КОММЕНТАРИИ
Вокруг России

Вокруг РоссииТегеранcкая пленница

7 ИЮНЯ 2006 г. ДМИТРИЙ СИДОРОВ
aljazeera.net
Российская дипмиссия в Багдаде 2 июня потеряла пятерых человек. Четырех захваченными и одного убитым. Похоже, что менее суток потребовалось Ирану, чтобы ответить России на признание террористическими двух группировок, которые Тегеран активно поддерживает. Напомню, что 1 июня Верховный суд России внес в «черный» список сирийскую «Джунд аш-Шам» и палестинскую «Исламский Джихад».

Официальным поводом для такого решения Кремля, если судить по сообщениям государственных российских СМИ, стало расширение деятельности этих организаций на территории бывшего СНГ. По другой информации, договоренность о включении «Джунд аш-Шам» и «Исламского Джихада» в черный список была достигнута между представителями МИД РФ и госдепа США перед переговорами «шестерки» стран по Ирану в Вене.

Россия слишком долго поддерживала Иран, чтобы теперь удивляться тем действиям, на которые пошло руководство в Тегеране. Слишком долго в Москве не хотели соглашаться с Вашингтоном, Лондоном и Иерусалимом в том, что Иран является основным спонсором терроризма на Ближнем Востоке.

Слишком тесными были старые и новые (Хамас) связи Кремля с различными террористическими группировками на Ближнем Востоке, с помощью которых Москва «балансировала» ситуацию в этом регионе.

Видимо, теперь руководство в Кремле станет перед реальным выбором, суть которого идет значительно дальше, чем попытки найти и освободить четырех заложников.

Москве либо придется согласиться с «западными» странами в том, что все последние предупреждения Ирану, без принятия реальных мер против него, ничего не дадут, либо пойти на сделку с Тегераном, убедив его в незыблимости дружеских отношений с этой страной.

Есть, конечно, и еще варианты. Например, отказать Ирану в поставке ракет «Тор»М-1 или прекратить долгострой на АЭС в Бушере, как и ядерное сотрудничество с этой страной в целом. Однако вряд ли эти меры окажут серьезное воздействие на руководство в Тегеране или отобьют желание убивать или похищать граждан России по всему Ближнему Востоку.

Комплексы ПВО, может быть, и не такие современные, Иран сможет купить, например, у Китая или КНДР, а достраивать АЭС Тегерану будут те же китайцы или пакистанцы, пока их на этом не поймают. Кроме того, Иран вполне может отказать России в контрактах на сооружение новых АЭС, что не в последней степени влияет на дружеские отношения между двумя странами.

Ситуация с участием Ирана в убийстве и похищении российских граждан в Ираке для России сегодня выглядит крайне неудобной еще и потому, что признание Москвой террористическим режима в Тегеране неизбежно повлечет снижение ее статуса в Персидском заливе и на Ближнем Востоке.

Согласие с США и их европейскими союзниками по вопросу о санкциях или о военном решении кризиса, превратит Москву из самостоятельной единицы, с которой необходимо считаться, лишь в одного из членов альянса. Для отдельных людей в Кремле такой вариант будет выглядеть поражением, так как российская битва за Персидский залив и Ближний Восток на время на этом закончится.

Помните детские стихи про «Дом, который посторил Джек»? Так вот, отказ России поддерживать Иран, поддерживающий Сирию, поддерживающую на деньги Тегерана террористов на Ближнем Востоке, заставит руководство в Москве строить «новый дом», то есть иные отношения со всеми ключевыми игроками в этом регионе. Не говоря уже о ситуации на Кавказе, где совсем по-другому начнет складываться ситуация между, возможно, новым Ираном и Грузией, Арменией и Азербайджаном.

Поведение Москвы в истории с Тегераном напоминает желание главного хирурга отойти на часок перекусить в тот момент, когда операция по лоботомии идет полным ходом. Если Кремль действительно такой сильный, каким он хочет казаться, то ему в сложившейся ситуации необходимо действовать так же жестко, как он поступал с «западными» странами все последнее время.

По принципу бывшего замгоссекретаря США Ричарда Армитаджа, который, прилетев после событий 9 сентября 2001 года на встречу с президентом Пакистана Мушараффом, четко дал понять последнему, что выбора между борьбой с терроризмом и его крышеванием у него нет.

Впрочем, можно заменить реальное развитие событий на виртуальное. Обвинив в убийстве и захвате заложников правительство Ирака, коалиционные силы во главе с США, ЦРУ и, в крайнем случае, иракских боевиков.

Или тихо договориться с Тегераном об освобождении заложников и забыть об этом инциденте. Тогда, действительно, у хирурга получится отойти поесть, но спасать пациента будут без него, надолго потерявшего право оперировать больных.

Автор — собственный корреспондент ИД "Коммерсант" в Вашингтоне
Обсудить "Тегеранcкая пленница" на форуме
Версия для печати