Может быть, когда-нибудь и даже скоро мы будем вспоминать уходящий 2021 год с грустной ностальгией: как-никак войны нет, быт все ещё буднично стабилен. Но сейчас прощаемся с ним совершенно без сожалений. Ничего хорошего не вспомню.
Пандемия началась раньше, но как-то укрепилась. Вроде бы и репрессии не сейчас начались, но стали более массовыми и какими-то уже нездорово привычными. Что точно изменилось – это стилистика режима, по-видимому, он достиг молочно-восковой спелости. Исчезло ощущение стыда, на все стало плевать, и внутри, и вовне – гори все ясным пламенем. Хамить так хамить, запрещать так запрещать, сажать так сажать, пытать так пытать. Все уже практически в открытую, не заботясь об аргументах, ни моральных, ни правовых.
Силовые структуры, точнее, органы госбезопасности, овладевшие страной, уже создали свою неповторимую гэбешно-блатную атмосферу. Народ молчит и следит за стремительно растущими ценами в магазинах.
Гуманитарные образование и наука, в особенности, история и философия, оккупируются православно-патриотическими активистами. Нападение государства на «Мемориал»*, ещё недавно немыслимое, уже никого не удивляет.
И совершенно отвязанная милитаристская истерика. Открытая военная угроза. Все уже приучены к тому, что война – это не форс-мажор, это нормально и даже неплохо, потому что они, толстобрюхие, испугаются, а нам, поджарым и мускулистым, терять нечего и победа будет за нами. Идеология послесталинского СССР, лживая, но хотя бы внешне миролюбивая, вспоминается с тоской. Те ребята во власти прошли войну и рационально ее боялись, эти ничего не прошли и ничего не боятся, ни за себя, ни за нас. То есть если в СССР было ощущение, что мы в дурдоме, то сейчас кажется, что нас в этом дурдоме перевели в отделение для буйных.
Дальше переводить некуда. Дальше война.
И до сих пор никакого антивоенного движения. Которое могло бы стать главной объединяющей политической силой и политической программой.
_________________
* Международный «Мемориал», Правозащитный центр «Мемориал» внесены Роскомнадзором РФ в реестр иноагентов. 28 декабря 2021 года «Мемориал» ликвидирован решением Верховного суда РФ
Фото: Фронтиспис к поэме А. С. Пушкина «Медный Всадник» Александр Бенуа, 1905/Архив ЕЖ