Рано утром в минувшее воскресенье премьер-министр Армении Никол Пашинян выступил с заявлением, в котором рассказал, что Азербайджан начал наступление в Нагорном Карабахе по всей линии соприкосновения армянских и азербайджанских войск. Спустя некоторое время в непризнанной республике Нагорный Карабах было объявлено военное положение и всеобщая мобилизация. Несколькими часами позже те же меры предприняли в самой Армении. Разумеется, азербайджанская сторона назвала свои действия «контрнаступлением» в ответ на артиллеристские обстрелы с армянской стороны, в результате которых пострадали мирные жители. Разумеется, армянская сторона выступила с аналогичными обвинениями. Спустя несколько часов с обеих сторон стали публиковаться победные реляции, в которых фигурировали «сотни уничтоженных противников», «десятки единиц боевой техники», подбитые дроны и вертолеты. Из Еревана пришли сообщения о том, что люди безо всякой формальной мобилизации тысячами собираются на площадях, готовые немедленно записываться в ополчение и отправляться на войну в Карабах. Первым государством, выступившим с однозначной поддержкой одной из стран участниц конфликта, стала Турция. В тот же выходной день было обнародовано следующее заявление президента Турции Тайипа Эрдогана: «Армения еще раз продемонстрировала, что она является самой большой угрозой миру и спокойствию в регионе. Турция сегодня, как и всегда, со всеми своими возможностями находится рядом со своими азербайджанскими братьями. Международное сообщество, которое не может дать необходимую адекватную реакцию на агрессию Армении, еще раз демонстрирует политику двойных стандартов. Минское трио, которое в течение почти 30 лет поддерживало свою небрежную позицию, к сожалению, не ориентировано на решение конфликта». (Глава Турции имеет в виду так называемую «минскую группу ОБСЕ», созданную в 1992 году для урегулирования данного конфликта. Ее сопредседателями являются Россия, Франция и США.)
Фактически сразу свою активность принялась демонстрировать и российская дипломатия. Глава МИДа Сергей Лавров провел переговоры с обеими сторонами, а позже стало известно о телефонном разговоре между Владимиром Путиным и Николом Пашиняном. Впрочем, подробности их беседы обнародованы не были.
Вряд ли стоит сомневаться в том, что серьезная эскалация на Южном Кавказе — бальзам на душу руководства России. Во-первых, серьезный вооруженный конфликт между Арменией и Азербайджаном хочешь не хочешь отвлечет внимание мировой общественности как и от белорусского сюжета и гибридного участия в нем любезного отечества, так и от дела об отравлении Алексея Навального. Кроме того, эта война открывает перед Владимиром Путиным перспективы нового инкорпорирования в общемировую повестку. Наверняка в ближайшее время из Кремля, «крайне обеспокоенного развитием ситуации», прозвучат миротворческие инициативы, предложения посредничества и различные сценарии мирного урегулирования. Сейчас уже в прессе полно прогнозов на будущее и оценок происходящего. Большинство аналитиков сходятся во мнении, что Россия вряд ли впишется в конфликт на стороне Армении. Во-первых, атака Азербайджана на Нагорный Карабах не может быть формальным поводом для вмешательства со стороны ОДКБ, поскольку Карабах не является территорией Армении, во-вторых, общеизвестно, что у Москвы весьма прохладные отношения с нынешним руководством Армении, которое при Пашиняне очевидным образом переориентировалось на Европу. Уже в понедельник в интервью «РИА Новости» посол Армении в России Вардан Тоганян рассказал, что «пока речь о привлечении внешней военной помощи не идет». В то же время г-н посол напомнил, что Россия и Армения являются союзниками и «связаны соответствующими обязательствами».
Несмотря на то, что информация о конфликте, поступающая с обеих сторон, явно не отличается объективностью, уже и сейчас видно, что речь идет о серьезном военном конфликте с применением тяжелой техники и авиации, грозящем перерасти в полномасштабную войну. Серьезность сложившегося положения усугубляется тем обстоятельством, что для президента Азербайджана Ильхама Алиева любой исход этого противостояния, в результате которого Нагорный Карабах (или хотя бы его значительна часть) не перейдет под контроль Азербайджана, станет поражением и именно так будет воспринят населением республики. Ясно, что Алиев нынче развязал этот конфликт не для того, чтобы в нем проиграть.
Для граждан России отдельный интерес представляет ситуация, которая будет развиваться внутри нашей страны между армянской и азербайджанской диаспорами. Ясно же, что свои отношения они будут выяснять на улицах российских городов. Еще в середине минувшего лета, когда нынешняя война только зарождалась, мы смогли видеть, что порой это противостояние принимает небезопасные для окружающих формы.
Фото: 1. Армения. Ереван. Премьер-министр Армении Никол Пашинян. Алексей Дружинин/пресс-служба президента РФ/ТАСС
2. 27.09.2020. Ситуация в Нагорном Карабахе Снимок с видео/Министерство обороны Армении/ТАСС