Интересы власть имущих порой подвигают их на дела, для них самих весьма пагубные. И опасные для сограждан. Таким был путч ГКЧП, тридцатилетие провала которого мы отметили недавно. Путчисты пошли под суд, номенклатура КПСС лишилась своих кабинетов. Но жертв было бы великое множество, если бы силовики выполнили приказ союзного начальства! Ведь тогда сотни тысяч москвичей пришли защищать Белый дом, свое право выбраться из социалистического рабства. Поэтому полезно обсудить не только интересы представителей разных социальных групп, но и напомнить об уже известных человечеству способах блокировки корыстных интересов власть имущих.
Для людей естественным является самоорганизация. В процессе естественного отбора выигрывали те человеческие племена, где утвердилась иерархия, где был вождь – альфа самец и его окружение – из бета самцов, прочие самцы – ниже по рангу. Почему иерархия оказалась полезной людским сообществам, можно показать на примере корабля. Если на нем не будет капитана, а матросы станут все делать по своему разумению, то корабль до порта не дойдет, потерпит крушение. Так и племя – без вождя сгинет.
Отношения между членами малочисленных первобытных племен были скорее семейными. Был вождь и мужская иерархия. В ходе неолитической революции, связанной с освоением людьми земледелия и скотоводства, первобытные племена слились в более многочисленные народы. Но это не устранило потребность организовывать жизнь, опираясь на вождей и властную иерархию, потому что иерархия власть имущих эффективнее анархии, борьбы «всех против всех».
Элита первых государств, которые политологи называют «естественными», формировалась уже не столько по родству, сколько по готовности применять насилие к своим соплеменникам, чтобы собирать с них дань на пирамиды и дворцы, на содержание стражников и войны с соседями. Ученые называют элиту таких «естественных» государств оседлыми бандитами. Насколько этот термин отражает саму эту социальную группу, мы хорошо знаем по сталинским репрессиям. До сих пор этот тип государства самый многочисленный в мире. К числу «естественных государств» принадлежит сегодня и Россия.
Каковы интересы и амбиции представителей разных социальных групп современных «естественных» государств. Начнем с интересов простых работников. Это, прежде всего, желание удовлетворить свои базовые потребности – есть, спать в тепле, иметь крышу над головой. А еще продолжить свой род, вырастить детей. И, конечно, удовлетворить свое любопытство – новый фильм посмотреть, книгу прочитать, путешествовать. Можно в карты или шашки поиграть.
Человеку с амбициями этого набора мало. Надо сотворить что-то, вызывающее у соплеменников восторг и удивление. И занять тем самым достойное место в табели о рангах. Живописцу – среди художников, чьи картины выставлены в музее. Кинорежиссеру – среди лауреатов кинофестиваля. Ученому хочется открыть что-то новое и стать известным.
В чем интересы миллиардеров? И почему мы отмечаем этих людей именно по их состоянию? Почему для нас главное их богатство? Ведь деньги деньгам – рознь. Для нищего, просящего милостыню у вокзала, сторублевое пожертвование – целый обед. А для человека состоятельного сотенная бумажка – сущая мелочь. Деньги в руках предпринимателя и нанятого им рабочего разные по своей природе. Для рабочего зарплата – это паек, который дает возможность продолжить привычное потребление благ. Для мелкого предпринимателя прибыль от работы принадлежащего ему кафе или мастерской позволяет обустроить быт его семьи. А для миллиардера, у которого быт уже обустроен и для потребления все есть? Зачем ему деньги?
Что лично вы сделаете с миллиардом долларов, доставшимся вам по наследству? Построите дворец в пригороде, купите несколько престижных машин и роскошную яхту, подарите жене бриллиантовое колье и двадцать шуб? А дальше что? Положите деньги на счет в банке и успокоитесь? Но ведь банк может обанкротиться. Купите акции? Но и акционерное общество может разориться! Банковский счет и пакет акций – это не более чем аналог сундука под кроватью. Вы не знаете, на что потратить миллиард! Попробуйте задать этот вопрос своим знакомым. Уверен, он многих поставит их в тупик.
Предприниматели по природе своей – новаторы. Их всего несколько процентов от населения. Но люди, живущие на зарплату, предпочитают судить о них по размеру состояний, а не по их интересам. Для обывателя их цели неважны, часто непонятны и абсурдны. Для того, кто вынужден считать деньги в кошельке, главная отличительная черта человека – это его богатство. Над тем, что это состояние воплощено в цехах и оборудовании, обыватель даже не задумывается.
