Лукашенко провел большую пресс-конференцию. Ну, очень большую
Белорусский диктатор уверенной поступью идет по стопам своего старшего восточного брата. А действительно – зачем выдумывать новые жанры и форматы, когда есть надежные, годами отполированные старые? Мероприятие назвали «Большой разговор». Ну, разговор и впрямь получился не коротким. За восемь часов Александр Григорьевич ответил более чем на пятьдесят вопросов. Это пока недостижимый результат для Владимира Путина, российскому президенту есть, к чему стремиться. Неудивительно, что к вечеру минувшего понедельника новостные ленты русскоязычных ресурсов оказались замусорены удивительными цитатами из самопровозглашенного белорусского президента, который в этот день решил себя не сдерживать вовсе.
Если не смотреть видеоряд с этой пресс-конференции, а только читать выдержки из выступлений Александра Лукашенко, то может сложиться ложное впечатление, что он пребывает в состоянии близком к истерике. В зал, в котором присутствовало около трехсот человек, допустили не только местную прикормленную общественность, лояльную нынешней власти. Были там и представители западной прессы. Отвечая на вопрос журналистки CNN о репрессиях в Беларуси, Александр Лукашенко неожиданно разразился следующей тирадой: «Вы зачем застрелили женщину в Капитолии? Вы своего законно избранного президента растоптали, отключили от всех соцсетей... Вы творите беспредел во всех местах мира. Вы привыкли, что вы гегемоны. Очнитесь, вы уже не гегемоны! Очень опасно, не будучи гегемоном, вести себя как гегемон. На своем опыте знаю...» Что имел в виду президент, говоря о собственном опыте, осталось невыясненным… Далее белорусский лидер обрушился на журналистов из BBC: ««Вы кто — Великобритания? Тысячу лет мы не знали той Великобритании и еще столько же знать не будем». Все это постыдное представление больше походило не на пресс-конференцию главы государства, а на политическое ток-шоу на одном из российских федеральных телеканалов. Однако при всем при том никакой нервозности в поведении Александра Лукашенко не чувствовалось. Переняв имидж Скабеевой, он был вальяжен, расслаблен и даже где-то ироничен. И касаясь вопросов о российско-белорусских отношениях, г-н Лукашенко демонстрировал традиционно жесткий подход. Дескать, мы за полнейшую интеграцию, но с сохранением национального суверенитета. И тут же посетовал, что «Россия держит Беларусь на расстоянии». На вопрос о Крыме президент и вовсе ответил вполне дерзко: «Когда последний олигарх в России признает Крым и начнет поставлять туда продукцию, за мной дело не заржавеет. Хоть меня многое связывает. Будапештская декларация. Помните, мы ее подписывали? Назарбаев, Ельцин, Лукашенко, Клинтон, Тони Блэр или кто там в Великобритании был. Мы ее подписали, почитайте. Моя подпись там стоит. Но я и через это переступлю». Нет никаких сомнений в том, что много лиц скривилось на Старой площади и в Кремле, когда Александр Лукашенко вспомнил о Будапештской декларации. Так что же позволяет белорусскому диктатору чувствовать себя столь вольготно и даже отпускать шпильки в адрес российского руководства? Я думаю, дело в том, что просто у него сейчас, спустя год после чудовищных выборов, опять все хорошо.
Ну, судите сами – протест подавлен, а когда люди следующий раз выйдут на улицы, одному богу известно. Генералы в строю и не ропщут, инфраструктура не сыпется, санкции неприятны, но не смертельны. А все это вкупе сразу резко улучшает его переговорные позиции с Москвой, и Лукашенко даже снова получает возможность вновь начать чуть-чуть шантажировать своих старших партнеров. Тем более что за минувший год он понял про Путина крайне важную вещь – тот его на растерзание, хоть Западу, хоть собственному народу, не отдаст. Потому что поражение Лукашенко уже во всем мире будет восприниматься как поражение России.
Фото: president.gov.by/Пресс-служба Президента Республики Беларусь
Пресс-служба Президента Республики Беларусь, 2021
https://president.gov.by/ru/events/vstrecha-s-zhurnalistami-predstavitelyami-obshchestvennosti-ekspertnogo-i-mediynogo-soobshchestva-bolshoy-razgovor-s-prezidentom