КОММЕНТАРИИ
В обществе

В обществеКоррупция и угроза ядерной войны

24 НОЯБРЯ 2020 г. ПЕТР ФИЛИППОВ

ТАСС

Вцепившись посиневшими пальцами в кресло, Лукашенко стремится удержать свою власть. Так же поступает и Путин, проталкивая поправки об обнулении сроков своих полномочий и пожизненных гарантиях. Диктаторы всегда хотят удержать свое место на вершине пирамиды власти. С этой целью они играют на первобытных инстинктах людей, на их стремлении захватить угодья соседей. Именно для укрепления своей власти диктаторы и монархи развязали две мировые войны, унесшие более 30 млн жизней. С этой же целью Путин аннексировал Крым.

История знает много случаев, когда короли, цари и диктаторы, выступившие в роли главнокомандующих, принимали смерть, но не уступали. Гитлер и Каддафи не отказывались от власти до самого конца, жизнь без трона теряла для них смысл. А для Путина? Он обещал увести нас с собой в рай. Нажав ядерную кнопку? Видимо, чтобы иметь такую возможность, он обустраивает новый подземный центр командования ракетами с ядерными боеголовками…

Цивилизация развивается через инициативу, успех или неудачу разных проектов. Кто-то попытался летать, прыгая с крыльями с крыши, но разбился. А кто-то изобрел самолет. Европейцы развивали рынок и преуспели, а в СССР учредили Госплан и ввели государственное регулирование цен. Проиграли. Изобретение ядерного оружия – тоже продукт цивилизации. Но именно оно может привести ее к гибели. Ведь это оружие было создано еще до того, как народы освоили инструменты, ограничивающие амбиции авторитарных властителей.

Здесь можно привести аналогию с подростком, которому в руки попала граната. Играя с ней, он может вырвать чеку и погибнуть. Взрослый так не сделает, понимая опасность. Но Россия сегодня похожа на несмышленыша.

Важно понимать роль не только авторитарных правителей, но и правящей элиты страны, обладающей ядерным оружием. Ведь развязывать войны, и простые, и ядерные, диктаторам в одиночку не под силу. Необходима помощь генералов и чиновников. Даже в первобытном стаде альфа-самцу была нужна поддержка бета-самцов. А уж в современном государстве без содействия бюрократии и силовиков диктатор властвовать и воевать не может.

Как бы ни лебезили перед диктатором его сообщники, как бы ни искали расположения, они знают, что диктатор – лишь вершина властной пирамиды. Без тела пирамиды ее вершине держаться не на чем. Значит, от готовности российской бюрократии и военных подчиняться авторитарному правителю зависит не только его власть, но и перспектива ядерного убийства человечества.

Зададим вопрос: хочет ли директор оборонного предприятия закрытия производства и разоружения? Зачем? Чтобы лишиться должности, оклада и «левых» денег? Он будет против, как и большая часть власть имущих. Когда к войне еще только готовятся, когда идет гонка вооружений, поддержка диктатора его номенклатурой стимулируется не только карьерами, окладами и премиями, но и возможностью получать большие коррупционные доходы, обогащаться за счет взяток и откатов. При этом потери населения страны во много раз больше коррупционных доходов бюрократии. Они связаны с принятием нерациональных решений, предоставления вне конкурса сверхвыгодных госзаказов, раздутыми расходами на оборону.

Риск ядерной войны увеличивается, когда авторитарные правители насаждают идеологию исключительности, нашего «особого пути». Если военным регулярно внушать, что США – враг, желающий нас поработить, а стремление Украины пойти по европейскому пути – предательство, то найдутся офицеры, психологически готовые к ядерной войне. Им главное – не уступить врагу. Опыт показывает, что военные нередко идут на смерть из-за своих националистических убеждений, принимающих форму поддержки национального лидера.

