Местное самоуправление – школа демократии. Опыт Финляндии
Тротуары в Петербурге завалены снегом и льдом. Колея на проезжей часть улиц, сугробы на тротуарах. Старики не могут дойти до магазинов, не рискуя сломать ноги, очереди покалеченных в травмпунктах. Почему так?
Городские власти в очередной раз демонстрируют свою неспособность справиться с таким неожиданным стихийным бедствием, как зима. А «свои» частные компании только осваивают деньги налогоплательщиков. Таковы реалии городского управления в России 2022 года. Если сравнить ситуацию с уборкой улиц в Петербурге и Хельсинки — это небо и земля. Потому что в России местное самоуправление — фикция.
А ведь местное самоуправления не просто дает гражданам возможность влиять на условия жизни, оно служит школой демократии. Финны в этом подают нам пример.
Способность граждан к самоорганизации сыграла важную роль при выборе народами Балтии демократического вектора развития. И напротив, убеждение большинства жителей республик Средней Азии в том, что им лишь добрый властитель нужен, способствовало тому, что в этих странах сформировались диктаторские режимы.
Рано или поздно россияне захотят жить, как живут европейцы. И нам полезно знать об опыте самоуправления в соседней Финляндии. Страны, в которой улицы городов убраны, крыши не текут, школьное образование — лучшее в мире, где хорошо работают больницы и поликлиники. И все потому, что местное самоуправление там не просто упомянуто в Конституции, оно там реализуется на практике!
Чем местное самоуправление отличается от государственного управления?
Тем, что не госчиновники, а сами заинтересованные граждане решают свои проблемы. Финляндия — одно из самых децентрализованных государств в мире. Здесь полномочия местных властей и доля местных бюджетов страны больше, чем где-либо еще.
В Финляндии власть сосредоточена в основном на местах, в муниципальных образованиях — коммунах. Ничего плохого в слове «коммуна» сами финны не находят. Коммуны сильно отличаются друг от друга, однако имеют равные полномочия. Формально между городами и сельскими муниципалитетами разницы нет. Сельская коммуна, как правило, состоит из нескольких поселков или деревень, в которых нет своей администрации.
В 2009 году в стране насчитывалось 348 муниципальных образований (коммун). Это и столица Хельсинки с населением 583 тыс. человек, и самый маленький муниципалитет — остров Соттунга в Балтийском море, где всего 120 жителей.
В Финляндии местные власти имеют очень широкую автономию. В соответствии со специальным законом коммуна вправе свободно заниматься собственным управлением, исходя из своих потребностей. Свидетельством этого стало утверждение многими коммунами так называемых хартий демократии, конституирующих различные новые формы «низовой демократии».
И еще. Финляндия входит в пятерку наименее коррумпированных стран мира. Возможно, одна из причин этого — развитое местное самоуправление. Зачем гражданину давать чиновнику взятку, если отстоять свои интересы можно законным способом?
Выходит, что дорога к верховенству права лежит через местное самоуправление?
Совершенно верно. Когда проблемы решают не чиновники, назначенные президентом или премьером, а местные депутаты, избранные населением, тогда коррупция сводится к минимуму. В авторитарных, диктаторских режимах чиновник всегда ждет указания «сверху». Приказ шефа для него важнее закона. И его мало интересуют потребности граждан, их проблемы он решает за «откаты». А в Финляндии граждане диктуют свои интересы избранным депутатам и специалистам органов МСУ. Указывают, что они конкретно должны сделать, чтобы сохранить свое кресло.
В США губернаторы избираются населением штата. А в РФ назначаются президентом. Задумайтесь, чьи интересы будут представлять губернаторы у нас и у них? А чьи интересы будет отстаивать назначенный президентом мэр города? Именно стремление власть имущих выстроить пирамиду власти по армейскому образцу и подвигло президента Путина лишить органы местного самоуправления в России самостоятельности.
Реальное самоуправление, как в других демократических странах, естественным образом насаждает в стране верховенство права. Если местные депутаты и чиновники вынуждены придерживаться норм права, то соблюдение законов становится нормой и для граждан.
Какое административное деление в Финляндии, какие права у органов государственного управления?
Естественно, что законы в Финляндии принимает парламент, а исполняет правительство. Суд реально независим от органов исполнительной власти. У президента Финляндии, в отличие от России, лишь представительные функции. То есть разделение властей в этой стране — реальность.
Формально в Финляндии по Конституции органы местного самоуправления включены в систему общегосударственного управления. Здесь важны не столько нормы Конституции, сколько практика их применения.
Министерства в Финляндии по отношению к органам МСУ выполняют скорее контрольные функции. Ни президент, ни премьер, ни министерские чиновники не вправе навязать местным властям свое видение решения той или иной местной проблемы. Их задача не командовать местными органами власти, а способствовать их развитию.
На региональном и местном уровне отсутствуют административные органы государственного управления, а местным сообществам передан максимум социальных функций. Раньше Финляндия делилась на губернии. Но с 1 января 2010 года все губернии были упразднены. Однако было создано Агентство регионального управления и сохранилось разделение Финляндии на провинции. В уездах есть уездные управы. Но они, скорее, подразделения полиции.
