КОММЕНТАРИИ
В обществе

В обществеО конфискации наших сбережений

2 АВГУСТА 2020 г. ПЕТР ФИЛИППОВ

ТАСС

Известие о планах Минфина предложить законодательные поправки, позволяющие изымать деньги, полученные «незаконным путем», вызвало короткий приступ паники утех, кто хранит в банке запас на «черный день». Угроза властей проверить «законность доходов» заставила людей подумать: всегда ли они,получая зарплату, требовали справку с печатью? Это французы или канадцы до конца жизни хранят копии документов о выдаче денег. И проблема даже не в том, что кто-то получал «серые доходы» и не платил с них налог. Что прикажете делать, если предприятие, где вы когда-то работали, закрылось? В каких архивах искать ведомости зарплат? И есть ли они там? 

Изъятие сбережений власти объяснили заботой о пенсионерах. Мол, конфискованные средства пойдут в Пенсионный фонд, дефицит которого, по официальным данным, составляет 118 млрд рублей. Вообще-то практика перечисления «коррупционного конфиската» в ПФР уже существует. Как сообщал генеральный прокурор, с начала года туда направили уже 21,4 млрд «изъятых» рублей. Правда, весь объем коррупции в России оценивается прокурорами в 55 млрд в год, а значит, даже всех этих средств не хватит для пополнения ПФР. 

Прежде чем разбираться, у кого и как начальство намерено изымать сбережения, оценим, хорошо это или плохо – требовать от граждан обосновывать законность приобретения их активов. Если мы намерены отстаивать верховенство права, а не «понятий» кланового капитализма, нам придется с этим согласиться. На заре капитализма такого требования не было, но уже с середины ХХ века в Европе и США, в Канаде и Австралии, Сингапуре и Южной Корее лицу, желающему положить приличную сумму на свой счет, надо доказать законность происхождения этих денег, предъявить договора и справки. Такой же практики (по требованию ЕС) сегодня вынуждены придерживаться банки и в бывших советских республиках Прибалтики. А в Румынии собственникам особняков надо объяснять происхождение средств на их строительство. Презумпция невиновности «на вклады» и «на недвижимость» при этом отсутствует. В условиях правового государства, где закон обязателен для всех, это оправданные требования. Но вы верите, что в нашей ситуации «у своих» действительно потребуют оправдания законности происхождения капиталов?

Скорее в данном случае речь идет о сборе дополнительной дани с подданных. Как выразился на днях министр спорта РФ, «любые деньги на территории Российской Федерации фактически являются государственными». А если так, то почему бы властям не распорядиться ими так, как они считают нужным?

Можно считать это случайной оговоркой чиновника, выдернутой из контекста (министр рассуждал, за счет каких средств будет погашен штраф для Всероссийской федерации легкой атлетики). А может быть, это и не оговорка. Бюджетные доходы от экспорта углеводородов сегодня сократились в разы. Почему бы не использовать деньги граждан для затыкания бюджетных дыр? Не в первый раз. 90 лет назад, в1931 году Экономическое управление ОГПУ выпустило циркуляр № 404, разрешивший конфискацию «золотых и серебряных предметов домашнего обихода». Согласно этому постановлению, у людей можно было отбирать даже серебряные ложки. Причем «ложками» удалось собрать немалые средства. В мае 1932 года зампредседателя ОГПУ товарищ Ягода докладывал Сталину, что, изымая у населения «валютные ценности», включая «предметы домашнего обихода», ОГПУ «добыло» 15,1 млн золотых рублей. Правда, на компенсацию разрыва между валютной выручкой и валютными затратами Советского государства этих денег все равно не хватило.

Сегодня на счетах россиян скопилось более 25 триллионов — это больше, чем государственный бюджет. Изъятие под любым предлогом и в любой форме даже 10% этой суммы решит многие проблемы с наполняемостью бюджета на ближайшие годы.

Впрочем, не успели люди как следует испугаться, как Минюст «нажал на тормоза», заявив, что «конфискационные поправки» будут распространяться исключительно на чиновников, обязанных «по должности» декларировать имущество. Конфискация станет возможной, «если сумма таких денежных средств превышает общий доход этих лиц за отчетный период и предшествующие ему два года и в отношении них не предоставлены достоверные сведения, подтверждающие законность их получения». По действующему закону конфискации подлежат только недвижимость, автомобили, яхты и ценные бумаги. А вот наличные и средства на счетах в банках, драгоценности и активы в иностранных трастах у коррупционеров отбирать пока нельзя. Но как только станет можно, эти-то деньги мы и перечислим в пользу пенсионеров, успокаивает Минюст. То есть на сбережения простых россиян власть посягать не намерена.

Трудно поверить. Последние сто лет все экономические проблемы власти компенсировались в первую очередь за счет высокого налогообложения граждан. У этого налогообложения бывали самые разные формы. Это почти бесплатная работа в колхозе за «трудодни» и отработка самых разных повинностей. Это монопольная реализация товаров по повышенным ценам (например, водки, доходы от продажи которой играли важную роль в бюджете СССР). Это принудительные расчеты «облигациями», то есть долговыми расписками, вместо денег. В Советском Союзе на «облигации» приходилось от десяти до двадцати процентов зарплаты. Кстати, нынешнее ограничение импорта продуктов – то же самое, что дополнительное налогообложение. А ведь можно и просто конфисковать сбережения под предлогом денежной реформы или борьбы с неуплатой налогов. Результат один — заставим людей много работать и будем мало им платить.

Так же трудно поверить, что высокопоставленные госслужащие будут открыто хранить на своих банковских счетах суммы, значительно превышающие их официальные доходы. Зачем? Ведь у нашей коррумпированной элиты давно нет нужды передавать «под столом» пакеты с деньгами. Такое, конечно, тоже существует, но это для тех, кто не стал членом привилегированных кланов, не имеет «крыши». Кто ее имеет, тот может создать легальный бизнес, получающий экстремально высокую прибыль или на государственных заказах, или благодаря ограничению конкуренции с помощью «своих» чиновников. А полученные таким образом сверхдоходы не обязательно хранить в России – в последние годы, согласно оценке ЦБ РФ, отток капитала из страны колеблется в интервале от двадцати до тридцати миллиардов долларов в год. Тем более что новый порядок налогообложения оффшорных компаний позволяет легализовывать миллионы долларов, заплатив в РФ минимальные налоги.

Так что же делать? Снимать сбережения с банковских счетов или доверять обещаниям министров? Для начала лучше подумать – какая в России должна проводиться политика, чтобы люди могли не бояться за сохранность заработанного. Как устроить жизнь так, чтобы никто не мог сказать, что в стране есть только «государственные деньги».

Фото: ТАСС/ Алексей Павлишак

Версия для печати