Самоуправление
28 марта 2024 г.
Россия, равняйсь, смирно!
27 ОКТЯБРЯ 2021, ИГОРЬ ЯКОВЕНКО



Закон Клишаса-Крашенинникова вводит во всех уголках России ручное управление из Кремля и ликвидирует федерацию. Татарстан против, Якутия сомневается, остальные покорно молчат

В связи с очередной инициативой сенатора Клишаса и депутата Крашенинникова вспомнилась пожилая советская шутка про то, что Карл Маркс и Фридрих Энгельс — это не муж и жена, а четыре совершенно разных человека. Дуэты, слипшиеся в восприятии в единый организм. Пат-Паташон, Зиновьев-Каменев, теперь вот — Клишас-Крашенинников. Можно, не читая новый закон этого дуэта, с уверенностью утверждать, что это будет очередная гадость. Но прочитать все-таки стоит. Потому что это гадость особенная.

Сенатор Андрей Клишас и депутат Павел Крашенинников внесли в Госдуму проект федерального закона о публичной власти, который должен заменить Ф3-184 «Об общих принципах организации законодательной и исполнительной власти в субъектах Российской Федерации».

Законопроект дает местным властям пряник: по примеру Путина обнуляет сроки главы субъекта, и тут же следует кнут: полное обнуление его значимости как политической фигуры. Если ранее президент России, прежде чем прекратить полномочия главы субъекта, был обязан хоть что-то сказать, почему он это делает — не доказать, а просто сказать, — то теперь он может уволить губернатора просто потому, что тот ему не нравится. На кремлевском сленге это называется по «утрате доверия». Ну и введение целого набора наказаний для глав регионов — выговор и пр. — немного напоминает комсомольско-партийную дисциплину и, не к ночи будь помянут, принцип демократического централизма.

Исчезновение полномочий Законодательных собраний субъектов Федерации превращает местные парламенты в бессмысленные и бессильные дискуссионные площадки, дублирующие местные Общественные палаты.

Основная идея нового законотворческого шедевра Клишаса-Крашенинникова — ручное управление из Кремля и с Краснопресненской набережной любым участком России. Вот что эти люди написали в законе:

«Федеральные органы исполнительной власти могут участвовать в формировании органов исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющих государственное управление в сферах здравоохранения, финансов, а также осуществляющих государственное управление в сферах образования, здравоохранения, финансов, а также осуществляющих жилищный, строительный надзор, назначение на должность и освобождение от должности должностных лиц указанных органов исполнительной власти субъекта…»

То есть Москва теперь будет раздавать и отнимать тысячи портфелей и кресел у тысяч региональных начальников, а главы субъектов Федерации будут покорно наблюдать за тем, как люди, которых на месте никто не знает и никто не выбирал, хозяйничают в регионе, за который он, этот глава, несет всю полноту ответственности.

Восстание Татарстана и сомнения Якутии

Госсовет — региональный парламент — Татарстана проект Клишаса-Крашенинникова не поддержал. Решение не поддерживать законопроект было принято единогласно всеми 82 депутатами.

Главное, против чего восстал Госсовет Татарстана — это то, что закон Клишаса-Крашенинникова обязывает руководителей регионов страны именоваться исключительно «главами». Идея в том, что президент в России может быть только один. Сейчас исключение составляет Татарстан, где человек, возглавляющий республику, именуется президентом.

21 марта 1992 года был проведен референдум о суверенитете Татарстана, результатом которого стало провозглашение государственного суверенитета республики.

На вопрос «Согласны ли Вы, что Республика Татарстан — суверенное государство, субъект международного права, строящее свои отношения с Российской Федерацией и другими республиками, государствами на основе равноправных договоров?» ответили положительно 61,4% проголосовавших. Накануне этого референдума я силами Российской социологической службы «Мониторинг» проводил опрос жителей Татарстана. Результаты опроса с высокой точностью совпали с результатами референдума, и я могу утверждать, что большинство жителей республики были настроены на отделение от России, на выход Татарстана из Российской Федерации и образование самостоятельного государства. Если бы у Татарстана был хотя бы километр внешней границы, эти настроения воплотились бы в политические действия и на карте мира вполне могло появиться еще одно государство. Сейчас суверенитет республики утрачен, в качестве рудимента осталось только название верховного лица «президент». Но идея суверенитета в народе Татарстана жива и ждет своего часа…

Против закона Клишаса-Крашенинникова протестует не только Татарстан, но и Якутия. Иван Шамаев, д. ф.-м. н., депутат Госсобрания Республики Саха (Якутия) в статье в «Новой газете» пишет:

«Пока вся Россия молчит, Республика Саха (Якутия) на свой страх и риск оживленно обсуждает законопроект, высказывая при этом мысли, которые позже, возможно, могут быть признаны крамольными».

