практика, направленная на отрицание демократии, установление культа вождя, применение насилия и террора для подавления политических противников и любых форм инакомыслия, оправдание войны как средства решения межгосударственных споров. Фашизм часто определяют, как диктатуру корпораций, частно-государственных монополий. Есть несомненное сходство экономики предвоенной фашистской Италии и нынешнего российского «капитализма для своих». Налицо огосударствление отраслей и стремления ограничить конкуренцию. Не случайно наши официальные пропагандисты стали исподтишка оправдывать режим Муссолини.
Сегодня в России государством насаждается культ ВОВ и праздника 9 мая. И делается это не ради памяти о победе свободного мира над нацизмом, а ради эскалации в нашем обществе милитаристских настроений, ради возрождения традиционной ненависти к «вражескому окружению», к его «иностранным агентам». Это нужно правящему режиму для мобилизации общества на его поддержку, для изоляции тех, кто выступает против возрождения в России самодержавия.
Мобилизационный проект победобесия, по сути, является главным пропагандистским проектом нынешней российской власти. Поэтому ее функционеры и угрожают «повторить», уничтожив человечество в ядерном катаклизме и «увести нас с собой в рай». А врагами и «фашистами» объявляют нас, твердящих «никогда больше!».
Сегодня наш несменяемый авторитарный лидер и его окружение считают агрессивную политику СССР правильной и обоснованной. Они героизируют советское прошлое и хотят, чтобы им гордилось все население страны. Россия не отреклась от преемственности СССР и не осудила советский режим, который был не меньшим злом, чем нацистский. Разница лишь в том, что германский нацизм сделал акцент на порабощении других народов, а советский – своего собственного.
Народы европейских стран в массе своей понимают, что именно имперские великодержавные амбиции и реваншизм стали причиной двух первых мировых войн. Современный цивилизованный мир от таких амбиций уже ушел. Но именно в такой парадигме продолжает жить большинство россиян. Мы несем миру не просто угрозу повторения мировой войны, мы несем угрозу его гибели.
Ошибочно полагать, что курс на «повторение» имеет преимущественную поддержку среди наших сограждан. Несмотря на телевизионное зомбирование, все больше россиян осознают тупиковость реваншистского и антизападного политического курса. Они понимают пагубность такой политики, видят, что она ведет страну к экономическому краху, к изоляции и угрозе глобальной войны.
Несмотря на распространение официального победобесия, у большинства россиян нет ненависти ко всему, что лучше, цивилизованнее и культурнее. Нет желания терпеть лишения, а уж тем более, воевать за амбиции нашей «элиты». «Патриотизм» некоторых ограничивается наклейками «На Берлин» на дорогих немецких автомобилях. Отношение этой публики к путинским войнам, как к футбольному матчу: «поддержим своих, порвем чужих». Но когда цена за матч становится слишком высока, они не готовы платить, предпочитают обед дорогому зрелищу.
Все больше россиян понимают, что в нынешней политике заинтересованы лишь непосредственные бенефициары режима – руководящий круг силовых структур, объявивший себя «новым дворянством», и связанные с властью олигархи. Страна – их собственность, население – податный люд, крепостные. А внедрение в сознание россиян угрозы войны с «вражеским окружением» как нельзя лучше способствует сохранению этого режима. И они не хотят, чтобы кто-то «раскачивал их лодку».
Однако растет число граждан, желающих перевернуть этот пиратский баркас. Проблема в том, что в числе недовольных режимом есть не только сторонники демократической ориентации, сторонники верховенства права. Набирает силу и протест уголовного «отрицалова», представленный структурами АУЕ (Арестантский устав един), готовый устроить в стране жизнь по своим понятиям - если правящий режим падет в результате стихийного массового протеста. Их отличие от культурно близкой им власти в том, что пацаны во власти живут не по правильным понятиям, а они будут жить по правильным.
Но основная сила, готовая перехватить падающую власть, представлена силовиками, не попавшими в круг «нового дворянства», и от того ставшими «идейными патриотами». Они обвиняют Путина в предательстве национальных интересов страны, действии в интересах международных организаций и недружественных стран. Они видят его предательство и в том, что он не ведет должную борьбу с «пятой колонной» - либералами. Многие активные члены этого политического сообщества осуждают коррумпированную путинскую власть, но отдают ей должное за «внятную внешнюю политику». Получил известность лозунг: «долой Путина, мы и без него Америке навешаем». И шансов перехватить власть у сил, поддерживаемых этой частью общества, куда больше, чем у демократов, не предлагающих проработанной альтернативной программы.
