Что делать?
09 июля 2020 г.
Зачем нам культура дискуссий

Pixbay.com

В России начисто отсутствует культура дискуссии. Эта культура берет начало в античной Греции. Каждый гражданин, приходивший на заседание агоры, должен был как минимум понимать, о чем идет речь, и по возможности адекватно уметь выразить свою точку зрения. В Греции формировались философские школы, традиции, развивалось искусство риторики. Сама по себе дискуссия мыслилась как способ обсуждения проблемы и продвижения дискутантов к новой истине. Да и слово «диалектика» – производное от слова «диалог».

Логика, риторика, нормы корректной дискуссии создали механизмы социального взаимодействия на путях поиска и выработки наилучших решений.

В рамках российских традиций дискуссия воспринимается совершенно иначе. Есть «я» или «мы» – носители истины, и есть «они» – как минимум заблуждающиеся. Или враги, уводящие нас от истины во имя своекорыстных интересов. Российская модель дискуссии восходит к архетипическому прецеденту – спору о вере между Патриархом Никоном и Никитой Добрыниным, прозванным в российской исторической традиции Пустосвятом, в Грановитой палате Московского Кремля летом 1682 года. По свидетельству Соборного уложения, Никита Пустосвят «главосечен и в блато ввержен псом на снедь». Дискуссии до добра не доводят. В общем случае истина коррелирует с социальным статусом автора высказывания. У нас возможен единственный принцип дискуссии: Я начальник – ты дурак. Ты начальник – я дурак.

Сегодня культура корректной полемики присутствует в России лишь в академической и университетской среде. Причем поддерживается она за счет удаления нарушителей правил игры. Можно подумать, что это – возможно существенная, но частная проблема. Однако социальное взаимодействие может быть либо рациональным, либо иерархическим и дорациональным. Простой мужик может знать, «как надо», но он не в состоянии объяснить, почему надо именно так. Его мышление не дотягивает до логики и рациональных процедур. В его сознании решение приходит как озарение.

Отметим, что культура дискуссии и риторическое искусство веками воспроизводились и поддерживались в европейской университетской и политической традиции. Европа ценит риторов. Общественный деятель должен уметь ярко, красиво и убедительно говорить. Причем, это относится к самой широкой палитре политических лидеров, в том числе и ХХ века. Популярность не только Винстона Черчилля, но и Муссолини и Гитлера в значительной степени объяснялась их риторическими талантами.

А как в России? В 1917 году Петроград превратился в сплошной и нескончаемый митинг. Люди стремились выговориться. Но далее в силу вступил очень показательный отбор. Троцкий, который мог говорить часами, проиграл немногословному, говорящему коанами («оба хуже») Сталину. Те, кто помнят Перестройку, могут подтвердить: риторика Горбачева, говорившего свободно, не по бумажке, поначалу очаровывала. Но через какое-то время стала людей раздражать. На наш, российский вкус он говорил слишком легко и много. А Ельцин, не отличавшийся риторическим талантом, в этом отношении ему совсем не проигрывал. А Черномырдин с его знаменитыми «хотели как лучше – получилось как всегда», «здесь вам не тут», «я ничего говорить не буду, а то опять что-нибудь скажу», «надо же думать, что понимать», «мы выполнили все пункты, от А до Б» вызывал самые добрые чувства. Средний россиянин сердцем чувствовал: это тебе не «больно грамотный», а «нашенский», природный.

Надо сказать, что культура «широких народных масс», если угодно, довербальна. Наш простой человек часто обходится минимальным набором слов, говорит примитивно и часто коряво. В этом отношении мы разительно отличаемся от европейцев.

Но высокая культура мышления и навыки диалога жизненно необходимы субъектам рыночной экономики, которые работают в постоянно меняющейся экономической, технологической и политической реальности. Они вынуждены принимать адекватные решения. Чем выше культура дискуссии, чем больше значимой информации, чем шире и компетентней круг совещающихся, тем больше шансов выработать правильное решение.