Историческая память якутов и особенно татар хранит воспоминания о собственной государственности. В истории татарского народа дата 2 октября 1552 года — день взятия Казани — окрашена совсем иначе, чем в истории русского народа. Путин в своих «исторических» опусах пытается представить единственно верную «историю» северной Евразии с имперских позиций, причем с позиций имперцаXXIвека. Не отдавая себе отчет в том, что у двух сотен народов, населяющих Россию, есть примерно столько же «историй». И задача нормального политика — да где ж его взять?! — не командовать народам и регионам: «Равняйсь, смирно! Равнение на середину!», а, учитывая высочайшую степень гетерогенности регионов России — где Тыва, а где Питер! — выстраивать сложнейшую конструкцию асимметричной федерации с элементами конфедерации. Впрочем, о чем это я…

Есть ли у регионов потенциал сопротивления?

С этим, видимо, все просто. Путинский режим превратил глав российских регионов в крайне уязвимую мишень. В марте этого года по подозрению в получении взятки в размере 31 млн рублей задержан глава Пензенской области Иван Белозерцев. Это шестой случай ареста и отправки в тюрьму действующего губернатора.

Первым задержанным при исполнении полномочий стал в 2006 году глава Ненецкого автономного округа Алексей Баринов.Затем, 3 марта 2015 года, по подозрению в получении взятки был задержан губернатор Сахалинской области Александр Хорошавин.18 сентября 2015 года в отношении главы Республики Коми Вячеслава Гайзера было возбуждено уголовное дело по обвинению в создании организованного преступного сообщества.24 июня 2016 года в московском ресторане был задержан губернатор Кировской области Никита Белых, опять же по обвинению во взятке.4 апреля 2017 года был задержан глава Удмуртской Республики Александр Соловьев. 9 июля 2020 года в Хабаровске оперативниками Следственного комитета и сотрудниками ФСБ России по подозрению в организации убийств и организации покушения на убийство был задержан губернатор Хабаровского края Сергей Фургал.

Аресты губернаторов стали обыденностью. Смотришь в окно — вон птичка пролетела, а вон очередного губернатора в наручниках повели. В данном случае не столь важно, кто из них преступник, а кто жертва спецоперации. Важно, что на сопротивление федеральному центру региональные начальники не способны. Им бы на свободе остаться…

Почему закон Клишаса-Крашенинникова разрушает Россию

Потому что он, во-первых, идет поперек одного из главных принципов теории управления, который сформулирован в законе Эшби о необходимом разнообразии.

В соответствии с этим законом оптимального управления можно достичь за счёт увеличения разнообразия управляющей системы. А закон Клишаса-Крашенинникова предельно упрощает Россию, превращает ее в однообразную плоскость, в которую воткнута вертикаль власти. Управление страной превращается в постоянно действующую прямую линию Путина, когда он, через головы губернаторов, местных депутатов и мэров «решает вопросы» канализации, больничных коек и цен на подсолнечное масло.

Вторая причина в том, что этот закон устраняет один из важнейших позиционных конфликтов, которые необходимы для поддержания равновесия в большом и сложном государстве — позиционный конфликт между центральной и региональной властью. Этот важнейший позиционный конфликт позволяет удерживать баланс между интересами целого и части и не дает взять окончательный верх ни имперскому самодурству, ни самодурству местническому.

Закон Клишаса-Крашенинникова является отличной иллюстрацией афоризма Оскара Уайльда: "Когда Бог хочет наказать человека, Он исполняет его желания". Путинским хотелкам в России преград не существует. Это немного напоминает советский мультик «Вовка в тридевятом царстве». Там «двое из ларца одинаковы с лица» исполняют все желания главного героя, которого — так уж совпало — тоже зовут Владимир, а в результате получается полная ерунда. И вот наши современные двое из ларца, Клишас-Крашенинников, выполняя все желания тезки мультяшного героя, оказавшегося на нашу беду президентом России, в итоге создают управленческий хаос и приближают распад России.

Фото: travelask.ru












  • Дмитрий Орешкин: Раз у нас под словом «президент» понимается «вождь», то слово обретает сакральный оттенок и мы оказываемся в ситуации, где президент может быть только один.

  • Газета.RU: Парламент Татарстана отказался признавать законопроект, обязывающий ликвидировать должность президента республики.

  • Sozero: Посмотрим, как теперь многоходовочник станет изворачиваться. Два президента в одной стране - явный перебор. Или лишнего удалите, или каждому по своей стране дайте.