А каковы функции органов МСУ в Финляндии?
В Финляндии есть два типа органов местного управления. Это Муниципальные думы и Совместные межмуниципальные советы. Разницу между ними можно популярно объяснить, как различие между отдельным дачным товариществом и сообществом, созданным несколькими дачными товариществами для строительства новой дороги.
Главная задача Муниципальной думы — согласование и утверждение ежегодного муниципального бюджета. Дума таĸже принимает решения, ĸасающиеся градостроительного планирования, тарифов муниципальных учреждений и назначения на должность муниципальных служащих. Устанавливает местные налоги и сборы, получают дотации от государства. Они содержат школы и гимназии, библиотеки и другие объекты культуры. Местные власти обеспечивают содержание поликлиник, профилактику и лечение заболеваний, стоматологическое обслуживание, уход за инвалидами, за больными, за престарелыми людьми.
Органы местного самоуправления отвечают за управление землепользованием и строительством на своей территории, а также за состояние улиц и дорог. Помимо этого они занимаются коммунальным хозяйством, водоснабжением, защитой окружающей среды. Аналогично устроено местное самоуправление и в других северных странах: в Швеции, Норвегии, Дании.
Что такое Совместные межмуниципальные советы?
Совместные межмуниципальные Советы — своего рода площадки для сотрудничества Муниципальных дум в разных сферах: по вопросам электро- и водоснабжения, профессионального образования, защите детей. Совместные советы по оказанию помощи инвалидам охватили всю страну. Таких советов в Финляндии около трех сотен.
Интересно, что в юридическом плане Совместные межмуниципальные советы являются самостоятельными финансовыми и административными органами. Они на постоянной основе финансируются членами-муниципалитетами, то есть коммунами. Но они не обладают правом устанавливать собственные налоги и формируют свой бюджет только из государственных грантов и муниципальных взносов, размер которых определяется муниципалитетами-участниками.
Заĸон четĸо определяет зону ответственности местного самоуправления, однаĸо не ĸонĸретизирует, ĸаĸ и ĸем именно та или иная услуга должна оĸазываться. Муниципалитет не может отĸазаться от организации предоставления обязательных услуг, но они могут быть оказаны частной компанией, действующей на основе муниципальной заĸупĸи под ĸонтролем местных властей. Примерами использования услуг частных поставщиĸов являются строительные, ĸонсалтинговые фирмы, элеĸтричесĸие ĸомпании, ĸомпании, специализирующиеся на утилизации отходов, частные врачи, детсĸие сады и дома престарелых.
То есть важнейшая задача органов местного самоуправления — обслуживать население территории. Этим заняты более 400 тысяч человек. Органы местного самоуправления — самый крупный работодатель в Финляндии. На первом месте стоит социальное обеспечение и здравоохранение (44 %). Школы и учреждения культуры съедают около четверти местного бюджета.
Как избирают депутатов Муниципальной думы
Депутатов переизбирают каждые четыре года. В выборах участвует свыше 60% граждан, имеющих право голоса (сравните с РФ!). Право избирать и быть избранным принадлежит всем жителям коммуны, достигшим 18-летнего возраста, а также иностранцам, если они проживают на территории коммуны не менее трех лет. Избиратели получают информацию не только о квалификации и опыте кандидатов в депутаты Муниципальной думы, но и об их позиции по актуальным проблемам.
Выборы в Муниципальные думы проводятся по пропорциональной системе, право выдвижения ĸандидатов принадлежит политичесĸим партиям и объединениям избирателей числом не менее 10 членов. Подавляющее большинство депутатов Муниципальных дум избирается по партийным списĸам, что свидетельствует о политической активности финнов в отличие от россиян. Треть избранных депутатов — женщины.
Крупнейшей партией на муниципальном уровне является Центристская партия (почти пять тысяч депутатов). Демократическая партия имеет представителей вдвое меньше. Почти столько же депутатов от Правой партии. Шведская национальная партия на уровне муниципалитетов имеет около 600 представителей, а Левая партия — немногим более 200. Таков расклад политических предпочтений финских граждан.
Самая крупная политическая партия в Муниципальной думе получает наибольшее число мест в Правлении. На практике в Правление избираются председатели или первые секретари местных партийных организаций, обладающих высоким политическим рейтингом. Большинство депутатов парламента начинали свои политические карьеры именно в Муниципальных думах.
На уровне местного самоуправления есть возможность объединить усилия представителей всех политических сил для решения тех или иных проблем. Это позволяет сгладить те политические разногласия, которые возникают между партиями на национальном уровне. Многие члены финского парламента и даже министры одновременно являются членами Муниципальных дум.
Кто организует работу Муниципальных дум
Муниципальная дума формирует постоянный орган — Правление, функции которого ограничены. Правление готовит проекты решений Муниципальной думы. Интересно, что в состав Правления могут входить как избранные депутаты Думы, так и не избранные туда специалисты (обычно не более семи человек).
