Либералы умывают руки
Правительству Михаила Фрадкова не исполнилось и года, а его уже сотрясает кризис, результатом которого могут стать либо отставки ключевых министров экономического блока, либо окончательное превращение премьера в техническую и малоинтересную фигуру. Министр финансов Алексей Кудрин и глава Минэкономразвития Герман Греф пошли на открытый конфликт со своим непосредственным начальником, проявляющим неуемное рвение в стремлении выполнить наказ президента и удвоить-таки ВВП в назначенный срок. Последней каплей стало поручение министрам экономического блока, сделанное Михаилом Фрадковым в жесткой форме, оперативно подготовить расчеты последствий снижения уже со следующего года НДС с нынешних 18 до 13% с компенсацией выпадающих доходов бюджета.
Инициатива, месяц назад озвученная замглавы аппарата правительства Михаилом Копейкиным, с самого начала была более чем прохладно встречена как Минфином, так и МЭРТом. Тем не менее, Фрадков решил показать, «кто в доме хозяин», и настоял на экспертизе. А заодно и отстранил Алексея Кудрина от руководства подготовкой бюджета на следующие три года, самолично встав во главе правительственной бюджетной комиссии. Результаты, которые весьма оперативно вышли из недр министерств, получились, мягко говоря, обескураживающими.
В письме Алексея Кудрина, переданном в МЭРТ, и оказавшемся в распоряжении газеты «Ведомости» сказано, что «по предварительным оценкам, в 2006 г. для выполнения уже принятых обязательств и индексации отдельных статей расходов в соответствии с инфляцией недостаток средств бюджета превысит 500 млрд. рублей». Иными словами, аттракцион неслыханного размаха, устроенный в начале года, чтобы притушить волну праведного гнева льготников, пробьет в бюджете следующего года такую дыру, что впору не говорить о снижении налогов, а искать деньги, чтобы ее заткнуть. Снижение же НДС еще усугубит картину, увеличив недостачу как минимум на 362,5 млрд. рублей. МЭРТ с доводами коллег из финансового ведомства согласился, и в правительство была передана разгромная бумага, на конкретных цифрах последовательно разъясняющая, какой вред экономике может быть нанесен как снижением НДС, так и прочими мерами, предлагавшимися в разное время премьером и аппаратом правительства. А предлагали они, в частности, следующее: использовать средства Стабилизационного фонда на увеличение уставного капитала Агентства по ипотечному жилищному кредитованию (АИЖК) и госгарантий по ипотечным облигационным займам, на предоставление госгарантий для поддержки экспорта промышленной продукции, на развитие инновационных проектов и стимулирование выпуска высокотехнологичной продукции. Все это, как свидетельствует документ, приведет лишь к росту инфляции и реального курса рубля, дырявому бюджету и необходимости масштабных заимствований на внешнем рынке для покрытия дефицита.
«Мятежные» министры заняли выгодную позицию: формально исполнив поручение премьера, они честно изложили, к чему приведет реализация его предложений. Причем голыми цифрами не ограничились, а еще и написали о своем несогласии с предложенными мерами, довершив анализ фразой о том, что использование денег Стабилизационного фонда на заявленные аппаратом правительства цели «приведет к замедлению экономического роста и невозможности реализации поставленной задачи по ускорению темпов прироста ВВП».
Есть и еще один нюанс: пространные выдержки из документов стали достоянием прессы еще до того, как бумаги легли на стол премьера. По сути, Кудрин и Греф сняли с себя всякую ответственность за последствия экономической политики, на реализации которой настаивает премьер. Теперь Михаилу Фрадкову придется либо представить альтернативные расчеты и настоять на своем варианте, что должно, очевидно, привести к отставке «мятежников» — есть ли смысл держать в правительстве людей, которые не верят в то, что делают, — либо согласиться с доводами Минфина и МЭРТа, понеся очередные репутационные потери.
Не осталась в стороне от конфликта, перешедшего в острую фазу, и администрация президента. Руководитель экспертного управления Аркадий Дворкович вдруг ни с того, ни с сего заявил, что считает возможным вовсе отменить НДС, заменив его налогом с продаж, ставка которого может составить 10-15% (правда, не со следующего, а только с 2007 года). По сути — это предложение компромисса, та последняя соломинка, за которую могли бы ухватиться стороны без особых для себя имиджевых потерь. Только вряд ли они на него пойдут — слишком чувствительными оказались взаимные оплеухи.
Автор — заведующий отделом экономики журнала «Большой бизнес»