Итоги 2020 года меня не радуют. Мы, россияне, продолжаем идти по гибельному «особому пути», пути противостояния с цивилизованным миром, с правовыми демократическими государствами. Нам это не впервой. Поэтому оценивая итоги прошедшего года, полезно вспомнить историю. Сто лет назад мы поверили в марксистско-ленинскую утопию, изгнали из страны три миллиона образованных и предприимчивых сограждан и очень многих россиян погубили на полях Гражданской войны, в ходе коллективизации и Голодомора, в процессе массовых сталинских репрессий.
Пусть многие возразят, мол, это же не мы, это другие! Но нельзя жить в обществе и быть свободным от общества. Это не отменить – как закон всемирного тяготения. Народ ответственен за все, что происходило и происходит в его стране. Мы, россияне, построили за годы правления КПСС крайне неэффективную затратную экономику. Выпускали дрянные станки и машины. Россия, бывшая до революции мировым экспортером зерна, не могла обеспечить население хлебом. Но мы гордились своими ядерными бомбами и ракетами, возможностью погубить человечество в ядерном апокалипсисе. И чуть было не сделали это в дни Карибского кризиса.
С годами мы утратили веру в светлое коммунистическое будущее и поддержали рыночные реформы. Даже квартиры и участки земли согласились взять в свою собственность. Но трудности перехода к рынку больно ударили по нам, и теперь в 2020 году почти половина россиян вздыхает о «славном советском прошлом». Свобода слова, прессы, возможность принять участие в партиях и НКО оказалась нами не востребована. В политических партиях не участвуем, на выборы не ходим. Тем более не готовы контролировать работу избирательных комиссий.
Такому зигзагу в развитии нашего общественного сознания способствовали исторические условия. Высокие цены на нефть и газ в первом десятилетия нового века позволили поднять жизненный уровень. И хотя произошло это именно благодаря рынку, сформированному в 90-х, народом это было воспринято как личная заслуга президента Путина. А развязанная им аннексия Крыма пролилась бальзамом на наше имперское сознание.
Каковы реалии 2020 года? Печальные. Ни в прошедшем году, ни ранее мы оказались не способны утвердить в стране народовластие и организовать контроль граждан и избранных ими депутатов за работой чиновников. Мы не шведы, мы не готовы противостоять корыстным устремлениям бюрократии и олигархов. Нас не волнует, что по уровню коррупции мы впереди планеты всей, а по численности чиновников на 100 тысяч населения – одни из лидеров в мире. Нас мало беспокоит, что чиновники получают оклады, во много раз превышающие зарплаты рабочих и инженеров. Зато мы мечтаем о замороживании цен и карточках на продукты.
Как показывают опросы Левады-центра, в 2020 году больше половины россиян полагают, что все у нас идет нормально. И это несмотря на то, что более 22 млн россиян живут за чертой бедности, что реальные доходы граждан уже 10 лет реально сокращаются по 3-4% в год. Все равно «жить можно». И так считают не только чиновники-коррупционеры или олигархи, присосавшиеся к бюджетной кормушке, так отвечают простые люди. При росте цен на продукты питания, при падении доходов и высоком уровне инфляции. Вот уж действительно, терпилы мы!
Судя по опросам, многие молодые россияне, не желающие жить в рабстве, готовы эмигрировать из России. Пройдет пандемия, процесс эмиграции ускорится. Но что ждет народ, который покидают самые умные и талантливые? Убожество. И виноваты в этой перспективе не сами эмигранты, а их соплеменники с их сочетанием рабского и имперского в головах.
Важное событие 2020 года – совместное расследование The Insider, Bellingcat и CNN при участии Der Spiegel, согласно которому попытку отравления Навального химическим оружием «Новичок» совершила группа из восьми оперативников ФСБ, действовавшая под прикрытием Института криминалистики ФСБ. За этим расследованием последовала аудиозапись телефонного разговора Навального с одним из фигурантов расследования — военным химиком Константином Кудрявцевым, Все это нанесло сильнейший удар по имиджу нашей мафиозной власти в глазах не только мирового сообщества, но и российских обывателей, а значит, повысило шанс перемен в России к лучшему.
При этом в 2020 году наши власти не просто ужесточили репрессивную политику, но и подвели под нее «юридические обоснования». Госдума приняла законы, по которым полицейские могут применять оружие, если сочтут это нужным, могут взламывать и машины. А вот представляться гражданам им теперь не нужно. Теперь любая демонстрация, любая акция протеста – незаконна и может быть разогнана с применением насилия. Чтобы силовики не стеснялись его применять, засекречивают личные данные и адреса проживания не только их самих, но и их родственников, повышают силовикам оклады. Россия на глазах превращается в гнусное полицейское государство. Впрочем, известно – чем ближе крах империи, тем жестче ее законы…
Все эти меры – реакция властей на демонстрации хабаровчан и протесты братского народа Беларуси против фальсификации выборов. Эти демонстрации – очень важный позитив в итогах уходящего 2020 года. Они дают надежду, что не все потеряно, что со сменой поколений и ростом социальных связей через интернет растут шансы переустроить нашу жизнь в общих интересах. Народ, хоть и с трудом, просыпается. Люди начинают понимать, что именно народ – источник власти, что это не пустая фраза из какой-то там брошюрки под названием Конституция, это норма, которая должна исполняться!
Несомненно, наша власть будет по-прежнему стараться расправиться с теми, кто вскрывает ее природу, ее корыстные интересы. Но попытка повторить практику массовых сталинских репрессий вряд ли будет предпринята. Власть имущие понимают – это опасно. Проще изолировать молодых и активных, запугать тех, кто постарше. Точечные репрессии будут ужесточаться, но если народ в массе своей осознает, что дальше так жить нельзя, то дни режима все равно будут сочтены. Уверен, что скоро мы увидим развитие этого политического процесса в ходе крушения власти тирана-самозванца Лукашенко.
Есть в реалиях 2020 года вещи, которые дают лучик надежды. Это рост числа пользователей YouTube. Такие информационные авторитарные режимы, как российский, держатся за счет пропаганды, используют свою монополию на телевидение, радио и иные СМИ. Но интернет пробил в этой монополии брешь. А его цензурирование грозит правящему режиму массовыми протестами. Власть, взвесив «за и против», на ограничение интернета пока не готова.
Другое позитивное в реалиях 2020 года состоит в том, что интернет повысил прозрачность преступлений карателей. Как показало расследование отравления Навального, чекистам стало труднее скрывать свои операции по преследованию инакомыслящих. Похоже, что технический прогресс ведет пока не к угрозе поголовной чипизации простолюдинов, а способствует информационной открытости общества, а значит – к его продвижению в сторону верховенства права и демократии. Хотелось бы в этом не ошибиться.
Фото: 1. Россия. Москва. Портрет президента России Владимира Путина кисти художника Михаила Юсупова во время встречи руководителей театров Москвы в особняке Петра Смирнова на Тверском бульваре. Михаил Терещенко/ТАСС