Политическая культура россиян определяет характер нашей политической системы. Обожествление государства и его верховного правителя, свойственные россиянам, на протяжении веков способствовали формированию в России авторитарных и агрессивных политических режимов, как бы они там не именовались. Имперско-державный реваншизм и желание захватить территорию соседей – их главная черта.
Давайте оглянемся на нашу историю. Московские князья со своими опричниками присоединили к своему княжеству ряд соседних, захватили и разгромили Новгородскую и Псковскую республики. Казаки под предводительством Ермака преподнесли царю завоеванную ими Сибирь. У татар был отнят Крым. Императоры России при поддержке знати (и россиян!) развязали войну на Кавказе, присоединили к российской империи территории, где проживали другие народы. Были оккупированы страны Средней Азии, а также Аляска. Все эти захватнические войны не могли не отразиться на культуре простых людей. «Кругом враги», а «правда всегда на нашей стороне». По сути, у россиян до сих пор сохранилась культура первобытного племени, сражавшегося с соседями за охотничьи угодья в процессе внутривидовой конкуренции. Это было видно по массовой поддержке недавней аннексии Крыма.
Нам надо бороться с такого рода первобытными настроениями. Это важнейшая задача, стоящая перед нашей интеллигенцией. Если мы не хотим последнего в истории «повторения», то нам надо, используя любые каналы информации, распространять среди россиян запрос на принципиально иную, миролюбивую внешнюю политику, на отказ от великодержавных имперских воззрений.
Следует объяснять россиянам преимущество народовластия, необходимость их участия в политической деятельности, важность контроля над бюрократией через своих представителей в парламентах (федеральном и региональных), в городских и местных органах власти. И нужно противостоять инстинкту вождизма, жажде «сильной руки», показывать на примерах к чему может привести свой народ несменяемая авторитарная власть.
Нам надо давать правовую оценку советскому прошлому. СССР для России то же, что Третий Рейх для Германии. И подход к вопросу о преемственности должен быть тот же. Нужен запрет на пропаганду советского империализма и реваншизма, а оценка идеологии коммунизма и практики социализма должна быть не менее жесткой, чем оценка идеологии и практики нацизма.
Сегодня на реваншистскую телепропаганду властями тратятся миллиарды рублей, собранных с нищего населения, налоги от продажи нефти и газа. Но как веревочке не виться, все равно конец придет. Как показывает история многих стран, верх в идеологической борьбе с авторитаризмом оказывается на стороне приверженцев свободы, неотъемлемых прав граждан и реальной демократии. И помогает этому технический прогресс, спутниковое телевидение и интернет.
Несколько слов о позиции развитых стран. Какие бы экономические выгоды не сулило им сотрудничество с агрессивными авторитарными режимами, надо помнить о последствиях. После победы большевизма в 1917 г. многие в Европе и США полагали, что такое сотрудничество возможно. Союзники России по Антанте не оказали должной помощи противникам большевиков в Гражданской войне, а потом еще и признали СССР. Они оказывали большевикам экономическую и технологическую помощь. Западные «прагматики» благодушно отнеслись и к триумфу нацизма в Германии. Но разве сегодня, покупая у РФ нефть и газ, их последователи не финансируют маниакальное желание «повторить»? А “Формула Штайнмайера” по Донбассу, разве не есть аналог политики, приведшей ко Второй мировой войне? Трагедии нередко происходят именно по вине таких «миротворцев».
Фото: 1. 09.05.2019. Россия. Москва. Военнослужащие парадных расчетов во время парада на Красной площади, посвященного 74-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне. Вадим Савицкий/пресс-служба Минобороны РФ/ТАСС
2. 05.10.1939. POLAND WORLD WAR II WARSAW 1939. AP /TASS
3. 23.08.1939. Москва. Председатель Совета Народных Комиссаров СССР и нарком иностранных дел СССР Вячеслав Михайлович Молотов подписывает советско-германский пакт о ненападении. На церемонии присутствует Иосиф Виссарионович Сталин. Фотохроника ТАСС
4. Карикатуры журнала "Крокодил", 1940 год.
5. 02.09.1940. Япония. На борту американского линкора "Миссури" во время подписания акта капитуляции Японии. Фотохроника ТАСС