Корпорация «Православная Русь»

Тут вам, конечно, и религиозные услуги. Народ деловито прикладывается к выставленным у стендов иконам, заказывает требы. Для каждой требы — о здравии, о упокоении — заведена специальная тетрадка, куда старательно вписывают имена. Почти все храмы и монастыри выставили прейскуранты, но церковное начальство, видимо, дало по шапке, поэтому у большинства цены заклеены лейкопластырем. Разглядеть цифры, впрочем, не составляет труда. Берут по-разному: известные монастыри за поминовение на литургии хотят до 500 рублей, монастыри попроще готовы удовлетвориться сотней.
Повсюду мелькают надписи. Ко святому ВМЧ Димитрию Солунскому обращаются в болезнях глаз и в других прошениях. Святителю Тихону Задонскому молятся о помощи в унынии, тоске, в бесновании, в болезни духа. Некоторые бессовестно жульничают. Свято-Троицкий монастырь села Тарасково Свердловской области, созданный, как явствует из раздаваемой рекламки, в 2003 году, уже успел обзавестись мощами Иоанна Златоуста, Николая Мирликийского, Сергия Радонежского, Серафима Саровского, Вифлеемских младенцев, частицей Ризы Пресвятой Богородицы и прочими реликвиями – всего 31 пункт. Столь мощное заступничество должно, конечно, тут же подвигнуть каждого заказать требы по почте (адрес прилагается).

Прислушиваюсь к разговорам вокруг. «Животворящего креста привозили, я была», — удовлетворенно сообщает приятельнице пожилая дама. Другая, тоже в возрасте, собирается в паломничество в Святую Землю и справляется у дежурной на стенде ОВЦС насчет жары. «Чего русская женщина не осилит. Благословение возьмите – и вперед», — успокаивает та. Проходящий мимо мужчина наставляет приятеля: «Зачем тебе громкие, звонкие, тебе нужно найти священника, который тебя к спасению приведет». Завсегдатаи пытают продавцов: когда в следующий раз приедете, на ВВЦ в конце июня будете? Предприниматели, как правило, отвечают утвердительно. Люди из храмов и монастырей не уверены: дорога больно дорогая, а народу-то на выставке не так чтобы очень много, как бы не прогореть.
Еще на выставке раздавали призы победителям епархиальных конкурсов, дипломы и почетные грамоты отличившимся, патриарх Алексий II награждал многодетные семьи. Если присовокупить так называемый православный рок, который сопровождал ярмарочное действо невнятными раскатами, то можно сделать вывод, что православная субкультура сложилась и даже приобрела рутинные формы. Однако многое указывает на то, что постепенно складывается и современная православная культура.
Во-первых, поражает разнообразие и количество издаваемой литературы. Как водится, не без Нилуса, но не он определяет картину. Кругом горы научной и духовной литературы, все больше пишут православной прозы. Если раньше рынок насыщался в основном переизданиями всем известных книг, то теперь растет число современных авторов. Уже можно встретить сборники типа «Труды Нижегородской духовной семинарии» (замечу, выпуск 3). В первом разделе работы преподавателей (например, свящ. Максим Антоненко. Сомнение в истинах и истина сомнения. Аксиомы и апории западноевропейской традиции), во втором – студентов и дипломников.
Состоявшиеся в рамках выставки круглые столы также свидетельствовали об остроте культурных проблем. Круглый стол «Информационные войны в российских СМИ: победы и поражения» собрал в основном слушателей Школы православной журналистики и редакцию газеты "Церковный вестник". Участники обсуждали, с одной стороны, как эффективнее отражать нападки светской прессы, с другой, как оживить свою собственную профессиональную деятельность — уж слишком иногда православные СМИ анемичны.
С молодой порослью делился медийной премудростью приглашенный для выступления консультант управления внутренней политики Администрации президента Олег Матвейчев. Вкратце пересказав слушателям теорию информационных войн, он не исключил возможности использования соответствующих приемов и православными. «Нужно продумывать свои контрудары», — пояснил политтехнолог. Молодежь смущенно хихикала, пока наконец юноша из журнала «Мы в России и зарубежье» не задал сакраментальный вопрос: «Как мы, православные, можем использовать такие методики?» Тут уж засмущался пиарщик, но из его длинного и путаного ответа явствовало, что особого греха он в том не видит. «Полуправда и ложь в православной журналистике недопустимы», — решительно возразил ответственный секретарь «Церковного вестника» Сергей Чапнин. Олег Матвейчев спорить не стал, посетовав лишь на то, что, сколько православным ни пиши рекламных разработок, сколько ни учи пиар-ходам, тяжелый они на подъем народ. «Нет у православных иерархов никаких планов по раскрутке. Придите в пресс-службу любой епархии, вам не скажут, что они будут делать через год», — недовольно заключил он.
Однако второй круглый стол, на котором я побывала, доказывал как раз обратное: то, что православные небезуспешно овладевают навыками пиар-технологий. Круглый стол был посвящен светскому теологическому образованию и назывался: «Социальный заказ на подготовку теологов». Профессор социологического факультета МГУ Игорь Рязанцев представил на нем результаты социологического исследования «Отношение российской молодежи к Русской православной церкви», проведенного в прошлом году в 26 регионах России (1800 респондентов от 15 до 30 лет). Опросы показали, что воцерковленная молодежь составляет 8%, невоцерковленная, но православная — 55%, положительно относящихся к РПЦ среди молодых 33%, а отрицательно — 4%. Вывод: православные верующие стали «одной из доминирующих социальных групп», «процессы секуляризации затормозились, начался процесс ресекуляризации», поэтому теологическое образование в современной России «крайне востребовано». Оставим последнюю часть вывода на совести исследователей, но в чем, собственно, проблема? Число открытых в светских вузах теологических факультетов перевалило за 30, 8 готовят документы на аккредитацию. А проблема в том, что Минобрнауки и ВАК выступают против введения ученых степеней по специальности «теология», и докладчики призвали православную общественность активизироваться и постараться преодолеть сопротивление.
Мероприятие было организовано Православным Свято-Тихоновским гуманитарным университетом (ПСТГУ), возглавившим в свое время движение за светское теологическое образование. Вел его проректор университета священник Константин Польсков, и все бы хорошо, но почему-то к участию в разговоре о светской теологии не пригласили ни одного представителя светского вуза, не входящего в команду ПСТГУ. Между тем проблем со светским теологическим образованием немало.

