Мы понимаем, что уровень жизни зависит не только от нашего желания творить и усердно работать, но и от способности перенимать достижения других. Достижения в технике, в общественных отношениях, в правилах жизни — деньги, акционерные общества, парламентаризм, разделение властей, независимость суда… Но мы осознаем и роль личностей в истории: Сталина — в развязывании массового террора, Петра Первого — в европеизации России, Путина — в... Для любых форм модернизации важно лидерство.
Лидер лидеру — рознь, прежде всего потому, что различаются их представления о должном, их цели. Ли Куань Ю беспощадно боролся с коррупцией за верховенство права и вывел Сингапур в число развитых стран. Лукашенко создал из Белоруссии большой колхоз и объявил войну своему народу. Саакашвили создал команду, которая вытащила Грузию из болота повальной коррупции и обеспечила резкий рост уровня жизни.
По данным опросов, реальным лидером россиян многие годы был Владимир Путин. Он обратил демократические реформы вспять, насадил в стране власть клептократии, способствовал формированию олигархического «капитализма для своих», фундамент которого — всепроникающая коррупция. Аресты губернаторов и чиновников рангом пониже — лишь декорация, необходимая для сохранения режима. Как кричит «держи вора» карманный вор, убегая от преследования. Если Ли Куан Ю хотел сделать свою родину процветающей, то идеал Путина — советская империя, военное превосходство над соседями. Обама в своей книге точно подметил суть его интересов: «…нахожу его удивительно знакомым, вроде мафиозного босса, только с ядерным оружием в кармане и вето в Совете Безопасности ООН».
Кроме идеалов авторитарного лидера важно его желание удержать власть. Власть развращает, абсолютная власть развращает абсолютно. Сталин ради удержания власти приказывал расстреливать единомышленников и гнобил миллионы россиян. Стремление удержать власть, разгоняя протестующих против фальсификации выборов, определяет поведение Лукашенко. И Трамп, проиграв выборы, не очень-то готов был отдать власть.
Почему свергают правителей? Для удержания власти лидеру нужны соратники, сообщники. Диктатору прежде всего требуется поддержка силовиков. Их стимулирует возможность обогащаться. Если у диктатора недостаточно средств для подкупа своего окружения, то его могут и свергнуть. Поэтому необходимо максимизировать сбор дани и дозволять чиновникам и олигархам обогащаться за счет бюджета. Для правителя направлять средства казны на дороги, здравоохранение или образование — все равно, что бросать их на ветер. Это хорошо видно на структуре российского федерального бюджета.
Но бывают и исключения. Ли Куан Ю, одержимый стремлением развивать Сингапур, не просто облагородил состав правящей элиты, но и заставил ее «идти с ним в ногу», сажал в тюрьму за коррупцию своих друзей и родственников. В Китае авторитарная власть сажает в тюрьмы за коррупционные сделки сотни тысяч чиновников.
Что угрожает власти авторитарного лидера и его окружения? Низкий уровень жизни населения, стагнация экономики могут угрожать власти диктатора. Но здесь все зависит от культуры народа. В отсталом Зимбабве кровавый тиран Мугабе правил четыре десятилетия и довел безработицу до 90%! И это сошло ему с рук. Но в мире растет уровень глобализации, повышается уровень образованности населения, люди больше узнают о жизни в развитых странах. И это подталкивает их к протестам, к революциям. Примеров много — Египет, Алжир, Киргизия… За полвека сформировались новые демократии, в которых президенты и главы правительств уже не могут безнаказанно грабить подданных, вынуждены добиваться роста их уровня жизни. Иначе они потерпят поражение на выборах и потеряют свою власть.
Важно понимать, куда идут капиталы, собранные чиновниками на взятках или уворованные из бюджета: на финансирование отечественных компаний, принадлежащих коррупционерам, или выводятся в развитые страны, вкладываются там в акции местных компаний и недвижимость. В первом случае это способствует развитию экономики страны, пусть и крайне неэффективным способом. Во втором — это современный колониализм. Министр или мэр строит себе запасной аэродром, возводя особняк на берегу Средиземного моря, вывозит туда семью и держит свои активы в офшоре. Да, он может лишиться главного удовольствия в жизни — власти. Но достаток его гарантирован, жизнь обеспечена! Вспомните хотя бы мэра Москвы Лужкова…
При прежнем колониализме правители со своими армиями захватывали территории других стран, чтобы собирать с их жителей дань. Теперь это не выгодно. Сбор ренты с населения колоний не окупает затраты на оккупацию, на содержание там оккупационных войск. Поэтому колонии получили независимость практически без войн и революций. Произошла радикальная трансформация отношений между развитыми странами и бывшими колониями.
