Промежуточные итоги апрельского обострения. Шойгу дал команду начать отвод войск, сосредоточенных у границ Украины и в оккупированном Крыму.
«Считаю, что цели внезапной проверки достигнуты полностью. Войска продемонстрировали способность обеспечить надежную оборону страны».
Шойгу поставил задачу Генштабу, командующим войсками военных округов и ВДВ приступить с 23 апреля к возвращению войск, до 1 мая вернуть в пункты постоянной дислокации личный состав 58-й армии Южного военного округа, 41-й армии Центрального военного округа, 7-й и 76-й десантно-штурмовых и 98-й воздушно-десантной дивизий. Как и предполагали многие эксперты, все это громыхание орудиями убийства у границ Украины было спектаклем, затеянным ради давления на Украину и Запад.
Что в итоге. Потрачено немыслимое количество средств, вполне сопоставимое с теми, которые Путин в своем послании обещал раздать подведомственной популяции. Напугать Зеленского так, чтобы он с перепугу согласился на самоубийство путем выполнения Минских соглашений в той последовательности, в какой хочет Кремль, не получилось. Впрочем, маловероятно, что кто-то в Кремле на это рассчитывал. Единственный итог — звонок Байдена. Если сопоставить средства, потраченные ради единственного звонка одного абонента, то это, видимо, самый дорогой тариф в мире под названием «Байден, позвони Путину!».
Еще одним итогом апрельского обострения стало набирающее силу международное движение под девизом «Освободим свои страны от российских дипломатов!». Лидерство захватила Чехия: выслано 18, на очереди еще 70 российских дипломатов. США, Польша, Болгария, Словакия в движении участвуют, но пока заметно отстают от лидирующих чехов. Похоже, что милая традиция ведомства Лаврова наводнять посольства и консульства шпионами и диверсантами несколько поднадоела, а привычные ссылки на то, что «все так делают», уже не срабатывают. Совмещение дипломатической и шпионской деятельности действительно не является исключительно российской практикой, но всему же есть предел. Нельзя же все время, прикрываясь дипломатией, взрывать, травить и гадить на чужой территории. В итоге ведомство Лаврова превращается в бессмысленное и вредное образование даже с точки зрения достижение тех имперских целей, которые ставит перед собой Путин.
Итоги апрельского обострения внутри страны тоже можно обозначить как ни то ни сё.
Навальный все-таки был вывезен 20 апреля в гражданскую больницу Владимира, были проведены консилиумы, и он получил доступ к чему-то похожему на независимое обследование. В соответствии с просьбами его лечащих врачей и клиническими рекомендациями было проведено необходимое исследование (электронейромиография), получены консультации нейрохирурга, главного внештатного нефролога и главного невролога Владимирской области. Все медицинские заключения и результаты обследований были сегодня переданы лечащим врачам Навального для получения их мнения через адвокатов и родственников. Его требования—допустить к нему тех врачей, которые его спасали и которым он доверяет—не выполнены, поэтому он продолжает голодовку. Группа врачей, в их числе лидер «Альянса врачей» Анастасия Васильева, обратились к Навальному с просьбой прекратить голодовку, мотивируя это тем, что «если голодовка будет дальше продолжаться даже минимальное время, к сожалению, нам вскоре лечить будет просто некого».
Акция протеста, организованная штабом Навального в поддержку своего лидера, была названа «Финальная битва между добром и нейтралитетом», что соответствовало старому девизу Навального в «Живом журнале». Никакого «финала» не случилось, ни в плохом, ни в хорошем смысле. Впрочем, хорошего финала, то есть выхода Навального на свободу, никто не предполагал, а вот пугающих прогнозов самого жесткого разгона протестующих и самого садистского месилова с посадками и уголовными сроками было немало.
В итоге на акцию пришло много людей, а особых зверств силовиков не было. Кроме Санкт-Петербурга. Почему, например, в Москве десятки тысяч протестующих свободно шли по улицам и прямо в лицо полицейскому оцеплению беспрепятственно кричали: «Путин — убийца!», «Свободу Навальному!» и «Нет войне!», а в Питере ОМОН зверствовал так же, если не хуже, чем в январе? Не стану строить конспирологические версии, объясняющие эти перепады насилия, хитроумным планом диктатора или различиями нравов Собянина и Беглова. Не стоит искать скрытую логику и тайный смысл там, где нет логики и смыслов, ни тайных, ни явных…
В 1769 году, во времена екатерининского «либерализма», в Санкт-Петербурге выходил журнал под названием «Ни то ни сё». В нем не было ни структуры, ни какого-то принципа подбора материалов. Поэтому никто его особо не читал. В результате журнал прожил полгода и почил в бозе.
После 21 года пребывания на российском троне Путин стал вести себя еще более бессмысленно, чем издатели того журнала-однодневки XVIII века…
Фото: из соцсетей