Господа, у нас скоро выборы! Ура! А сколько дивных открытий сулит нам предвыборная пора. Уже только за то стоит благодарить родную власть, что все еще носится с этим архаичным, давно отжившим форматом. Минувший понедельник одарил нас несколькими дивными цитатами из выступлений первых лиц государства. Начнем, конечно, с его (в смысле – государства) главы. Владимир Путин хоть и, разумеется, не участвует в нынешнем избирательном процессе, но очень сильно переживает за партию «Единая Россия». Это каждому видно.
На встрече с тульским губернатором Игорем Руденей Владимир Путин высказал осторожное сомнение по поводу обстоятельств гибели в Твери в 1569 году патриарха Филиппа, который, согласно официальной историографии, был убит (задушен подушкой) верным опричником Ивана Грозного Малютой Скуратовым. Когда глава Тульской области заметил, что в ходе создания исторического кластера придется чуть-чуть подвинуть порт, на территории которого и располагалась некогда церковь, где Скуратов и задушил патриарха, Владимир Владимирович бросил следующую реплику: «Это только одна из версий». В это самое мгновение Игорь Руденя понял, что не видать ему никакого исторического кластера.
Тут, конечно, впору призадуматься, что, собственно говоря, имел в виду Владимир Путин. Версию о том, что на самом деле это патриарх Филипп задушил Малюту Скуратова, думаю, надо сразу отбросить. В такое верится с трудом – патриарх к тому времени был уже достаточно немощен, а Малюта в самом соку. Следовательно, убили все же священнослужителя. Но вот, кто совершил это злодеяние? Вопрос. Возможно, какие-нибудь либералы пошли на страшное преступление, чтобы подставить верного государева слугу?
В том, что Владимир Путин вступился за Малюту Скуратова, ничего удивительного нет. Малюта стоял на страже государственных интересов, к тому же являлся силовиком. Ну, типа, Бастрыкин 16-го века. А патриарх Филипп – фрондер, опричнину не поддержал, царя благословлять отказался. Впрочем, не столь давние предшественники Путина на высшем государственном посту держались официальной версии событий. На встрече с творческой группой фильма «Иван Грозный» Иосиф Сталин распорядился оставить в конечной версии сцену, в которой Малюта Скуратов душит патриарха Филиппа. Сказал, что это будет «исторически правильно». Причина, я думаю, очевидна – Иосиф Виссарионович считал, что советский народ должен знать, как на Руси издревле поступали с предателями настоящие патриоты. Однако, заметим, что между Путиным и Сталиным неожиданно наметились некоторые разногласия. И уж раз мы вспомнили про «отца народов»…
Буквально в то же самое время, когда Владимир Путин вступил в некий заочный конфликт с Иосифом Сталиным, в Волгограде (который, как мы помним, не всегда был Волгоградом) на защиту генералиссимуса встал второй номер федерального списка «Единой России» и по совместительству глава МИДа Сергей Лавров. На встрече с ветеранами г-н Лавров заявил следующее: «Историю нельзя трогать. Нападки на Сталина как на главного злодея, сваливание в одну кучу всего, что он сделал в довоенное время, во время и после войны, — это ведь тоже часть той самой атаки на наше прошлое, на итоги Второй мировой войны».
Нет, мы, конечно, понимаем – святое дело в предвыборную страду откусить кусочек от электората КПРФ. И тут только вопрос заключается в одном – остановятся ли родные власти исключительно на риторике? Или далее мы с вами станем свидетелями полномасштабной кампании по реабилитации «великого кормчего»? Тогда, конечно, многое придется подвергнуть ревизии и переосмыслению. Начиная с дезавуирования доклада Никиты Хрущева на 20-м съезде КПСС. И в очередной раз остается только воскликнуть: в какое поразительное время довелось нам жить, дорогие товарищи!
Иллюстрации: 1. Митрополит Филипп и Малюта Скуратов / Николай Неврев / Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан, Казань.
2. Портрет И. В. Сталина / Николай Денисовский