КОММЕНТАРИИ
В Кремле

В КремлеСеанс невиданной популистской щедрости

21 МАЯ 2021 г. НИКОЛАЙ ПЕТРОВ



Последний месяц дал сразу несколько образчиков популизма власти, стремящейся подправить положение с нарастающим недовольством граждан и снижающимися электоральными рейтингами «Единой России». Это были: президентское послание 21 апреля, отчет правительства перед Думой 12 мая, наконец, совещание В. Путина с руководством правительства по реализации отдельных положений президентского послания. Каждое из этих событий по-своему интересно, но, пожалуй, наиболее информативным в плане понимания внутреннего устройства системы, деталей нынешней ситуации и перспектив ее развития был отчет правительства перед Думой. Он стал настоящим соревнованием в популизме, в котором все участвовавшие — премьер М. Мишустин, спикер В. Володин, выступавший с назойливым конферансом, лидеры фракций/партий и задававшие вопросы депутаты — время от времени строго предупреждали слушавших, что популизм нам не нужен.



Популизм премьера

Премьер, упиравший на то, что о проблемах надо говорить с людьми на местах, сказал, что побывал почти в трети регионов страны, а если учитывать визиты членов правительства — практически во всех субъектах. Для пущего эффекта за день до своего прихода в Думу он заставил своего вице-премьера Марата Хуснуллина провести рабочую встречу с губернатором Еврейской АО, с котором Хуснуллин не хотел встречаться ввиду незначительности региона для федерального уровня.

Отчет премьера представлял собой смесь пиара — президента Путина и собственного, а также описания успехов правительства под руководством Мишустина. Мы услышали об успехах в борьбе с коронавирусом, о поддержке правительством граждан и бизнеса, о том, как хорошо развивается импортозамещение и страна двигается к полному самообеспечению. О снижении реального уровня жизни премьер не сказал, зато говорил о росте денежных доходов. Рост цен, о котором ему пришлось все же сказать, он объяснил «импортированной» инфляцией и «жадностью» бизнеса. Не распространялся премьер и о третьей волне эпидемии, хотя контраст между тем, как выглядели чиновники сейчас и тремя неделями раньше, на оглашении послания президента, был очевиден: в правительственной ложе практически все были в масках.



Было заметно, как тщательно премьер выстраивает свой образ деятельного управленца, далекого от политических амбиций и все делающего по поручению президента. При этом рефреном повторялись бесконечные «я видел», «я говорил», «я посещал». Забавны подчеркнутые замены Мишустиным иностранных слов: вместо кешбэка — частичный возврат денег, вместо мультипликативного эффекта — вытягивающие отрасли.

В качестве первоочередных задач, стоящих перед правительством и депутатами, Мишустин назвал работу над исполнением поручений из Послания президента. Премьер-министр выделил при этом поддержку семей с детьми, развитие регионов, продвижение крупных инфраструктурных проектов. Де-факто к важным и срочным задачам исполнительной власти и законодателя оказалась отнесена и борьба с «жадностью» бизнеса, который, как представляется, выбран на роль козла отпущения в связи с растущим недовольством граждан по поводу снижения уровня жизни и роста цен.

О «жадности» бизнеса

Тезис о «жадности» бизнеса прозвучал в ходе обсуждения отчета правительства в Думе трижды, причем самое активное участие в этом принимал спикер В. Володин. Это, во-первых,  «жадность отдельных производителей и торговых сетей», которая, по Мишустину, является одной из причин роста цен на продукты. Во-вторых, «жадность» выводящих прибыль в офшоры, вместо того чтобы инвестировать в регионы. И, наконец, рост цен на внутренний туризм, обусловленный, по Володину, жадностью предпринимателей. 

Мишустин сказал, что правительство будет ждать предложений, в том числе от Госдумы, как можно стимулировать бизнес инвестировать в регионы, в которых они работают, а не выводить прибыль в офшоры. В апреле 2021 года поручение повысить налоги для тех, кто выводит прибыль в офшоры, дал президент В. Путин. Сейчас максимальная ставка налога на дивиденды в России составляет 15 процентов. Премьер рассказал, как правительство работает в этом направлении, и привел пример пересмотра соглашений об избежании двойного налогообложения с четырьмя самыми популярными у россиян низконалоговыми юрисдикциями — Кипром, Мальтой, Люксембургом и Нидерландами. Поскольку Нидерланды не согласились с предложенными Москвой изменениями условий договора, налоговое соглашение с ними денонсировано в мае Федеральным собранием. В планах на будущее — изменение соглашений об избежании двойного налогообложения с Сингапуром, Гонконгом и Швейцарией. 

В 2019 году общий объем дивидендов, которые компании вывели за рубеж, составил 4,3 трлн руб., рассказал премьер-министр. Из них 1,3 трлн рублей приходится на четыре отработанные юрисдикции. Наибольшие суммы выводят компании топливно-энергетического комплекса. «Это примерно 27% всех дивидендов, роялти и процентов, — пояснил Мишустин. — На 2-м месте — металлургия. На 3-м — банки. Потом ритейл, логистика и другие отрасли». Для них правительство подготовило введение прогрессивной шкалы налога на прибыль, выводимую за границу.

Говоря об «импортированной инфляции», когда предприниматели, не желая упускать выгоду, подняли внутренние цены на продукты вслед за мировыми, Мишустин заявил, что «у правительства достаточно инструментов, чтобы обуздать аппетиты тех, кто наживается на ажиотажном спросе». Он также пообещал «держать под контролем» ситуацию с ростом цен на бензин с использованием «всех доступных инструментов, в том числе законодательных». Оптимисты считают, что это не столько попытка сформировать плацдарм для новой атаки на цены внутреннего рынка, сколько желание оправдать уже совершенные действия. Посмотрим.

