Массовые демонстрации в поддержку Алексея Навального, беспредел силовиков, задержание тысяч протестующих, судебные процессы над ними — все это свидетельствует о том, что в России сохраняется исторически сложившаяся форма власти — самодержавие. Диктатура, при которой властитель несет ответственность только перед самим собой за все свои дела и прегрешения. А страна — его большое имение.
В развитых странах президентом или премьером народ выбирает политиков и экономистов, цель которых экономическое и культурное развитие страны. И реализуют эти лидеры свои полномочия в рамках разделения властей, системы сдержек и противовесов, когда исполнительная власть контролируется избранниками народа. В постсоветских странах все устроено иначе. Население согласно на абсолютную власть авторитарных правителей, безропотно им повинуется. И связано это, прежде всего, со средневековой культурой народа.
Неважно, как именуют самодержца — царь, генеральный секретарь или президент. Он волен делать то, что считает нужным. Такое понимание полномочий властителя глубоко укоренено в общественном сознании россиян: начальник всегда прав. Мы не желаем заниматься политикой, испытываем пренебрежение к исполнению законов и правил. Мы не понимаем важности политической конкуренции и принципа разделения властей. Нам нужен добрый царь. Мы все еще крепостные!
При таком массовом сознании уровень жизни граждан определяется не усердием и инициативой жителей страны, а личностью правителя, его взглядами и моральными установками. Петр Первый решил в Европу «прорубить окно», но не готов был рушить крепостничество. Александр II освободил крестьян и ввел земское самоуправление, но его сын старался выхолостить отцовские реформы. Сталин продолжил дело Ленина по реализации марксистской утопии социализма, готовился к войне со всем миром и развивал оборонную промышленность, а Хрущев, напротив, демобилизовал пол-армии, остановил конвейер репрессий, строил пятиэтажки и вводил совнархозы. При этом он оставался приверженцем плановой экономики, государственных цен и противником буржуазии. Моральные качества Горбачева привели его к пониманию необходимости «перестройки». Осознание Ельциным тупика административно-командной системы сделали его сторонником рынка и частной собственности. А Путин восстановил госкомпании, сделав их источником обогащения своих друзей — олигархов, сформировал многочисленную Национальную гвардию — инструмент репрессий. И не забывает при этом обустраивать себе дворцы в Геленджике и Крыму.
Эти зигзаги внутренней политики свидетельствуют о важной роли в судьбе покорного народа мировоззрения самодержца. От его морали, от его представлений о том, что надо делать, зависит будущее. Народ готов быть покорным стадом. И не удивительно. Инстинкт подчинения вождю племени (альфа-самцу) сохранился в наших генах. Только развитие культуры может его обуздать. Но именно по уровню культуры, обычаям и порядкам народы различаются. Одни, как народ Южной Кореи, столкнувшись с коррупцией президента, требуют приговорить его к тюремному сроку. Другие, как туркмены, согласны мириться с превращением страны в концлагерь. Россияне в 1930-х годах мирились с коллективизацией, голодомором и массовыми репрессиями. И сегодня, по данным соцопросов, половина готова прославлять Сталина. Таковы, к сожалению, реалии общественного сознания.
Что важно для самодержца, взошедшего на престол из охранников? Вовсе не уровень жизни подданных, а уважение со стороны правителей соседних стран. Такие запросы доминируют у главарей бандитских мафиозных группировок. Уважения они добиваются угрозой применения силы. Ким Чен Ин держит свой народ в голоде и нищете, но финансирует создание ядерного оружия, чтобы «боялись и уважали». Огромные оборонные расходы и внешнеполитические авантюры Путина направлены на те же цели.
После Второй мировой войны мир изменился. Страны перестали меряться силой. Авторитет правительств развитых стран теперь связан с уровнем экономического развития государства, соблюдением в нем законов и неотъемлемых прав граждан. Вхождение страны в ЕС требовало признания принципов правового государства и приоритета экономического развития. Единая валюта, схожие нормы права, а уже потом оборона от агрессора. Страна рассматривалась не как военный союзник, а как торговый и экономический партнер. Членство в НАТО было во многом вторичным.
