Проклятие рода Морозовых
Видимо, над фамилией Морозов висит старое проклятие. С Морозовыми давно неприятности происходят. Началось все со знаменитой боярыни, потом настал черед народовольца Николая Морозова, просидевшего 25 лет в одиночке Шлиссельбургской крепости. Их трагическую судьбу разделил купец-революционер Савва Морозов, поверивший почему-то большевикам. Ну и, конечно, Павлик Морозов, предавший отца, если верить легенде, придуманной для пионеров большевистской пропагандой.
Илья Морозов, бывший атташе миссии РФ при ООН в Нью-Йорке, в сравнении со своими однофамильцами — фигура несопоставимо мелкая. Его никто не предавал, большевикам он денег не давал и в тюрьме пока не сидел. Тем не менее, господин Морозов имеет шанс стать «человеком историческим», начавшим очередной виток дипломатической автомобильной войны.
Илью Морозова от возможной тюрьмы спас МИД РФ, который быстро отправил атташе домой в Москву, от греха подальше. Как известно, нью-йоркская полиция обвинила дипломата в том, что он в нетрезвом состоянии въехал на машине на стройплощадку, где сбил полицейского.
Вполне возможно, что атташе слегка выпил, трудясь на важном приеме, или просто решил расслабиться после тяжелого дня. Может быть, Морозов вообще не пил, а полицейские Нью-Йорка решили подставить молодого и многообещающего дипломата, чтобы испортить добрые отношения между США и РФ. Эту версию мне серьезно озвучил один из сотрудников российской миссии при ООН.
Он же отказался предоставить информацию о том, чем занимался атташе Илья Морозов в Нью-Йорке. И это несмотря на то, что миссия РФ при ООН — открытая организация, а ее дипломаты получают хоть и небольшую зарплату, но из средств российских налогоплательщиков. И последние имеют право знать, на что уходят их деньги до последней копейки.
Впрочем, дипведомство любой страны будет всячески защищать своего сотрудника, равно как и пытаться закрыть информацию, если этого самого сотрудника подозревают в совершении преступления вдали от Родины.
На самом деле всем дипломатам мира, включая министра иностранных дел России Сергея Лаврова (10 лет служившего представителем РФ при ООН), известно, что жители и власти Манхэттена их не любят.
На то есть веские причины: пользуясь иммунитетом, дипломаты давно перестали обращать внимание и на ПДД в Манхэттене, и на оплату штрафов за свои нарушения, коих набралось на десятки миллионов долларов.
Около десяти лет назад мэр Нью-Йорка Рудольф Джулиани, отчаявшись получить эти деньги, попросил Госдеп разрешить властям арестовывать и продавать с аукциона машины диппредставительств. Госдеп США решил на эти меры не идти, объяснив господину Джулиани, что другие страны примут адекватные меры в отношении американских дипломатов. Например, Нигерия, представители которой занимают первую строчку в нью-йоркском списке дипломатов — неплательщиков штрафов. России в списке принадлежит почетное третье место.
Автомобильные войны начались 10 лет назад в Нью-Йорке, когда Сергей Лавров опаздывал на заседание Совета безопасности ООН и его водитель решил поторопить нью-йоркских полицейских, для убедительности им посигналив. Не думаю, что найдется хоть один страж порядка в мире, кому бы это понравилось. Поэтому машину Лаврова остановили, выписали штраф, и в ООН он опоздал.
Менее чем через две недели та же полиция Нью-Йорка пыталась задержать российского дипломата Бориса Обносова, которого подозревали в управлении автомобилем в нетрезвом состоянии. Ныне господин Обносов является гендиректором ОАО «Корпорация тактическое ракетное вооружение».
В феврале 1997 года президент Грузии Эдуард Шеварднадзе создал прецедент, сняв дипиммунитет со своего дипломата Георгия Махарадзе. Тот, будучи пьяным, насмерть сбил 16-летнюю девушку в Вашингтоне.
18 августа 1997 года второй секретарь посольства США в Москве Мэттью Брайз (ныне зам Дениэла Фрида, заместителя госсекретаря по делам Европы и Евразии) сбил на машине одного из московских прохожих.
Российская сторона потребовала снять с дипломата иммунитет, опираясь на прецедент, созданный Шеварднадзе, но Госдеп предпочел отозвать господина Брайза в Вашингтон.
А менее чем через 12 месяцев генеральный консул США во Владивостоке Дуглас Кент сбил на машине жителя города Александра Кашина, навсегда приковав его к инвалидной коляске. Несмотря на то, что у милиции (как и в случае с Ильей Морозовым) были подозрения, что господин Кент был нетрезв, доказать это не удалось. Генконсул США, как и атташе Морозов, защитился иммунитетом от медицинской экспертизы и быстро покинул Владивосток, хотя МИД РФ просил госдеп США снять иммунитет с господина Кента.
Назначенный недавно руководителем российской миссии при ООН в Нью-Йорке Виталий Чуркин в январе 2001 года, в бытность послом РФ в Канаде, столкнулся с похожей ситуацией. Тогда за убийство одного пешехода и тяжелое ранение второго, а также за вождение в нетрезвом состоянии канадское правительство просило Россию снять иммунитет с первого секретаря посольства Андрея Князева. В результате господин Князев был отправлен в Москву, отдан под суд и приговорен к четырем годам тюрьмы.
Если верить российским СМИ, то один из представителей МИДа похвалил Илью Морозова за то, что он ни в чем не признался. Чистосердечное признание, как известно, облегчает душу и удлиняет срок. Но делать из Ильи Морозова героя преждевременно. Вспомните, что с требованием лишить его дипиммунитета выступил не только представитель США при ООН Джон Болтон, но и мэр Нью-Йорка Майкл Блумберг. Атташе так же, как и некоторые его коллеги из США и России, может оказаться обыкновенным преступником с диппаспортом в кармане.
Мне кажется, давно пришло время дать возможность суду присяжных решать судьбу этих людей в какой-нибудь нейтральной стране. А где они потом будут сидеть или гулять, мне абсолютно все равно.
Автор — собственный корреспондент «ИД Коммерсант» в Вашингтоне