Проблема формирования культуры дискуссии стоит в России очень остро. В странах Европы этим занимается средняя и высшая школа. Стиль корректной дискуссии там доминирует в политическом пространстве, в средствах массовой информации. Там другие стандарты. У нас же этому специально не учат (за редкими исключениями). Более того, те модели полемики, которые обрушивает на нас отечественное телевидение, вызывают оторопь. Собеседника перебивают, «неправильного» оппонента оскорбляют, не дают ему возможности ответить на инвективы. В ходу оскорбительные и уничижительные прозвища – «гейропа», «жидобандеровцы» и другие.

Отечественные СМИ внедряют простую, как мычание, черно-белую модель мира: есть «правильные», «наши», которые любят свою страну и изрекают истину, и есть «неправильные», которые постоянно клевещут и очерняют «наш путь» мир и наш народ. Дискуссия такого типа в принципе не может способствовать прояснению истины. Перед нами – инструмент оболванивания зрителей и слушателей.

Как нам, россиянам, выбраться из этого культурного тупика, как поднять в России культуру дискуссий?

Фото: pixabay.com












РАНЕЕ В СЮЖЕТЕ
Шведские уроки
3 ИЮЛЯ 2020 // СЕРГЕЙ МАГАРИЛ
Большую часть ХХ в., как и первые годы XXI в., Швецией управляло правительство, сформированное Социал-демократической рабочей партией Швеции (СДРПШ). Девиз международной социал-демократии: «Свобода — Справедливость — Солидарность». Именно такие идеалы правящая партия последовательно воплощала в своей политике. И это вызывает значительный интерес, поскольку за десятилетия правления социал-демократов Швеция не только была преобразована из аграрного в высокоразвитое индустриальное общество, но и достигла социально-экономического благополучия. Социальные реформы мотивированы общенациональным интересом — расширенное воспроизводство «племени», а социальная защищенность стала частью национального самосознания. Социал-демократы продемонстрировали широкие и надежные обязательства в социальной сфере.
Как учатся дети в азиатских странах
3 ИЮЛЯ 2020 // ЕЖЕДНЕВНЫЙ ЖУРНАЛ
Разговоры об упадке нашей системы образования стали сегодня общим местом. Хотя еще недавно именно уровень образованности россиян давал России шанс занять достойное место в мире. Похоже, с этим нам придется проститься. И все же полезно сравнивать наши реалии с опытом других стран. Вашему вниманию предлагается дайджест по книге Кристины Гросс-Ло «Родители без границ. Секреты воспитания со всего мира». (Пер. Е. Колябиной.) 
Как перейти к интенсивному развитию страны
15 ИЮНЯ 2020 // ИГОРЬ Г. ЯКОВЕНКО
В предыдущей статье я постарался обосновать важность перехода от экстенсивного к интенсивному развитию страны. Какие культурные практики для этого необходимы? Исходно носители российской ментальности не были включены в систему экономических отношений. Экономическое мышление им было чуждо. Речь идет не о профессиональном погружении в современную рыночную экономику, а о сознании рядового россиянина в рамках его картины мира. В советские времена средневзвешенный интеллигент в экономике ничего не смыслил. Ему читали курс политэкономии капитализма и социализма. На этом его погружение в экономику завершалось.
Лучше меньше, да лучше!
10 ИЮНЯ 2020 // ИГОРЬ Г. ЯКОВЕНКО
Базовая характеристика культуры россиян – экстенсивная модель человеческой деятельности. Повышение объема продукции мы обычно достигаем за счет привлечения дополнительных ресурсов. Напротив, «интенсивная модель» – это тот тип хозяйствования, где повышение объема и качества продукции достигается за счет усовершенствования технологий, оптимизации производственного процесса, более рационального использования рабочей силы и материальных ресурсов.
Какой дорогой идти России? Часть 2
1 ИЮНЯ 2020 // ЕВГЕНИЙ ЯСИН