Муниципальная дума ежегодно переизбирает председателя Правления, который не располагает административными полномочиями. Он не является ни бургомистром, ни мэром коммуны, он лишь председательствует на заседаниях Совета.
Дума также создает ряд комитетов по образованию, промышленности, социальным вопросам, здравоохранению и др.
Выполнение решений Муниципальных дум финны предпочитают поручать специалистам. Муниципальное управление возглавляет профессиональный муниципальный менеджер, который назначается Муниципальной думой и ответственен перед ней. То есть финны не избирают глав местной администрации на прямых выборах, как это происходит во многих других странах.
Менеджер, ĸаĸ и все специалисты, работающие в аппарате Муниципальной думы, сохраняет свой пост после очередных выборов. Такой порядок позволяет сочетать компетентность специалистов в принятии текущих решений с демократическим подходом к принятию стратегических решений. Муниципальная дума вправе уволить менеджера по юридичесĸим основаниям, но на праĸтиĸе это происходит довольно редĸо.
Подчеркнем, что выбор стратегии развития хозяйства лежит на членах Муниципальной думы. А реализация стратегии — на специалистах. Этим достигается и реальный контроль за работой служащих со стороны народных избранников. Однако привлечение специалистов обходится дорого. На оплату их труда уходит 40% бюджета местной власти.
В финских муниципалитетах работает порядка 424 тыс. человек. Это 79 работников на 1000 человек населения, то есть примерно 20% всей рабочей силы Финляндии. В два раза больше, чем государственных служащих.
Прозрачность Муниципальных дум
Подробная информация о запланированных расходах и реальных тратах регулярно доводится до местных жителей, что позволяет активным гражданам вмешиваться в процесс как непосредственно через запросы, так и публикациями в прессе и другими способами. Такая прозрачность заставляет депутатов строже относиться к своим обязанностям, а у самих граждан формирует чувство хозяев своей земли.
При этом сами граждане имеют возможность контролировать органы МСУ. У них есть реальное право не только на доступ к информации, но и право обжаловать решения МСУ в суде. Это право реально потому, что суд — независимая ветвь власти!
Есть ли государственные субсидии органам самоуправления?
Государственные дотации предоставляются коммунам частично для того, чтобы обеспечить оказание обязательных услуг, но в основном — чтобы выровнять доходы богатых и бедных коммун. Несколько наиболее развитых коммун субсидии совсем не получают. В то же время в отдаленных районах Севера и Востока страны, где издержки и уровень безработицы выше, объем субсидий может превышать половину доходов местных бюджетов.
Если местная власть инициирует какой-либо крупный хозяйственный проект, стройку объектов культурного или спортивного назначения, часть расходов может взять на себя государство.
Что можно сказать о налогах
Среднестатистический житель Финляндии отдает треть своих доходов в местный и государственный бюджеты. Финны в подавляющем большинстве относятся к налогам не как к дани, которую надо платить власть имущим, а как к сбору средств на общие нужды. И для такого отношения у них есть основания.
Доходы местного бюджета складывается из четырех источников — налогов, платы за услуги, государственных дотаций и кредитов. Дополнительные доходы местного бюджета формируются за счет муниципальных сборов, привязанных к определенным услугам. Так, сборы уплачиваются населением за воду и энергию (реальная стоимость), дневной уход за ребенком в детском саду (часть реальной стоимости в зависимости от доходов семьи), услуги здравоохранения (5–10 % стоимости), помощь пожилым людям (часть стоимости в зависимости от доходов клиента). При этом общеобразовательная система является для граждан полностью бесплатной, включая питание и транспортировку детей к месту учебы.
22% собираемого налога на прибыль предприятий идет муниципалитету. Что же касается налога на заработную плату, то государство забирает только часть сборов, используя прогрессивную шкалу налогообложения. Налог на добавленную стоимость и налог на доходы от недвижимости полностью идут в государственный бюджет.
Надо ли согласовывать местные налоги с правительством или парламентом Финляндии?
Нет. Ставки местных налогов и сборов устанавливает сама Муниципальная дума. Они колеблются для различных коммун. Ставки определяются местными властями ежегодно и не требует согласования с государственными органами власти. Вся городская недвижимость, включая находящуюся в государственной собственности, облагается налогом на имущество, и все эти поступления получает муниципалитет. Средний годовой бюджет коммуны в 2009 году составлял 7100 евро на одного жителя, то есть общий объем муниципальных бюджетов примерно равен государственному бюджету. Сравните с РФ!
Ставки местных налогов имеют важное значение для жителей Финляндии при выборе места проживания.
Каков же вывод можно сделать из опыта финнов?
Одни народы надеются на доброго правителя. А другие научились сами решать свои проблемы, самоуправляться. Если вы крепостной крестьянин — это одно. А если свободный фермер — совсем другое. Разные стимулы, разные интересы! Уровень жизни жителей страны зависит от желания ее граждан быть хозяевами страны. Мы видим это на примере Финляндии, где этот уровень намного превышает российский!
Фото: pixabay.com