Самоубийство человечества возможно и в силу устоявшихся порядков в вооруженных силах. Вспомним историю, которая едва не привела к ядерной войне в дни Карибского кризиса. Капитан советской подлодки, потеряв связь с командованием, решил, что война уже началась и надо дать старт ракетам с ядерными боеголовками. Если бы не лейтенант, повисший на руке капитана, произошло бы непоправимое…

Наши пропагандоны в своих бреднях отражают то, как в Кремле видят мир и его будущее. Достаточно послушать Соловьева или Жириновского. Последний даже назвал сроки начала новой войны – 2025–2030 годы. И повод для нее обозначил: отношения с Украиной и Польшей. Соловьев намекает: мол, если Запад не позволит восстановить советскую империю, то это станет поводом для войны! А мы Западу ответим! Как сказал Путин: «Зачем нам мир, где там нет России?» Похоже, что наша власть действительно рассматривает войну как свой последний довод. И войну не оборонительную! Иначе, зачем Россия наращивает ядерный потенциал и строит по всему миру военные базы?

Что может снизить риск ядерной войны? Глобализация экономики, объединение государств в экономические и межгосударственные союзы. После создания ЕЭС, а затем и Европейского союза вероятность войны между его членами сошла на нет. А ведь еще сотню лет назад противоречие интересов монархов или диктаторов привело к двум мировым войнам! Если бы Россия состояла в ЕС и НАТО, то вероятность ядерной катастрофы была бы меньше. Конечно, как мы видим на примере Турции и Венгрии, сам факт включения в эти союзы не исключает рецидивов авторитаризма. Но ликвидация границ между государствами, стремительный рост туризма, общественных связей, получение образования за рубежом, освоение новых демократических институтов оставляет в общественном сознании все меньше места для авторитаризма. Хотя недавно верность королю или шаху была одной из важнейших скреп сознания наций.

Чтобы обуздать корыстные интересы и предрасположенность бюрократии к гонке вооружений, заставить ее служить интересам народа, необходима реальная демократия. Нужна политическая конкуренция партий, конкурсный отбор чиновников (как это делают в Китае), нужны честные выборы. И, прежде всего, нужны законы, блокирующие коррупцию, нужен контроль депутатов за работой исполнительной власти. Набор мер известный.

Отказ народа от признания авторитарного лидера и его ОПГ позволит нам не тратиться на гонку вооружений, не раздувать угрозу ядерной войны, а повышать уровень своего благосостояния. Но чтобы демократия в стране не стала декорацией, нужны независимый справедливый суд, честная полиция и прокуратура, верховенство права в жизни, а не в речах диктатора. Этого добиться непросто, но, как показывает опыт восточноевропейских стран, Японии, Южной Кореи, возможно.

Чтобы перекрыть источники коррупционных доходов, пресечь возможность воровства и разбазаривания налогов, следует прекратить дотировать неэффективные государственные предприятия. Сегодня они составляют 70% промышленности. Надо провести приватизацию, снизить налоги, размеры госзаказов и дотаций. Следует отказаться от избыточного государственного регулирования, многочисленных лицензий и разрешений, которые позволяют чиновникам получать коррупционные доходы.

Пресекать коррупционные доходы также поможет прозрачность бухгалтерской документации, финансовых отчетов фирм, доходов и состояний всех граждан плюс доступ граждан к информации органов власти. Такой доступ необходим и для того, чтобы граждане могли реализовать свое законное право на частное обвинение коррупционеров, вчинять гражданские иски в защиту общественных интересов. Солидные премии, как показал опыт США, стимулируют граждан разоблачать коррупционеров и возбуждать против них дела в судах.

Важно, чтобы все инструменты борьбы с коррупционными доходами применялись системно. Иначе эффекта не будет. На Украине сегодня самая прозрачная коррупция в мире. Но Конституционный суд блокирует применение антикоррупционных законов, а депутаты не готовы поддержать назревшие меры... Если гражданам стран, обладающих ядерным оружием, удастся обуздать корыстные интересы чиновников, то угроза ядерной войны резко снизится.

Для многих связь авторитарного режима власти, (при котором коррупционные доходы элиты есть залог ее преданности диктатору) – с одной стороны, и угрозы ядерного апокалипсиса – с другой, совсем не очевидна. Примерно половина россиян не мыслит себе иной формы власти, как всевластие диктатора. Это половина вопрошает: «Если не Путин, то кто же?» Но если эти люди осознают угрозу жизни своим детям, то может это заставит их модернизировать свое мышление?

Фото: Максим Стулов/Ведомости/ТАСС

 

Версия для печати