Продолжаем обсуждать меры по развитию экономики России, которые дадут ей шанс не попасть в разряд отсталых стран. Ответу на этот вопрос посвящена вторая часть дайджест по докладу научного руководителя Высшей школы экономики Евгения Григорьевича Ясина. Наука. Если Россия не может конкурировать с Китаем, с Индией или с Бразилией по трудовым ресурсам, то ей остается только инновационная модель развития. Нужны знания и творчество, которые могут обратить нефтяные и газовые доходы в развитие инновационной экономики. Наука, как и образование, — фундамент такой экономики. Наука главным образом поставляет знания, являющиеся содержанием образования, а образование готовит кадры для науки.
Какой дорогой идти России? Часть1
26 МАЯ 2020 // ЕВГЕНИЙ ЯСИН
Европейские страны, США, Канада, Австралия, Япония сегодня перешли в новую инновационную стадию развития, а другие страны еще нет. Народам развивающихся стран надо реформировать привычные порядки, заимствовать культуру развитых стран. Одни страны, такие как Южная Корея и Китай, делают это. Другие, такие  как Россия или Туркмения, сильно отстают. Против реальной модернизации выступает и наша элита, и значительная часть населения страны. А президент развлекает россиян разговорами о нашей особой цивилизации…
Социализм, построенный не нами. И не у нас
15 МАЯ 2020 // ЮРИЙ ГЛАДЫШ
В последнее время можно нередко услышать ностальгические призывы к возвращению в «золотой век» позднего Советского Союза, к социализму. Можно признать, что для членов партноменклатуры КПСС этот строй действительно был комфортным. Но не для простых граждан. Попробуем разобраться, что же это был за «социализм» и стоит ли к нему возвращаться? По академическому определению прилагательное «социальный» (от латинского socialis — общественный), относится к взаимоотношениям людей в обществе. 
«Гардарика» и Гайдар, или Почему не прав Ходорковский
13 МАЯ 2020 // МИХАИЛ САРИН
На «Эхе Москвы» в программе «2020» шла речь о книге Михаила Ходорковского «Новая Россия, или Гардарика (Страна городов). Десять политических заповедей России XXI века». Там же, на «Эхе Москвы», появился блог известного историка, академика РАН Юрия Пивоварова «Рассуждение о свободе и нравственном выборе (о работе М. Б. Ходорковского «Новая Россия или Гардарика (страна городов)...». В отзыве Пивоварова книга названа «идейным плацдармом, с которого мы можем начать строить Новую Россию». В то же время он пишет: «Эту работу будут читать и спорить». И сам Михаил Ходорковский признает: «Ни в коем случае не воспринимаю себя истиной в последней инстанции». Полезно обсудить его книгу.
Вот и закончилось везение Путина. А как жить нам?
20 АПРЕЛЯ 2020 // ИГОРЬ РУСАКОВ
Согласно «Статистическому обзору мировой энергетики за 2018 год» компании BP, 2018 год стал пиком мирового производства нефти — 94,7 млн баррелей в сутки, и ее потребления — 99,8 миллиона. Девять лет подряд спрос на нефть неуклонно возрастал. Абсолютным лидером по потреблению и производству нефти в мировом масштабе стали США. Они лидировали и в производстве сжиженного природного газа (СПГ) — сопутствующего продукта сланцевой нефти. За несколько лет Америка опередила Ближний Восток, и к 2018 году на ее долю приходилось не менее 40% мировой добычи СПГ.
Где лежит дорога к достойной жизни
15 АПРЕЛЯ 2020 // ЕЖЕДНЕВНЫЙ ЖУРНАЛ
Человеку с нормальной психикой свойственно стремление к обеспеченной жизни. Одни сводят ее к хорошему жилью, питанию, удобной одежде. Другим нужен еще и простор для самовыражения. А некоторым для реализации своих амбиций нужна власть над согражданами, чтобы заставить их идти по выбранной ими дорожке. Одни предлагают развивать рынок и гарантировать право частной собственности, другие проповедают утопию коммунизма, т.е. всеобъемлющее планирование производства и потребления.