Метрополии теперь выкачивают из бывших колоний триллионы долларов за счет добычи сырья, низкого уровня оплаты труда, преимуществ в международной торговле и банковском бизнесе. При этом правящие национальные элиты бывших колоний превратились в партнеров колонизаторов. Современный колониализм основан не на военной силе, а на подкупе элит и перекачке денег из отсталых стран в развитые. К сожалению, таков удел и России, хотя она формально колонией не была. Из нашей страны ежегодно вывозится 30–40 млрд долларов.. Представьте, сколько можно было бы построить на эти деньги современных производств, дорог, жилья!
Между коррумпированными элитами постсоветских стран, отсталых стран и международными финансовыми центрами сложились взаимовыгодные связи. Чистый отток коррупционных денег из стран третьего мира в Европу и США составляет больше трлн долларов в год. Тем не менее, ни европейские политические лидеры, ни организации вроде FATF стараются не замечать этого процесса. Нет и соответствующих международных соглашений. По сути, страны Запада, заинтересованные в притоке инвестиций, оказывают содействие нашим жуликам и ворам, давая убежище их активам. Редкое исключение — принятые Конгрессом США законы, позволяющие разобраться с капиталами российских чиновников и олигархов в американских банках. Трамп затормозил исполнение этих законов, но Байден, похоже, готов пойти на это. Есть надежда, что после принятия Европарламентом резолюции о санкциях против высокопоставленных российских чиновников и олигархов исполнительные органы ЕС введут персональные санкции.
Однако думать, что Байден защитит интересы россиян, наивно. Тем более что в России принято компенсировать потери олигархов от санкций за счет налогоплательщиков. Благосостояния граждан любой страны зависит от того, способны ли они отстаивать свои интересы. Если чиновники и олигархи вывозят из страны миллиарды и обустраивают свои семьи в Европе, а россияне с этим мирятся, то это значит, что мы согласны жить в нищете и видеть Россию сырьевым придатком развитых стран. Мы избираем на нечестных выборах власть, которая не способна создать условия для развития промышленности высоких технологий, привлечения иностранных инвестиций. Но народ заслуживает ту власть, которую имеет… Задумайтесь, в России установлен МРОТ в размере 195 долларов (12 130 рублей). А в Австралии — 2297, Швейцарии — 2245, Новой Зеландии — 2176, Монако — 2008, Ирландии — 1954, Нидерландах — 1906, Великобритании — 1897, Бельгии — 1880, Германии — 1877 долларов.
Чтобы авторитарные лидеры, похожие по своим целям на легендарного Ли Куан Ю, могли повышать уровень жизни населения и тем самым сохранять власть без репрессий, им приходится бороться с коррупцией и вывозом из страны капитала. Но тогда они сталкиваются с противоречивыми интересами среднего класса. Типичный предприниматель хочет жить в стране с высоким уровнем жизни и честной бюрократией. Но когда дело доходит до его бизнеса, он готов дать чиновнику откат, лишь бы получить выгодный госзаказ или обеспечить монопольное положение своего бизнеса на рынке.
Конечно, многое зависит от культуры народа. В Китае, например, типичный предприниматель всегда готов дать взятку чиновнику. Это норма, тысячелетняя традиция в отношениях с властью. Преодолеть ее трудно.
Далеко не все, что происходит сегодня в Китае, может служить для нас примером. В этой стране нет свободы слова, политической конкуренции, институтов демократии, нет разделения властей. Тем не менее, там идет реальная борьба с коррупцией. Похоже, что для правящей элиты Китая оказалась неприемлемой роль приказчиков, управляющих сырьевым придатком развитых стран. Там исторически доминирует представление населения о том, что Поднебесная — центр мира. Возможно, именно это понудило власти проводить в жизнь успешный курс на развитие экономики страны. Пришлось давать гарантии для иностранных инвестиций и реально бороться с коррупцией. В Китае прирост ВВП в 2010 году составил 10,3% (в России, по данным Росстата, 4,5%), в 2017 году — 6,8% (в России — 1,5%), в 2018 году — 6,6% (в России — 2,3% ), в 2019 году — 6,1% (в России — 1,3%).
