КОММЕНТАРИИ
В обществе

В обществеАварийный слив

26 АПРЕЛЯ 2006 г. БОРИС ЖУКОВ
Татьяна Селиверстова/photosight.ru
Кто сказал, что в наше время больше не слышно чеканных фраз? Слова Михаила Тукмачева – автора и ведущего программы «Чистосердечное признание», показанной 23 апреля каналом НТВ – достойны благодарной памяти потомков: «Конечно, Байкал загрязнять нельзя, но при чем тут нефтепровод?».

«ЕЖ» уже писал о магистральном трубопроводе Восточная Сибирь – Тихий океан, который государственная компания-монополист «Транснефть» почему-то непременно хочет проложить по берегу Байкала. Поэтому сейчас мы вкратце скажем лишь о том, что произошло после нашей публикации.

После того как экспертная комиссия подавляющим большинством голосов признала проект трубопровода неприемлемым, глава Ростехнадзора генерал Константин Пуликовский отказался утвердить это заключение. Далее он вопреки регламенту продлил сроки работы комиссии и ввел в нее 34 новых эксперта, а когда и этого оказалось недостаточно, несколько несговорчивых экспертов были выведены из комиссии. «Обновленная» комиссия выдала положительное заключение на проект, и компания «Транснефть» объявила, что приступает к его реализации. За этим последовали митинги протеста (принявшие в Иркутске массовый характер), возмущенные письма ученых, официальный запрос ЮНЕСКО. Федеральные телеканалы получили инструкцию не включать эти сюжеты в выпуски новостей. И только когда стало ясно, что отмолчаться не удастся, заказчики Трубы решили поговорить с населением. Естественно, в режиме монолога.

За годы путинского правления мы уже привыкли к подобной «документалистике». Ее приемы стандартны: лица тех, кого она должна «мочить», перебиваются сценой, где кто-то кому-то передает деньги – различить можно только руки с пачками долларов да титр «оперативная съемка». Тем временем голос за кадром авторитетно поясняет: этот человек сейчас сказал «белое», но у нас есть сведения, что на самом деле оно черное... Иногда – для пущей убедительности – этот комментарий передается некой мутной фигуре без лица и с измененным голосом.

Но обычно в подобном кино речь шла о каких-нибудь шпионских страстях. И хотя степень его достоверности была ясна с первых кадров, поймать создателей за руку было непросто – мы же не допущены к тайнам разведок и не знаем, как там все на самом деле. Взявшись за байкальскую трубу, «документалисты по вызову» оказались вне этой зоны безопасности, дав нам уникальную возможность сопоставить их продукт с реальностью.

Давайте попробуем отвлечься от художественного монтажа и сосредоточимся на существе дела. Как говорят в школе, что автор хотел сказать нам своим произведением?
1. «По этому маршруту уже проходит железная дорога, по ней в цистернах везут миллионы тонн нефти. Замена железнодорожных перевозок на трубу снижает риск разлива на несколько порядков». Да, пресловутый БАМ (точно так же продавленный в свое время без серьезной экспертизы) проходит близ северного берега Байкала. Но трафик перевозки нефтепродуктов по нему – примерно один состав в неделю. Фантомные «миллионы тонн» просто некуда везти: единственный заметный потребитель нефтепродуктов на трассе БАМа – город Комсомольск, но туда проще поставлять сахалинскую нефть, благо труба через Татарский пролив перекинута давным-давно.

2. «Землетрясение в 10 баллов бывает в этом районе раз в тысячу лет, 12-балльных же не бывает никогда». Директор Института земной коры, член-корреспондент РАН Евгений Скляров, направивший президенту страны открытое письмо с протестом против проекта, имеет на этот счет иное мнение. Впрочем, даже будь этот тезис правдой, это ничего бы не меняло: у подземной стихии нет расписания, и «землетрясение тысячелетия» может случиться в любой день. А трубу, способную выдержать удар в 10 баллов, еще не изобрели.

3. «Главный организатор протестов в Иркутске – экстремистская НБП». Лично я на месте г-на Лимонова прислал бы авторам программы письменную благодарность: они изобразили НБП, во-первых, мощной силой и, во-вторых, единственными защитниками Славного моря. На самом деле в иркутских митингах участвовали все политические партии, включая региональное отделение «Единой России».

4. «Когда ЮКОС планировал нефтепровод в Прибайкалье, «зеленые» почему-то не протестовали». Опальная компания в свое время предлагала проект нефтепровода через Монголию в Китай, проходящий южнее Байкала (на почтительном расстоянии, а не в 800 метрах от уреза воды). На этом направлении нефтеперевозки по железной дороге действительно велики, и постоянно растут, поэтому вопрос о замене их трубопроводом не лишен смысла. Но предложенная ЮКОСом трасса рассекала надвое Тункинский национальный парк – что вызвало бурные протесты экологических организаций, прекратившиеся только после отклонения проекта экологической экспертизой.

Наконец, отдельная тема – то, о чем авторы программы не захотели нам сообщить. Например, об альтернативном маршруте Трубы – по несейсмичной пологой долине Лены. О самовольных врезках – главном биче российских нефтепроводов и главной причине аварийных разливов. О том, что при любой частоте размещения автоматических задвижек отсек трубы между ними содержит тысячи тонн нефти, которая в случае повреждения будет в Байкале меньше, чем через час...

Тем же вечером я позвонил коллеге на НТВ.
— Ты тоже по поводу фильма? – послышался усталый голос. – Ну что ты хочешь, обычная заказуха...
— Это-то я понимаю. Я хочу знать, кто заказчик – «Транснефть» или непосредственно Кремль?
— А разве это не одно и то же?

Впрочем, оказалось, что глава этого совместного предприятия иногда может менять свои решения. Находясь в Томске, Владимир Путин вдруг смилостивился и распорядился прокладывать трубопровод в 40 километрах от Байкала. По логике авторов фильма, российский президент тоже подкуплен врагами Отечества.

Обсудить "Аварийный слив" на форуме
Версия для печати