Лояльность власти больше не защищает от силовиков. Дело Сафронова
В минувший понедельник Ивану Сафронову, советнику главы корпорации Роскосмос Дмитрия Рогозина, предъявлено обвинение по 275-й статье УК РФ («Государственная измена»). Об этом сообщил его адвокат Иван Павлов. Г-н Павлов также рассказал, что его подопечный вины своей не признал, намерен сотрудничать со следствием в целях установления истины и уголовное дело против себя связывает со своей журналистской деятельностью.
У Дмитрия Рогозина Сафронов служит всего пару месяцев, а до этого он много лет был корреспондентом издательского дома «Коммерсантъ» и газеты «Ведомости». ФСБ обвиняет журналиста в том, что в 2017 году он «поделился секретной информацией с одной из чешских спецслужб, которая затем передала ее США». Со слов адвокатов Сафронова, сторона обвинения утверждает, что обвиняемый общался со своими работодателями с помощью интернета, а сообщения передавал в закодированном виде. При этом никаких доказательств противоправной деятельности Ивана Сафронова его защитникам предоставлено не было.
Российское законодательство устроено таким образом, что о деле журналиста Ивана Сафронова мы вообще можем больше ничего не узнать. Закон о гостайне позволяет силовикам держать в секрете любые детали своего расследования. И расследование это, замечу, может длиться сколь угодно долго, потом будет, разумеется, закрытый суд, приговор и Иван Сафронов уедет в колонии на долгие годы.
Однако дело это резонансное, поэтому кажется, что если у ФСБ есть реальные доказательства вины обвиняемого, то в их же интересах их обществу предоставить. Дескать, вы тут глотки рвете, а вот вам прослушка переговоров Сафронова с чешским полковником, вот счета в офшоре на Каймановых островах, а вот видеозапись его встречи в подтрибунном помещении стадиона с чешским футболистом московского «Спартака» Кралом, на которой видно, как журналист передает «спортсмену» секретные материалы. А деталями этих шифровок про наш атомный ракетный крейсер мы с вами, разумеется, делиться не станем. Но никакой подобной информации силовики пока не обнародуют.
Культурная общественность Москвы к делу Ивана Сафронова отнеслась неоднозначно. С одной стороны, он, разумеется, журналист и, следовательно, его надо защищать всеми доступными средствами, как год назад сотрудника «Медузы» Ивана Голунова. Но в то же время Иван Сафронов уже не очень журналист и даже отчасти наоборот, его последнее место работы — пресловутая госкорпорация, которой руководит один из одиознейших путинских чиновников. Ярые защитники Сафронова утверждают, что в данном случае корпоративная солидарность должна быть проявлена прежде всего потому, что обвинения против него связаны с профессиональной журналистской деятельностью. На мой взгляд, это не слишком удачная аргументация. Получается, что если бы против Сафронова сфальсифицировали обвинение в преступлении, совершенном уже по новому месту работы (пробрался под покровом ночи в кабинет Рогозина и выкрал секретные чертежи нового космодрома на месте подмосковного поселка Малаховка), то тогда его и защищать не стоило бы.
В деле Ивана Сафронова есть еще одна немаловажная и крайне любопытная деталь. Немедленно раскрыть все обстоятельства его уголовного преследования требуют не только коллеги по разным изданиям, но и различные сообщества вполне лояльных режиму и даже прямо на него работающих «журналистов». Так в защиту обвиняемого выступил почти в полном составе кремлевский пул, а также люди, связанные с совсем уж помоечными ресурсами. Например, сотрудники издания Life-news. Их тревога вполне объяснима.
В былые времена раннего и даже срединного путинизма атака на представителя «гражданского кластера», деятеля культуры, политолога, журналиста, даже оппозиционного, была невозможна без санкции Администрации президента. АП изучала вопрос, взвешивала последствия, оценивала основания и издержки. А уж журналисты, прямо сотрудничающие с властью, вообще могли спать спокойно — они были твердо уверены в том, что находятся под железобетонной защитой. И вот сегодня силовики, совершив захват абсолютно лояльного власти человека, ничтоже сумняшеся ломают эту конструкцию, чем, естественно, вводят в состояние паники целую когорту творческих людей из обслуживающего персонала действующего режима. Что в принципе можно было бы расценивать, как положительный результат, если бы не вопиющие обстоятельства сфальсифицированного обвинения против человека, который явно не совершал того, за что его собираются упрятать в тюрьму на долгие годы.
Акция профсоюза журналистов в поддержку Ивана Сафронова у СИЗО "Лефортово":
Фото: 1..facebook.com/isafronov
2, 4-6 13.07.2020. Россия. Москва. Задержание журналиста "Коммерсанта" Александра Черных на акции в поддержку советника генерального директора Роскосмоса по информационной политике, бывшего журналиста "Коммерсанта" Ивана Сафронова у СИЗО "Лефортово". EPA/MAXIM SHIPENKOV/ТАСС
3-7. 13.07.2020. Россия. Москва. Журналистка Арина Бородина во время задержания на акции профсоюза журналистов в поддержку бывшего журналиста "Коммерсанта" Ивана Сафронова. Сергей Савостьянов/ТАСС