Ни для кого не секрет, что уровень подготовки на теологических отделениях достаточно низкий, а набор преподносимых знаний часто имеет весьма отдаленное отношение к теологии. Даже самый старый из факультетов, открытый в Омском государственном университете в 1994 году, готовит скорее не богословов, а преподавателей истории религии. Какой богослов из человека, не способного прочитать труды отцов Церкви в оригинале, а до недавнего времени даже в Омске не учили древнегреческому (в других же вузах не учат и латыни). Да и преподавателей, даже догматического богословия, не говоря уже о современном, не хватает (в том числе семинариям), серьезные проблемы с библеистами. В том же Омске, например, долгие годы не было библеиста. Так стоит ли форсировать события и добиваться введения ученых степеней? Так ли уж общество нуждается в теологах-недоучках? (Тем более что у желающих писать диссертацию по богословию нет проблем с защитой — это можно делать на кафедрах философии.)
В ПСТГУ, видимо, считают, что не только нуждается, но и должно «выстроить образование таким образом, чтобы выпускники (теологических факультетов — «ЕЖ») имели гарантии востребованности». Во всяком случае, эту мысль высказал на круглом столе активно работающий с РПЦ (и ПСТГУ в частности) юрист Игорь Понкин. То есть не образование должно соответствовать потребностям общества, а общество должно гарантировать расплодившимся теологам трудоустройство. А куда ж их девать? Как куда — в школы, преподавать «Основы православной культуры», еще один проект ПСТГУ. Вот как отлично все устроится. И в Совете по теологии УМО (учебно-методического объединения) при истфаке МГУ тоже сплошь представители ПСТГУ, они, собственно, и выдают аккредитацию светским теологическим факультетам и вузам. В общем, как верно заметил тот же Понкин, «момент связан с корпоративным правом». Пока корпорация "Общество" явно проигрывает корпорации "ПСТГУ".
В материале использованны фотографии с сайта www.blagovestinfo.ru)