Одним из доказательств кризиса является то, что всевозможные «плановые мероприятия», которые должны служить исключительно для прославления существующего режима, вдруг превращаются в свою противоположность. Ничто не предвещало, что общение главного начальника страны со школьниками, собранными из 22 регионов страны во владивостокском центре «Океан», может составлять хоть какую-то проблему. Владимир Путин привычно объяснил продвинутым подросткам, почему выбрал историю как главную тему общения с ними. Понятно, что желанием пробудить к ней интерес. История привлекает, к своему несчастью, постоянное внимание руководства страны, стремящееся через апелляцию к историческим примерам обеспечить свою легитимизацию. Путин привычно признался в недоверии к интернету и в качестве альтернативы призвал детей прислушиваться к «правильным» лекторам общества «Знание». Он порассуждал, какой могущественной могла бы быть Россия, не случись 1917-го и 1991-го. Очевидно, что Путин-учитель не слышал ничего об исторических закономерностях. О теориях развития авторитаризма и тоталитаризма я уже и не говорю, их ведь чисто иностранные агенты писали. Так же бестрепетно глава напомнил слушателям о новом идеале российских властей, Александре Невском, который, по официальной версии, громил шведов в 19-летнем возрасте. Хорошо хоть не усомнился, как во время встречи с тверским губернатором, в том, что Малюта Скуратов задушил митрополита Филиппа.
И все бы ничего, но главный начальник решил вспомнить Полтавское сражение, решив, очевидно, в очередной раз уличить коварный Запад в экспансии. И при этом оговорился, назвав Северную войну Семилетней. И отважный отличник Никанор Толстых из Воркуты рискнул поправить главного начальника. «Не сочтите за… В общем, это называлось не Семилетняя война, а просто Северная война», — уточнил мальчик, а потом замечательно рассказал об этой войне. Путин по-доброму, как он может, улыбнулся: «Спасибо за поправочку». И продолжал развивать важные для него мысли о западной экспансии.
Этим все и должно было все закончиться. Но резко задергалась директор школы, где учится этот продвинутый ребенок. На всю жизнь испуганная тетка дала местным журналистам комментарий, который сам по себе достоин, чтобы войти в историю: «Наверное, это сочетание молодости, когда еще существует недостаток общения с людьми, занимающими положение в обществе, и здоровых амбиций, которые позволили Никанору достичь определенных результатов... Мальчик у нас, конечно, звездный, хороший — это однозначно. Он занимает активную гражданскую позицию. Но скромность должна быть, чтобы не поправлять в том числе Владимира Владимировича, но это мы начинаем понимать с годами». Подозреваю, что в тот момент, когда не знающий жизни ученик рискнул поправить самого президента, перед несчастной воркутинской директрисой промелькнула вся ее жизнь за Полярным кругом. С постоянными длящимися годами унижениями перед начальниками, со страхом сделать, не по умыслу, конечно, а просто случайно шаг в сторону, который будет расценен как попытка побега из страны вечного счастья. В ту же секунду перед ее мысленным взором предстал неизбежный и безысходный завтрашний день с вызовом к педагогическому начальству: «Надо было знать, кого на встречу с самим Путиным посылать. Теперь проверим вас и по финансовой части, и по идеологической!» А потом, не исключено, последует вызов к губернатору: «Поправлять Путина!!! За две недели до выборов!!! Иностранных агентов плодите!!!» Именно это простой российский начальник низшего звена, к которым и относится директор школы, начинает «понимать с годами».
Именно поэтому я буду последним, кто кинет камень в эту несчастную женщину. Помню, как внук пришел из детского сада: «Дедушка, ты знаешь, что наша воспитательница (еще недавно высший авторитет. – А. Г.) не знает слова «пагода». Придумывали слова на букву П, я сказал «пагода», а она сказала, что такого слова нет». «А ты?», — спросил я, испуганно представив, как внук по усвоенной уже вредной привычке предложил воспитательнице обратиться к словарю и немедленно стал у нее самым нелюбимым ребенком в детсадовской группе. И облегченно вздохнул, когда услышал: «Ну, сказал ей другое слово — «погода».
Давайте вспомним, сколько раз мы, не возражая, молча выслушивали ложь и глупости. То ли из-за неловкости, то ли в результате приобретенного знания, как следует общаться с людьми, «имеющими положение в обществе». Ведь не исключено, что еще вчера из Администрации президента по городам и весям отправился циркуляр с требованием оградить впредь первое лицо в государстве от общения со слишком умными школьниками. И целым поколениям придется учиться прятать свои знания и ум, чтобы продвинуться в жизни. Ну нельзя, как сделал другой участник встречи, просить президента подписаться на ютуб-канал. И тем ставить его в полный тупик. Потому что главный начальник прекрасно знает многомилионную цену своей подписи и других вариантов понятия «подписи» просто не знает. Путин и его приближенные испытывают страх перед соцсетями. Стало быть, вокруг не должно быть никого, кто своим неудачным вопросом мог бы указать на невежество в этой области.
Бисмарку приписывают крылатую фразу, якобы сказанную после битвы при Садове: «Когда пруссаки побили австрийцев, это была победа прусского учителя над австрийским школьным учителем». С детского сада, со школы жителя нашей страны беспощадно учат конформизму, учат проигрывать. Судьба мальчика, назвавшим короля голым, будет печальна. Как, впрочем, и судьба страны, в которой главный начальник всегда прав…
Фото: kremlin.ru по лицензии:Creative Commons Attribution 4.0 International