Пройдет некоторое время, и на допросе какой-нибудь генерал на вопрос: «А Навального вы зачем отравили?», — ответит примерно так: «Ну, нам не докладывали. Начальство психануло чего-то».
У врачей из берлинской клиники «Шарите» много времени на подтверждение того, о чем мы и так уже прекрасно знали, не ушло. В минувший понедельник специалисты клиники заявили, что предварительный анализ, проведенный в нескольких лабораториях, позволяет утверждать, что лидер российской оппозиции Алексей Навальный был отравлен боевым нервно-паралитическим веществом из группы под названием «ингибиторы холинэстеразы». К ним, например, относятся такие яды, как Зарин и Новичок. Какие до боли знакомые названия! То есть подсыпать в чай вовсе не обязательно, вполне достаточно смазать дверную ручку гостиничного номера. А зачем выдумывать велосипед? От добра, как известно, добра не ищут.
С обнародованием диагноза и приоритетной версией российские участники истории, конечно, заюлили. Больше других мне понравился комментарий завотделением анестезеологии-реанимации Центра имени Пирогова Бориса Теплыха. «Для меня, – сказал доктор, – ничего нового пока в заявлении коллег из “Шарите” не прозвучало». Ну да – «не прозвучало», кроме того, что российские врачи категорически отрицали сам факт отравления, а их немецкие коллеги его безоговорочно подтвердили. Появилась и вполне ожидаемая версия. Главный внештатный специалист Минздрава по анестезиологии-реанимации Игорь Молчанов в интервью ТАСС заявил, что «во время транспортировки господина Навального в Берлин могли применяться препараты, способные дать такие же результаты анализов». Все-таки, возможно, отравили прямо в полете. А до этого у него там было что-то с обменом веществ или с диабетом. То есть до помещения Алексея Навального в эвакуационный самолет проблему, как советовала главный редактор RT Маргарита Симоньян, можно было разрешить с помощью конфетки «Рафаэлло». А теперь уж придется вытаскивать из петли. Зачем западные спецслужбы отравили Навального, совершенно очевидно – чтобы дискредитировать руководство РФ и лично Владимира Путина. Короче, обычный заговор русофобов. Но вся эта информационная пурга, конечно, для внутреннего пользования. На Западе реакция однозначная и вполне жесткая – и канцлер Меркель, и руководство ЕС требуют «скорейшего тщательного и беспристрастного расследования».
Почему Владимир Путин все же согласился отпустить Алексея Навального в Германию, отдельный вопрос. Можно же было главврача омской больницы Мураховского, как виниловую пластинку, зацарапать в том месте, где он произносит слово «нетранспортабелен», и он бы его твердил изо дня в день, из недели в неделю. «А что сделаешь? Врачи запрещают, с врачами не поспоришь, – гундосил бы пресс-секретарь Песков и добавлял. – Владимир Владимирович в курсе происходящего и желает Алексею Анатольевичу скорейшего выздоровления». Я думаю, именно этот сценарий планировался изначально, а отказались от него по одной причине – они не были уверены, что Навальный выживет. А если бы Алексей Навальный умер в Омске, то тут возникла бы совсем другая ситуация – тело жене не отдать невозможно. И это уже был бы скандал совсем иного накала и масштаба. Другой не менее важный вопрос, почему именно сейчас российские власти решили убить или, по крайней мере, очень надолго вывести из строя лидера российской оппозиции?
Не вчера сказано: единственный формат общественного протестного движения, который российские власти воспринимают всерьез – массовый уличный протест. Они не умеют его ни предотвращать, ни контролировать. (Да и никто не умеет.) Между тем, и события в Хабаровске, и даже в большей степени в Беларуси свидетельствуют о том, что эта волна в ближайшее время вполне может накрыть Россию целиком. «Арабская весна» уже почти десятилетний давности наглядно продемонстрировала, что цепная реакция происходит практически молниеносно, и в считаные месяцы огромный регион становится ареной народной революции, которая в тот период охватила всю Северную Африку и значительную часть Ближнего Востока. Похоже, последние события в Беларуси, чей мирно дремавший все последние годы народ вдруг в едином порыве поднялся на борьбу с опостылевшим диктатором, до смерти напугал Владимира Путина. Однако специфика и, несомненно, слабая сторона белорусской революции заключается в отсутствии очевидного лидера и вообще политической оппозиции, способной возглавить освободительное движение. Но в России есть Навальный! Наивно полагать, что он упустил бы этот шанс, прозевал бы подъем народного движения. А когда бы дело закрутилось, нейтрализовать его было бы уже крайне затруднительно. Так что в данном случае российская власть сыграла на опережение.
Алексею Навальному уже много раз доводилось ломать сценарии Кремля. Достаточно вспомнить, как в 2013 году его вынули из тюремной камеры и бросили в избирательную кампанию, в которой ему была отведена роль мальчика для биться. А в итоге Навальный взорвал Москву, и победить тогда в первом туре Сергей Собянин смог только с помощью серьезных фальсификаций. Я абсолютно уверен, что так будет и в этот раз. И, конечно, по возвращении мы увидим нового Навального – целеустремленного, злого, бескомпромиссного, нацеленного на победу.
Фото: 22.08.2020. Несогласованная акция в поддержку арестованного экс-губернатора Хабаровского края Сергея Фургала. Igor Volkov/AP/TASS