Путин этого не понимает и не признает. Его сознание все еще в прошлом веке. Оно сформировалось в годы службы в КГБ. Он не в состоянии изменить свои представления о должном, как это сделал Ельцин. Значит, пока он у власти, ради его амбиций россияне будут плестись по дороге нищеты.
В 1999 году в своей программе «Россия на рубеже тысячелетий» Путин поставил перед правительством задачу к 2015 году повысить уровень жизни россиян до уровня Португалии и Испании. 20 лет спустя уровень ВВП на душу населения в Испании — 33 тыс. долларов, в Португалии — 23,5 тыс., в России — 11 тысяч.
Нищенский уровень связан с политикой нашего национального лидера, расходами на удовлетворение его амбиций. По расчетам экспертов[1], Путин и его окружение выбросили «на ветер» огромную сумму — 609 млрд долларов. Деньги российских налогоплательщиков пошли на осуществление невыгодных для России энергетических проектов, списание долгов странам с сомнительной легитимностью, разжигание войн с соседями. Самая крупная статья расходов — поддержка лояльных Кремлю диктаторских политических режимов: 271 млрд долларов. На поддержание жизнеспособности режима Лукашенко ушло 109 млрд долларов в виде завуалированных скидок с цен на энергоносители и прямых вливаний, на закупку спецтехники для разгонов протестующих и оклады силовиков.
Огромными были и вливания в Украину времен Януковича в форме скидок на газ в обмен на отказ от евроинтеграции. Чтобы остановить страну, Путин сразу после Майдана аннексировал Крым и развязал войну на Донбассе. По самым скромным оценкам, за последние 5 лет никем не признанным ЛНР и ДНР, Южной Осетии и Абхазии было направлено 32 млрд долларов только на поддержание режимом боевиков, без учета затрат на вооружение и переброску российских солдат. Около 20 млрд долларов подарено диктаторскому режиму Венесуэлы. Никто не хочет иметь дело со страной, в которой правит наркокартель. Никто, кроме России, и логика простая: если бандитская власть Венесуэлы настроена против США — значит, мы с ней дружим. Та же логика работала при вливании 5 млрд долларов в режим сирийского диктатора Башара Асада.
Огромные средства российских налогоплательщиков потрачены Путиным с целью доказать самому себе, что он противостоит ненавистному Западу. Самодержцу надо верить, что он что-то решает и что-то контролирует за границами России.
На энергетические проекты, газопроводы «Сила Сибири», «Турецкий поток» и «Северный поток-2», уже ушло 224 млрд долларов. Они вряд ли окупятся даже через 50 лет, огромные средства на их реализацию идут в первую очередь в карманы подрядчиков-олигархов.
За 20 лет диктаторским странам Африки и Кубе списано долгов на 116 млрд долларов. И выдаются новые кредиты, которые они не вернут. Но это тешит Путина: мол, и на эти страны он имеет влияние.
Сколько можно было бы построить на все эти деньги новых школ и больниц в России, как повысить пенсии пенсионерам и зарплату учителям и врачам! И это при том, что сегодня более 20 млн россиян живут ниже официального уровня бедности. Мы могли бы газифицировать огромное число домов. С каждого россиянина взято по 300 тыс. рублей, которые ушли на политику противостояния с Западом.
Приведены только расходы бюджета. Но надо учесть еще и вывоз капитала из России. За годы правления Путина в результате его политики в офшоры из России утекло более 1 трлн долларов. Эти деньги могли бы пойти на строительство новых заводов и фабрик, домов и поликлиник, кафе и магазинов!
Представления «о должном» у молодых россиян разительно отличаются от представлений их бабушек. Огромную роль играет и новый для нас институт частной собственности. И хотя в России суд «карманный», не готовый на европейском уровне обеспечить гарантии права собственности, все же рыночные отношения меняют культуру активной части россиян. Люди уже не хотят видеть себя винтиками государственной машины, смердами или совками. Как показывает опыт Японии и Южной Кореи, неизбежно изменится направление вектора власти, сформируются институты настоящей, а не «суверенной» демократии. Как скоро такие изменения произойдут, зависит от нашей активности. И здесь Навальный и его соратники — всем нам пример!
___________________________________