Для китайских властей борьба с коррупцией — это способ ослабить социальное напряжение. Разрыв в доходах в Китае один из самых больших в мире. Обогащение некоторых представителей бизнеса не состоялось бы без налаженных связей с партийной бюрократией. На власть коммунистов вполне может обрушиться народный гнев. Передавая власть своему преемнику Си Цзиньпину, бывший лидер Китая Ху Цзиньтао заявил: «Если мы не решим вопрос с коррупцией, то это чревато фатальными последствиями для коммунистического движения. Это может привести к падению партии». В последние месяцы его пребывания во власти арестовали руководителя чунцинской партийной организации, одного из самых влиятельных чиновников Бо Силая. За ним в тюрьму отправились член ЦК КПК Чжоу Юнкан, генерал Чжан Ян и Сунь Чжэнцай — самый молодой член политбюро.
Громкой стала казнь миллиардера Лю Ханя в 2015 году. Один из богатейших жителей Китая возглавлял преступную группировку, занимавшуюся убийствами, нелегальными казино, торговлей оружием. При этом он был связан с бывшим руководителем госбезопасности КНР Чжоу Юн канем, что позволяло долго избегать ответственности. Но и самого гэбешника обвинили в коррупции, злоупотреблении властью и раскрытии государственной тайны, приговорили к пожизненному заключению. К пожизненному заключению за взятки в размере 12 млн долларов был приговорен бывший зампред Центрального военного совета КНР генерал-полковник Го Босюн. В 2016 году к такому же сроку был приговорен экс-начальник канцелярии ЦК КПК Лин Цзихуа, который был фактически третьим человеком в пирамиде власти. Это стало жестким предупреждением партийной номенклатуре — неприкасаемых нет.
По китайским законам за взятку более 463 тыс. долларов чиновнику грозит расстрел, за нелегальный доход свыше 100 тыс. юаней (чуть больше 800 тыс. рублей) — минимум 10 лет заключения, за принятие подарка дороже 200 юаней (2 тыс. рублей) – тюремный срок. В 2019 году контролирующие органы получили от населения 1,6 млн жалоб на коррупцию и завели свыше 351 тыс. дел. За коррупционные преступления наказаны 620 тыс. человек, в том числе 51 чиновник министерского уровня и уровня руководства провинций. Всего с момента прихода к власти Си Цзиньпина за коррупцию наказано 1,5 млн чиновников.
Введен мощный психологический фактор давления — конфискация всего имущества осужденного коррупционера. Чиновникам запрещено возводить роскошные дачи, приобретать дорогие квартиры и даже строить новые здания обкомов и горкомов партии. О нарушениях любой гражданин может сообщить в Комитет партийного контроля.
Борьба с коррупцией в Китае, по сути, направлена против олигархического капитализма, против смычки чиновников и финансово-промышленные кланов. Власти Китая понимают, что, раздавая взятки и откаты, олигархи способны подавить конкуренцию и блокировать развитие страны. В отличие от России, в Китае сегодня нет прикормленных бизнесменов при председателе КНР или при администрациях премьер-министра и регионов. Дети высокопоставленных китайских чиновников не могут обучаться за рубежом. У этих чиновников и членов их семей нет банковских счетов за рубежом.
Чиновники, ухитрившиеся вывезти деньги из страны, привлекают особое внимание общества. Ведь за 1990–2000-е годы не менее 16 тыс. чиновников покинули Китай, прихватив с собой краденое на общую сумму в 87 млрд долларов. Следы преступников теряются в Европе, Японии и Таиланде. Чтобы заблокировать вывоз из страны коррупционной ренты и украденных из бюджета средств в 2014 году в рамках операции «Небесная сеть» Китай наладил контакты с правоохранительными органами 90 стран. Это позволило за пару лет вернуть в Китай 2,5 тыс. беглецов и 8,6 млрд юаней (1,29 млрд долларов), законность происхождения которых вкладчики не смогли доказать. У чиновников поубавилось желание бежать из страны с коррупционными доходами. Большинство китайцев одобрило эти меры правительства.
Фото: Юрий Смитюк/ТАСС