РАНЕЕ В СЮЖЕТЕ
Прямая речь
27 ОКТЯБРЯ 2021
Дмитрий Орешкин: Раз у нас под словом «президент» понимается «вождь», то слово обретает сакральный оттенок и мы оказываемся в ситуации, где президент может быть только один.
В СМИ
27 ОКТЯБРЯ 2021
Газета.RU: Парламент Татарстана отказался признавать законопроект, обязывающий ликвидировать должность президента республики.
В блогах
27 ОКТЯБРЯ 2021
Sozero: Посмотрим, как теперь многоходовочник станет изворачиваться. Два президента в одной стране - явный перебор. Или лишнего удалите, или каждому по своей стране дайте.
Британская система местного управления
11 ФЕВРАЛЯ 2019 // ПЕТР ФИЛИППОВ
Англосаксонская система местного управления, получившая заметное распространение в современном мире, возникла в Великобритании. Ее распространение является прямым следствием существования британской колониальной империи и территориально совпадает с границами этой империи в период ее расцвета. Однако — как и в случае с романской системой — правовые схемы колонизаторов плохо прижились в традиционных обществах Азии и Африки. Поэтому говорить всерьез о существовании англосаксонской системы можно лишь по отношению к странам, повторившим британский или американский путь развития: от индустриального общества — к обществу потребления, от традиционного или раздробленного общества — к современному демократическому государству.
Пример реформы полиции в Грузии
19 НОЯБРЯ 2018 // ПЕТР ФИЛИППОВ
Грузия совсем недавно считалась синонимом коррупции, кавказского кумовства и милицейского беспредела, ассоциировалась с грузинскими ОПГ и ворами в законе. В этой стране часть преступного мира влилась в полицию, а сама полиция срослась с профессиональными криминальными группировками, с коррумпированными правительственными чиновниками и политиками. Уровень доверия полиции в Грузии был одним из самых низких в мире — 5% в 2003 году. Пришло время реформ. В августе 2004 года в один день в Грузии были уволены все 15 тыс. сотрудников дорожной инспекции — немало для страны с населением 4,5 млн человек. ГАИ как одна из самых коррумпированных государственных служб была ликвидирована. Три месяца ситуацию на дорогах Грузии не контролировал никто. И ничего страшного не случилось, более того, грузины говорят, что страна ощутила колоссальное облегчение.
Органы местного самоуправления в Лондоне
3 СЕНТЯБРЯ 2018 // МИХАИЛ ГОРНЫЙ
Лондон — столица Соединенного королевства Великобритании и Северной Ирландии, страны, где действует англосаксонская модель МСУ, город-миллионник, город с районным делением. В Лондоне после реформы 1986 г., которая ввела одноуровневую систему МСУ в метрополитенских округах (аналог наших муниципальных районов), был ликвидирован Совет большого Лондона, и город управлялся советами 32 районов города и корпорацией Лондонского сити. 
Система управления Парижем
26 АВГУСТА 2018 // МИХАИЛ ГОРНЫЙ
Париж — столица Франции, где распространена континентальная модель МСУ с сильным государственным контролем (наполеоновская модель), город-миллионник с районным делением. Париж является одновременно муниципалитетом и департаментом (департамент Сены), а также входит в регион Большого Парижа. В городе имеется двухзвенный аппарат управления: политические и административные органы. Районы города являются субъектами МСУ, но с ограниченными правами, так же, как в Берлине и Гамбурге. Хотя во Франции работает континентальная модель, а в Германии смешанная, системы управления их столиц очень похожи, что свидетельствует об устойчивости и эффективности такого управления. 
Местное самоуправление в Нью-Йорке
15 АВГУСТА 2018 // МИХАИЛ ГОРНЫЙ
Как устроена система МСУ в крупных американских городах? Деятельность органов МСУ в США, так же как и в Германии, регулируется законами штатов, причем работает англосаксонская модель, т.е. используется принцип позитивного регулирования. Основным правовым документом является городская Хартия (аналог нашего устава МО), принимаемая в качестве закона штата. Рассмотрим популярную в США Модельную хартию города. Конкретные американские города берут из этого документа то, что подходит их условиям, и закрепляют в своих хартиях. 
Эстония без бедных
10 АВГУСТА 2018 // НАТАЛЬЯ ПАХОМОВА
Эстония – не самая богатая страна. По данным МВФ, в 2017-м году доля ВВП на душу населения составляла в стране 19 тыс.349 долларов – 41-е место в рейтинге. Для сравнения: в Норвегии – 72тыс.046 (3-е место), в США – 58тыс.952 (7-е место), в России – 8тыс.664 (72-место). То есть, если бы страна была человеком, ее достаток можно было бы назвать очень среднимем. Тем не менее, этот средний достаток при рачительном использовании позволяет Эстонии заботиться обо всех категориях своих граждан (а также не-граждан) – о детях, в том числе сиротах и тяжело больных, об их родителях, о бедных, безработных, о молодых и пожилых, об эстонцах и русских. Система начисления социальных пособий – арифметически достаточно сложная, вдобавок – постоянно меняется и совершенствуется, и о ней мы поговорим ниже. Для начала интересней другое – что заставляет государство при сравнительно скромных доходах распределять эти доходы так, чтобы никто не оставался обиженным?
Как Эстония стала поставщиком электронных услуг №1
5 АВГУСТА 2018 // ТАТЬЯНА БОЙКО
Дайджест статьи: Виктор Фещенко. Государство на экспорт: как Эстония стала поставщиком электронных услуг №1 В 1992 году Эстония еле пережила обретение свободы. Советская империя распалась, почти все предприятия встали, инфляция достигла четырехзначных показателей. Тогдашний премьер Март Лаар провел радикальные реформы: выгнал из правительства всех коммунистов-аппаратчиков, закрыл загибавшиеся неэффективные предприятия, отменил почти все экспортные пошлины. Внутренний рынок был слишком маленький, пришлось приучать бизнесменов мыслить глобально. Спустя 20 лет этот принцип привел к стартап-буму в Эстонии.