КОММЕНТАРИИ
В Кремле

В Кремле А теперь Фрейд…

kremlin.ru
Встречаясь неделю назад с руководителями РТР, Владимир Путин, вспомнив, очевидно, известный анекдот, так определил шкалу государственных приоритетов и ценностей: «В современном мире мощь государства определяется, прежде всего, экономической мощью. А потом как производная – социальным состоянием, социальной политикой и оборонной политикой. Это все производные. Если нет возможности, по-простому сказать, если нет денег – что ж, в магазин не пойдешь, ничего не купишь: ни пушку, ни ракету, ни лекарства. Поэтому экономика – в основе всего: сначала – Карл Маркс, а потом – Фрейд и другие прочие». И вот как только из-за галопирующих нефтяных цен Кремлю показалось, что с экономикой уже все в порядке, как из всех щелей попер старик Фрейд.

Если не брать совсем уж запредельных игр подсознания (вроде инициативы спикера Совета Федерации Сергея Миронова об организации «демографических патрулей»), то целый набор фрейдистских комплексов демонстрирует отечественная внешняя политика. Только психоаналитик, если не психиатр, может разобраться в этой гремучей смеси из мании величия и комплекса неполноценности. Ну, в самом деле, с одной стороны, Москва намерена утверждать себя в качестве энергетической супердержавы, то есть добиваться влияния в мире за счет наращивания поставок нефти и газа. А с другой, не перестает обвинять нынешних и будущих партнеров по бизнесу в попытках нанести ущерб российским интересам («Товарищ волк знает, кого есть», учит нас Владимир Путин). Более того, Кремль всерьез полагает, что этих самых потребителей российского газа и нефти обязательно следует сдерживать с помощью ракетно-ядерного оружия, о чем подробно рассказывают и президент, и министр обороны. Объяснить это с рациональной точки зрения невозможно. Остается гадать, какие именно фантазии рождают в головах российских лидеров силуэты ракет «Тополь М» и «Булава».

Если же говорить всерьез, то именно сейчас становится очевидно, до какой степени может оказаться провальна политика, ориентированная только и исключительно на ублажение былых и нынешних комплексов. Казалось бы, к началу года у Кремля на руках были все козыри, чтобы обеспечить успешное проведение саммита «большой восьмерки» в Санкт-Петербурге. В условиях продолжающейся нестабильности на Ближнем Востоке промышленно-развитым государствам действительно позарез нужны гарантированные поставки российских энергоносителей. К тому же другим участникам «восьмерки», занятым проблемами Ирана, Ирака и Афганистана, было явно не до выяснения отношений с Россией. В результате были все основания рассчитывать на то, что председательство нашей страны в «восьмерке» обойдется без проблем.

И вот сейчас, когда до саммита остается несколько недель, помощник президента Игорь Шувалов печально констатирует: "Политический климат сейчас не самый лучший. Мы исходим из того, что заметных улучшений не предвидится". Саммит, конечно, отменен не будет. Но в столицах других стран, входящих в этот клуб избранных, чуть ли не в открытую заявляют, что решение проводить саммит в России было очевидной ошибкой.

Внешнеполитические ведомства этих государств всерьез озабочены тем, как именно следует продемонстрировать свое неудовольствие политикой Путина. Не исключено, что до саммита будет проведена отдельная, без России, встреча представителей семи промышленно развитых государств для согласования единой позиции. Вероятно также, что, сославшись на занятость, западные лидеры постараются максимально сократить время проведения саммита.

По какой же причине так ухудшился климат вокруг России? Околокремлевские аналитики объясняют раздражением Запада тем, что наша страна день ото дня набирает мощь и поднимает голову. Действительно, происходящее является реакцией на российские попытки самоутвердиться на международной арене. Все дело в том, каким образом она это делала и делает. Год начался с попытки перекрыть поставки газа на Украину. Рационального в этом было немного, так как через Украину идет основной транзит энергоносителей в Западную Европу. Просто очень хотелось указать зарвавшимся украинцам на их место. В результате Киев, которому Вашингтон в прошлом году объяснил, что путь Украины в НАТО будет долгим, неожиданно получил очевидное доказательство необходимости ускоренного вступления в Североатлантический альянс – ведь факт давления был очевиден. И вот на недавней встрече представителей Украины и НАТО уже не исключалось, что процесс интеграции в альянс начнется в этом году.

Увидев, как именно намерена энергетическая сверхдержава использовать свою нефтегазовую мощь, Запад явно принял в штыки концепцию энергетической безопасности, которую Россия была намерена сделать главным документом саммита «восьмерки». Помимо нежелания попадать в зависимость от России, потребителей нефти явно не греет перспектива зафиксировать в долгосрочных контрактах нынешние сверхвысокие цены на газ и нефть.

Затем Дума приняла драконовский закон об общественных организациях, ФСБ немедленно "раскрыло" британских разведчиков, которые доставали информацию из электронного булыжника и одновременно финансировали российских правозащитников. Потом в Москве принимали делегацию террористической организации ХАМАС, решали вопрос о продаже Ирану комплексов ПВО «Тор» М-1 Ирану. А только что было объявлено, что президент Ирана Ахмадинежад (тот самый, который обещал стереть Израиль с лица земли) будет участвовать во встрече глав государств, входящих в Шанхайскую организацию сотрудничества.

Таким образом, в течение года Москва самоутверждалась только и исключительно противопоставляя себя тем, кто является ее партнерами по «семерке». При этом все время многозначительно намекала на свое новое ядерное оружие. И добилась того, что другие члены «восьмерки» уже не могли не реагировать.

И тут возникает вопрос, эти внешнеполитические провалы – результат некомпетентности Кремля и их можно было избежать или вся построенная Путиным система только и существует затем, чтобы производить нечто подобное. Действительно, будь, к примеру, в стране свободная пресса, власть не могла бы совершить все глупости, которые совершила. Но путинская система власти только и может существовать в отсутствие свободной прессы. Когда руководители государственного телеканала испытывают неподдельное счастья от поглаживания президентской суки Кони.
Обсудить " А теперь Фрейд…" на форуме
Версия для печати