Володин указал еще на одно проявление жадности предпринимателей — рост цен на внутренний туризм. «Страна огромная, мест красивых много. Но для того чтобы поехать отдохнуть, денег явно не хватит, потому что все это сейчас уходит в желание [представителей туриндустрии] заработать, причем один раз и на всю жизнь», — заявил спикер Госдумы и предложил обсудить эту проблему на специальном совещании в правительстве.

Казалось бы, все это простой перевод стрелок на бизнес в ответ на растущее недовольство граждан и предвыборный популизм. Нельзя, однако, не заметить, что власть в своих действиях увеличивает оброк с бизнеса и все больше уповает на кнут, чем на пряник.

Регионы: добрый популизм правительства

Одним из ключевых сюжетов отчета правительства стали обещания хорошей жизни регионам. Собственно, это происходит каждый раз при приближении федеральных выборов. На этот раз идеи разворота в сторону регионов прозвучали не только в докладе премьера, но и в выступлении от фракции партии власти — ЕР.

Мишустин объявил о пяти основных направлениях поддержки регионов. Это, во-первых, снижение долговой нагрузки на бюджеты с реструктуризацией прошлогодних бюджетных займов, становящихся долгосрочными; переносом сроков погашения реструктурированной задолженности по бюджетным кредитам; увеличением срока предоставления коротких казначейских кредитов с 90 до 240 дней.

Во-вторых, это замена рыночного долга регионов и муниципалитетов, который превышает четверть налоговых и неналоговых доходов, на бюджетные займы с таким же длительным сроком погашения.

В-третьих, это выделение регионам, проводящим более аккуратную долговую политику, 500 млрд рублей в виде инфраструктурных бюджетных кредитов на 15 лет под невысокий процент.

В-четвертых, это инфраструктурные облигации, позволяющие привлечь дополнительные внебюджетные средства в жилищное строительство, создание инженерных, транспортных и социальных объектов.

Наконец, для 10 регионов с наиболее сложной экономической ситуацией (республики Алтай, Карелия, Тува и Марий Эл, Курганская и Псковская области, Адыгея, Алтайский край, Чувашия и Калмыкия) правительство приняло индивидуальные программы, выделив на это 50 млрд рублей. Примеры результатов работы этих индивидуальных программ, приведенные Мишустиным, не впечатляют: детская поликлиника и медицинский центр, открытые в Адыгее, выделение средств на проведение технической экспертизы водопровода в Калмыкии, финансирование строительства очистных сооружений в районе Телецкого озера на Алтае. Все это не столько программы развития, сколько демонстрация внимания со стороны федерального центра. Впрочем, пусть это и не системное решение, но лучше, чем ничего.




Злой популизм «Единой России»

Выступавший от имени фракции ЕР глава бюджетного комитета А. Макаров, сделавший упор на современном положении регионов, а не привлекательной программе на будущее, как Мишустин, нарисовал совсем другую картину. По его словам, на 10 самых богатых регионов страны приходится 60% всей массы налога на прибыль. Действующая межбюджетная политика не создает стимулов к росту, а поощряет иждивенчество. Полномочия регионов зарегулированы с федерального уровня на 80-90%. Макаров призвал закрепить за регионами постоянные источники доходов; полностью компенсировать региональным и местным бюджетам те льготы бизнесу, которые устанавливаются федеральным центром; а также либо финансировать в полном объеме те федеральные полномочия, которые были переданы в регионы, либо избавить регионы от их осуществления.

Заключение

Казалось бы, ничего сверхъестественного. Однако в своих ответах Мишустин ничего не сказал по существу предложений ЕР/Макарова. Такой диссонанс в позиционировании самой власти и «партии власти» выглядел бы немного странным, если бы дело происходило не в канун выборов в Думу, когда провластным кандидатам, а других, похоже, мы не увидим, надо будет, с одной стороны, приписывать себе все реальные и мнимые успехи правительства, а с другой — максимально дистанцироваться от все более враждебно воспринимаемого на местах федерального центра.

Для Мишустина это было второе выступление в Думе в роли премьера и первый отчет за  полноформатный год работы. Он вел себя уверенно, хотя и выглядел скорее как налоговик, со скрупулезностью бухгалтера перечислявший, кому, когда и сколько правительство выделило денег, чем как премьер-стратег. Собственно, Мишустина и поставили для упорядочения работы госаппарата и превращения правительства в более эффективную машинку по реализации текущих задач, которые ставит президент. И надо сказать, что с этой ролью Мишустин вполне справляется или, по крайней мере, убедительно демонстрирует, что справляется.

 

 
Фото: government.ru по лицензии: Creative Commons Attribution 4.0
.

Версия для печати
 



Материалы по теме

Правительство будет менее разговорчивым // ИГОРЬ ЯКОВЕНКО
Россия: кризис представительства и сетевая политика // ГРИГОРИЙ АСМОЛОВ
Современная политическая анатомия // МИХАИЛ ДЕЛЯГИН
Театр одного актера // АЛЕКСАНДР РЫКЛИН
Неточный диагноз // МАКСИМ БЛАНТ
Первое постпутинское правительство // СТАНИСЛАВ БЕЛКОВСКИЙ
Не надо суетиться // ЕВГЕНИЙ ЯСИН
Беда. Явлинского не взяли! // АЛЕКСАНДР РЫКЛИН
Место для лузеров // АЛЕКСАНДР ГОЛЬЦ
Как это было на самом деле // ГЕОРГИЙ САТАРОВ