КОММЕНТАРИИ
В экономике

В экономикеВойна вассалов

3 МАРТА 2005 г. ЮЛИЯ ЛАТЫНИНА
Lenta.ru

Вчера господин Миллер на фоне господина Богданчикова заявил, что «Роснефть» войдет в «Газпром», а «Юганскнефтегаз» станет при этом самостоятельной компанией.

Сегодня компания г-на Богданчикова распространила пресс-релиз, из которого следует, что вчерашнее заявление г-на Миллера есть его личное мнение и что «Роснефть» не будет входить в «Газпром», а лишь передаст туда кое-какие активы. Не совсем понятно, почему г-н Богданчиков не опроверг личного мнения г-на Миллера прямо вчера, сидя с ним бок о бок, и почему ему понадобилась целая ночь, чтобы спросить о своем личном мнении кого-то еще.

Мне казалось, надобно сказать, что после истории с «Байкалфинансгруп» эти ребята ничего круче отмочить не смогут. Каюсь, ошибалась. Нет предела совершенству.

Я долго думала, что именно мне это напоминает, и наконец вспомнила: Пелопонесскую войну. Не со стороны Греции, а со стороны Персии.
Персидское царство к 5 веку до н.э. было устроено замечательным образом. Были сатрапы – Ионии, Дакии, Мезии, Фракии т.д., – и все они воевали между собой. В самом буквальном смысле, со сражениями и с привлечением греческих наемников. И был царь, который этот процесс войны контролировал. Процесс контроля над войной сатрапов между собой и назывался управлением государством.

Любимый инструмент управления президента Путина – это разводка. Причем сначала это была разводка между крупным бизнесом, в ходе которой два олигарха, воюющие между собой, поочередно бегали в Кремль и все больше и больше от него зависели. Потом – в ходе истории войны «Альфы» и Реймана – мы увидели, что друзья президента также являются объектом разводки. А не только ее субъектом. В ходе войны Фрадкова и Грефа мы увидели, что объектом разводки являются также члены правительства.

Но даже на этом фоне война «Газпрома» и «Роснефти», война Миллера и Сечина – исключение. Это война двух лучших, двух самых избранных, двух самых преданных вассалов между собой, и в ходе этой войны оба они продолжают оставаться самыми преданными вассалами и только из факта преданности черпают силы для войны.

Два абсолютно преданных человека, визжа, катаются по тронному залу и рвут друг на друге волосы. Проблема в том, что в ходе этой драки у них обнажаются интимные финансовые органы или из карманов вываливаются предметы, которые никак не должны находиться в карманах верных слуг государства.

Возьмем, к примеру, тот же «Юганск». Еще совсем недавно президент заявил, что «Юганскнефтегаз» вернуло себе государство и сделало это совершенно законным способом. И вот тут же выясняется, что государство улетучилось из «Юганска» прямо-таки со второй космической скоростью и что на собрании акционеров, проведенном 25 февраля, в реестре числилась не только пресловутая «Байкалфинансгруп», но и еще какие-то ЗАО «Форпроект XXI» и ООО "Мега Альянс", причем учредитель последней, ЗАО "Трансфер Инвест", является собственностью неких физических лиц. И что на том же собрании «Юганск» одобрил продажу «Роснефти» в 2005-м году 55 млн тонн нефти по трансфертной цене 100 долл. за тонну, при том что текущая рыночная цена – 230 долл. (Из одного этого уже следует, что отдавать «Роснефть» «Газпрому» никак нельзя. Какой смысл сидеть на «Юганске» в роли бурового мастера и смотреть, как все прибыли оседают в дочке «Газпрома»?)

Разводка – хороший инструмент для проведения спецопераций. Или для установления бандитом контроля над бизнесом. Но в качестве инструмента управления государством она не подходит, потому что в ходе драки высокие дерущиеся стороны выносят на свет все скелеты из всех шкафов.
Версия для печати