В минувший понедельник сенатор Владимир Лукин на заседании профильного комитета Верхней палаты рассказал о том, что руководство РАН направило президенту Путину письмо с просьбой не подписывать измененный закон об образовании, в который вводится понятие «просветительская деятельность». Впрочем, усилия Владимира Петровича оказались напрасными – комитет законотворческую инициативу, которая уже прошла оба чтения в Госдуме, одобрил подавляющим числом голосов. То есть практически единогласно – против был только сам Владимир Лукин. Первый замглавы комитета Владимир Джабаров, похоже, выразил общее мнение коллег. Он, дескать, с глубочайшим уважением относится к мнению ученых, но Академия наук – «еще не весь народ». Ну, тут, конечно, не поспоришь – это было бы довольно странно, если бы весь российский народ состоял в Академии наук. Почему наш народ должен быть обеими руками за усиление регулирования закона об образовании, объяснил глава комитета Госдумы по международным делам Константин Косачев: «…оппоненты России находят все новые формы, чтобы проникать в наше сознание… Я не сгущаю краски, но действительно против нашей страны и нашего народа сейчас идет война. И в этой войне для наших оппонентов все средства хороши – они лезут через все щели». Так, в чем же состоит предложение по «законопачиванию щелей»?
Законопроект, предусматривающий регламентирование просветительской деятельности, был внесен в Госдуму еще осенью прошлого года. Если закон будет принят, то самое это понятие – просветительская деятельность – впервые обретет юридический статус. Общественность сразу, что называется, забила тревогу. Петиция, составленная астрофизиком с мировым именем Сергеем Поповым, в которой содержится требование отказаться от внесения соответствующих изменений в закон об образовании, набрала четверть миллиона подписей. Основная претензия – любые образовательные учреждения теряют какую-либо самостоятельность по налаживанию научных связей с иностранными коллегами, что неминуемо скажется на качестве образовательного процесса. Поскольку очевидно, что государство, получив право контроля над определенной сферой, не преминет им воспользоваться. Ученые так же уверены, что сам процесс согласования окажется крайне забюрократизирован, а решение контрольных органов будут носить волюнтаристский характер, потому что в новом законе сам термин, «просветительская деятельность», трактуется весьма широко и абсолютно не конкретно. «Принятие поправок откроет путь ряду ограничительных мер, которые негативно скажутся на популяризаторской деятельности в нашей стране. Многие просветительские проекты, основанные в первую очередь на энтузиазме их участников, могут оказаться под угрозой исчезновения из-за появления многочисленных бюрократических требований, необходимости лицензирования, согласования содержания каждой лекции и т. д.», – говорится в петиции.
Уже сейчас более или менее очевидно, что скандальные поправки в закон образовании в итоге будут приняты. Никакое мнение «широкой научной общественности» не способно переломить давно сложившийся тренд – нынешнее российское государство стремится установить жесткий контроль надо всем, что в той или иной степени связано с идеологией. Особенно, когда речь идет об «иностранном вмешательстве». Тот же сенатор Джабаров весьма откровенно объясняет, почему он поддерживает новый закон: «Я думаю, что нам нельзя терять страну. Каша такая в голове у нашего молодого поколения. События с Навальным, которые были, показали – они даже не знают, за что они выходили, что они защищают». Ну вот, теперь на просветительство руку наложим, и у молодого поколения сразу прояснится в голове. Особенно по поводу Навального.
Вообще, вся эта парламентская возня вокруг просветительской деятельности больше всего похожа на войсковую зачистку в глубоком тылу. Основные силы давно ушли вперед. Там полыхают зарницы, оттуда доносятся раскаты артиллерийской канонады. На передней линии фронта травят и сажают в тюрьму Навального, тысячами избивают и подвергают репрессиям мирных демонстрантов, препровождают в отделы полиции целые конференции, а здесь, как говорится, «подчищают хвосты». Чтобы уже на давно захваченной территории не пробились к свету ростки чего-нибудь живого, а следовательно – потенциально опасного. Поэтому лучше на всякий случай еще раз пройтись асфальтовым катком.
Фото: архив ЕЖ