Дорогой подарок для капризной монополии
Еще совсем недавно, в разгар «дела ЮКОСа» и переосмысления вопроса о степени уязвимости российского бизнеса и российских бизнесменов, большинство комментаторов отмечали, как ловко сумели выстроить защиту Михаил Фридман и Виктор Вексельберг, продав половину принадлежавшей им нефтяной компании ТНК корпорации ВР. Тем самым они предоставили британскому лорду прикрывать свой нефтяной бизнес. Лорд с незамысловатой фамилией Браун, поговаривают, на короткой ноге с Тони Блэром, а тот, вроде бы, в неплохих отношениях с Самим Путиным.
До поры до времени казалось, что схема действительно идеальная. Правда, налоговиков, «которые почувствовали вкус крови», никакие лорды остановить не могут – компании регулярно доначисляют налоги. В прошлом году насчитали 28 миллиардов рублей, якобы недоплаченных за 2001 год. Тогда компания большую часть суммы в суде отспорила и перечислила в бюджет лишь 7 миллиардов, но для этого лорду Брауну пришлось в Москву лететь, с президентом Путиным чай пить. Теперь вот ТНК-ВР готовится судиться за 35 миллиардов за 2002-2003 годы.
Но это еще мелочи, в конце концов, налоговики даже с государственной РАО ЕЭС умудряются сдирать миллиардные недоимки. Не исключено, что ТНК-ВР придется пожертвовать гораздо большим. Дело в том, что эта российско-иностранная компания надумала продать одно из своих крупнейших добывающих подразделений — «Удмуртнефть». И даже потенциальных покупателей нашла, которые готовы выложить 4 миллиарда долларов за актив. Однако, на беду, у российского газового монополиста большие амбиции в нефтяном секторе. Правда, нет 4 миллиардов долларов. А если даже и есть, то отдавать их очень не хочется. Вот зампред правления Газпрома Александр Рязанов, возглавляющий нефтяное направление, и выступил на днях с предложением, адресованным ТНК-ВР: «Если ТНК-ВР отдаст «Удмуртнефть» бесплатно или по символической цене, то можно рассматривать другие вещи» (информация «Интерфакса»).
Странным это предложение может показаться только на первый взгляд. Дело в том, что ТНК-ВР владеет лицензией на разработку гигантского Ковыктинского газового месторождения, запасы которого оцениваются в 2-2,5 триллиона кубометров. Разрабатывать это месторождение имеет смысл, только если существенная часть газа с него пойдет на экспорт. Как известно, магистральными газопроводами, равно как и газовым экспортом в России, безраздельно владеет Газпром. И если кто-то хочет свой газ экспортировать, он должен всячески добиваться расположения газового монополиста, например, делая дорогие подарки. В принципе, в приличном обществе после таких предложений, да еще и публично сделанных, лучше не появляться. Но ведь и Газпром понять можно. Только объявили на весь мир о своих планах присоединить «Роснефть» и выстроить на ее базе «нефтяное крыло», не менее мощное, чем газовое, а тут «Роснефть» не только отвертелась от сомнительного удовольствия лечь в основу нефтяного подразделения газового монополиста, но и увела буквально из-под носа такой лакомый актив, как «Юганскнефтегаз». Впору впасть в депрессию. Газпром, конечно, купил себе в утешение «Сибнефть», которую немедленно переименовали в «Газпром нефть», но крупнейшей нефтяной компанией, даже по российским меркам, это ему стать не поможет. Зато у «обидчика» — «Роснефти» — все шансы. И тронуть их нельзя – они такие же государственные (если не более), с не менее влиятельными покровителями. Остается только собирать всеми правдами и неправдами нефтедобывающие активы по частным компаниям, пока Роснефть не оправилась от долгов, в которые залезла для покупки «Юганскнефтегаза».
С другой стороны, и правильно. Развелось тут частных компаний, и каждая норовит российские нефть и газ на Запад (или на Восток, как уж получится) гнать. Нечего. В стране должен быть один хозяин стратегических ресурсов. Да и Западу кто, если не Газпром, энергетическую безопасность гарантирует. А если и попросит чего за эту безопасность, то лучше отдать, причем даром – может ведь с безопасностью и передумать.