Для Генри Форда главная цель в жизни состояла не в том, чтобы иметь больше долларов и жить в роскоши. Деньги были ему нужны, чтобы, организовав конвейерную сборку автомобилей, наладить их массовое производство. Тем самым он хотел предложить американцам удобное средство передвижения – дешевые и надежные автомобили. Бил Гейтс – один из основателей Майкрософт, задумал обеспечить людей домашними компьютерами! Стив Джобс создать Apрle. Илон Маск продвигает свои космические проекты для познания окружающего нас мира. Он пытается создать огромную сеть спутников для обеспечения всех жителей Земли неотключаемым интернетом. Киевлянин Ян Кум создал для нашего удобства WhatsApp. Для этих людей главный интерес не в деньгах, а в реализации своих задумок!
Немало есть примеров того, как изобретения дали человечеству много полезного, но не принесли прибыли их разработчикам, не послужили базой для их личных состояний. Но у всех новаторов, как ставших миллиардерами, так и оставшимися простыми инженерами с обычной зарплатой, главной целью было создание нового, открытие неизвестного. Это был их интерес. Но было и желание быть признанным, занять достойное место в пирамиде славы.
А каковы интересы власть имущих, прежде всего высокопоставленных чиновников? Они проявляются не в декларациях, произносимых с трибун и телеэкранов, а в тех решениях органов власти, которые воплощаются в жизнь. И очень важно, как формируется пирамида власти. Имеет ли место положительный отбор в органы власти или отбор сугубо отрицательный. Если оценивать этот отбор исходя из интересов большинства граждан, кто рулит в стране – люди, реализующие свои шкурные интересы, или люди, вынужденные добиваться роста благосостояния сограждан?
Стремление занять место повыше в общественной иерархии – это норма для членов сообществ homo sapiens. Но важно понимать, каковы при этом цели и интересы людей, занимающих высшие уровни иерархии власти. Есть пример выдающегося реформатора – лидера Сингапура Ли Куан Ю. Он и его соратники привели свою страну к процветанию, подняли доходы граждан до уровня доходов жителей развитых стран. При этом сам он остался скромным человеком, не был замечен в стремлении к роскоши и богатству. Однако на одного Ли Куань Ю приходится полторы сотни диктаторов стран Африки, Азии, Латинской Америки.
Интересы этих авторитарных правителей сводятся прежде всего к желанию удержать власть в своих руках, закрепиться на вершине пирамиды власти. Такова природа человека. Высший уровень в иерархии приносит человеку упоение. Тем более упоение абсолютной властью, возможностью казнить и миловать, одаривать или лишать состояний. За этот статус авторитарные правители готовы жизнью рискнуть – как своей, так и жизнью своих солдат. Вспомним Гитлера, развязавшего войну, принесшую миллионы жертв. Прочие диктаторы от него мало чем отличаются, даже если натягивают на себя одежды всенародно избранных президентов, вроде Лукашенко. То есть интерес авторитарных правителей не сводится к дворцам и прочей роскоши. И даже участие в G8 для них не самое главное. Их интерес в том, чтобы ощущать себя владыкой страны! Лишь немногие, подобно Ельцину, готовы добровольно снять с себя такие полномочия.
Пример жажды власти – поведение членов ГКЧП. На участие в путче их толкнуло стремление сохранить свою власть, свое положение. И для этого оставить в стране советские порядки. То, что полки магазинов были пусты, а экономика разваливалась, их волновало мало. Подобное поведение типично для пожилых властителей, не желающих уходить на покой и не понимающих, как найти выход из надвигающегося кризиса. Девиз ГКЧП был: «Пусть все остается по-старому!»
Интересы авторитарных правителей, выступающих против модернизации общественных отношений, противоречат интересам большинства населения. А чтобы безраздельно властвовать, надо применять насилие и иметь в подчинении послушных силовиков. «Преданность» людей с оружием покупается высокими окладами. Значит, надо получать больше доходов от экспорта природных ресурсов. Причем, чем ниже уровень зарплат нефтяников и газовиков, шахтеров и лесорубов, тем выше прибыль от экспорта нефти и газа, угля и леса, тем больше накоплений в фондах диктатора. Поэтому нищета граждан «естественных» государств – явление закономерное.
Могут ли авторитарные правители вынудить население повиноваться им добровольно? Более того, сплотиться вокруг трона? Если правитель использует лозунг угрозы со стороны соседей, то, как показывает мировая практика, это возможно. Население России в начале прошлого века приветствовало войну с Японией. А народ Германии в массе своей поддержал Гитлера, заявившего об ущемлении интересов арийцев и необходимости присоединить территории соседей. Схожим образом ищут поддержки россиян власти России, раздувая пропаганду об угрозе со стороны «коварного Запада». Таким способом авторитарные правители используют атавизмы межплеменного естественного отбора, когда первобытные племена вели борьбу за охотничьи угодья. Это закреплено в нашей культуре, потому и находит отклик у многих.
Однако проводить политику под лозунгом «Враг у ворот!» авторитарным правителям становится все труднее. Глобализация экономики, зависимость уровня жизни населения от возможности закупать импортное оборудование и передовые технологии делает стратегию изоляции малоэффективной. Все больше людей понимают, что сегодня нужно не присоединять новые территории, а осваивать передовые технологии, производить на экспорт высококачественную продукцию. Значит, следует перенимать обычаи развитых стран.
Ключевым здесь является освоение россиянами институтов демократии, которые позволяют ограничить шкурные интересы власть имущих. Люди понимают, что стремление к достатку свойственно практически всем, что поведение человека в духе горьковского Данко – скорее исключение из правил. Выходит, надо устанавливать в обществе такие порядки, которые будут ограничивать корыстные устремления людей, в том числе и власть имущих. Порядки, которые будут принуждать граждан жить по совести и по закону.
Для этого необходимо сформировать в обществе позиционные конфликты, в которых присутствует противоречие интересов двух сторон. Даже если эти интересы сугубо материальные, когда обе стороны готовы приложить усилия, чтобы получить дополнительный доход. Обе проявляют инициативу и предприимчивость, но победителя определит справедливый и независимый суд. А выигрывает прежде всего население страны.
Позиционные конфликты удается создать только тогда, когда граждане способны добиться честных выборов, права создавать партии и общественные организации, выдвигать кандидатов и самим быть выдвинутыми. Именно это было достигнуто около двух столетий назад гражданами Франции, Англии, США, создавшими государства «открытого доступа», то есть доступа граждан к занятиям бизнесом и к участию в формировании органов власти. Были созданы позиционные конфликты, основанные на разделении властей, системе сдержек и противовесов, независимости суда, свободе слова и политических объединений.
Приведем примеры формирования конфликтов интересов. Начнем с типичной проблемы, имеющей место на любом предприятии. В СССР действовало правило «тащи с завода каждый гвоздь, ты здесь хозяин, а не гость». На государственных предприятиях не было людей, заинтересованных реально бороться с воровством, завышением нормативов затрат, ростом себестоимости. Формальная прибыль интересы людей не затрагивала. Сегодня ситуация иная. На частных предприятиях акционеры назначают премии за поимку расхитителей. Возникает позиционный конфликт. Работник хотел бы унести с завода нечто ценное, скажем, собранный на конвейере смартфон, а охранник не прочь получить за поимку несуна премию! У обоих интерес материальный. Но премирование охраны приносит выгоду акционерам-собственникам!
Чтобы пресечь воровство среди снабженцев и сбытовиков, акционеры привлекают сторонние аудиторские фирмы, назначают им премию за выявленные факты хищений. А для того, чтобы менеджеры предприятий были заинтересованы в совершенствовании производства и снижении затрат, наделяют их пакетами акций. Бесплатно!
Такой подход к формированию позиционных конфликтов полезно переносить на уровень города и государства. Например, следует предоставить каждому гражданину реальное право отстаивать в суде общественные и групповые интересы, предъявляя иски в защиту интересов групп граждан и неопределенного круга лиц. Это эффективный институт, позволяющий привлечь множество людей к борьбе с разворовыванием денег, собранных с налогоплательщиков. Хотя интерес истцов и их адвокатов и в этом случае состоит в том, чтобы получить доход за счет ответчиков-коррупционеров, но выигрывает все общество! Такие позиционные конфликты успешно работают в США, Канаде и других странах.
Самым эффективным способом преодоления амбиций и корыстных интересов власть имущих является реальная политическая конкуренция партий. Конкуренция формирует позиционный конфликт среди представителей власти. Мы на опыте знаем, как быстро могут скурвиться политики, насколько совесть для них абстрактна. Но каковы бы ни были реальные интересы депутатов и министров от правящей партии, необходимость получать поддержку избирателей заставляет их добиваться повышения доходов граждан и улучшения условий жизни. Если этого не делать, то сформирует правительство уже оппозиционная партия. Простой алгоритм, но насколько он эффективен! Мы в своем государстве создать подобный позиционный конфликт не смогли, теперь пожинаем плоды.
Хотя в условиях реальной политической конкуренции тоже имеет место конфликт интересов разных социальных групп и политиков, придерживающихся противоположных убеждений, но в целом такой позиционный конфликт работает в интересах всего народа. Когда наш народ сможет почувствовать его на себе?
Фото: Pixabay.com по лицензии: Creative Commons Attribution 4.0 International
.