КОММЕНТАРИИ
В обществе

В обществеДачный праздник

12 ИЮНЯ 2006 г. АЛЕКСЕЙ МАКАРКИН
demostudy.ru
12 июня – День России – так и не стал сколько-нибудь заметным праздником. Большинство россиян воспринимают его как дополнительный выходной, которому в этом году рады особенно, так как он пришелся на понедельник. Значит, можно еще на день продлить приятное пребывание на даче. И компенсировать обиду на то, что отменили выходной день 2 мая, когда самое время полевых работ на шестисоточных огородах. Кстати, это решение вызвало, пожалуй, среди российского населения куда большее и массовое неприятие, чем перенос ноябрьского выходного с 7 на 4 число – на дачные дела отмена главного коммунистического праздника не влияет никак.

Почему же главный праздник страны – а День России в значительной мере «скопирован» с американского Дня независимости — вызывает по большей части теплохладные или раздраженные реакции? С раздраженными все понятно. Люди, проигравшие от ельцинских реформ, лишившиеся жизненных перспектив и сбербанковских накоплений, впавшие в своеобразный ступор, из которого не в состоянии выйти уже десятилетие, не испытывают и не могут испытывать никаких теплых чувств к этому празднику. Но ко Дню России без энтузиазма относятся и многие из тех, кто не проиграл или даже существенно выиграл от российской реформации конца 80-х – начала 90-х годов. И этому есть объяснения.

Во-первых, сама странность события, с которым прямо связано празднование 12 июня – принятие Декларации о суверенитете России. Когда отцы-основатели США принимали свою Декларацию независимости 4 июля 1776 года, они имели в виду независимость от Великобритании. В Мексике празднуют День провозглашения независимости от Испании (16 сентября 1810 года), в Гане – День независимости от Великобритании (6 марта 1957 года), на островах Сан-Томе и Принсипи – День провозглашения независимости от Португалии (12 июля 1975 года) и т. д. Понятно, что в официальных названиях праздников бывшая метрополия не упоминается, но все граждане прекрасно понимают, что именно в этот день колониального губернатора официально сменил местный президент или другой начальник. Губернатор же собрал вещи и отъехал в свою страну, сопровождаемый либо проклятьями, либо вздохами облегчения – в зависимости от конкретной ситуации.

kremlin.ru

В России же очень трудно объяснить, от кого была достигнута независимость. От СССР? Но это та же Россия, только с территориями, присоединенными согласно Ништадтскому, Кючук-Кайнарджийскому, Ясскому, молотово-риббентроповскому и другим договорам и секретным протоколам. Да и президент страны, покинув Кремль, переехал не за море, а на Ленинградский проспект в фонд своего имени, оставшись российской общественной фигурой (что и подтверждается нынешней ролью нобелевского лауреата как миноритарного акционера «Новой газеты»). Независимость от тиранической империи? Но одним успешным людям она не особенно мешала – напротив, работающему во внешторге выпускнику МГИМО наличие железного занавеса придавало особую значимость – как же, он едет работать в капстрану, а его соседи – в лучшем случае на двухнедельный отдых в Болгарию. Сейчас эта эксклюзивность нарушена — даже низший средний класс может наскрести на десятиразрядный египетский отель или автобусный тур по Европе.

Другие же даже не вспоминают, что своим преуспеванием обязаны не только собственным усилиям, но и политикам-реформаторам, деятельность которых прямо связана с днем 12 июня. Создаются новые мифы о брежневской империи, в которой, мол, только несколько десятков диссидентов сидели по тюрьмам (что в нашей совсем не правозащитной стране большой бедой не признается), а так особых проблем для самовыражения и свободной жизни и не было. Людям вообще свойственно быстро привыкать к хорошему и воспринимать его как данность – практически забыты «бульдозерная выставка» и коллективные читки «Малой земли», проработки на собраниях и андроповский массовый отлов бедолаг, посещавших в рабочее время бани и парикмахерские. Поэтому понимание значимости прорыва России к демократии если не отсутствует вовсе, то, по крайней мере, существенно «смазано».

Есть и еще одна проблема – дискредитация практически всех знаковых фигур, связанных в общественном сознании с событиями начала 90-х годов, в том числе и с Декларацией о суверенитете. Представьте себе на минуту торжественное заседание, посвященное знаменательному дню, а в президиуме рядом мирно сидят Ельцин, Хасбулатов, Руцкой… Все они не только непопулярны, но еще и стали непримиримыми врагами, доведя дело до гражданской войны в центре Москвы. Отцы-основатели Гамильтон и Джефферсон хоть и спорили до хрипоты о путях развития Америки (они тоже были живыми людьми, а не идолами с банкнот в $10 и $2), но до пальбы у них дело не доходило. И когда Гамильтон все же стрелялся с вице-президентом Бэрром, то дело было сугубо приватное, дуэльное, касающееся только двух джентльменов. В России же частные конфликты часто перерастают в публичные побоища, в которых, в конечном счете, проигрывают даже победители.

архив ЕЖ
Поэтому неудивительно, что праздник 12 июня, как был сугубо «дачным днем», так и остался. Действительно сложный вопрос встанет перед нашими гражданами в том случае, если будет реализована одна из любимых идей депутата Митрофанова – перенести выходной с 12 июня на 12 апреля, отдавая дань гагаринскому полету. С одной стороны, в апреле на дачу уже ездить можно – не зима все же. С другой, вдруг случатся нередкие в нашем климате в это время года заморозки: в данном отношении 12 июня не в пример надежнее для дачных работ. Впрочем, пока митрофановскую инициативу превращать в закон никто не собирается, так что вопрос этот носит сугубо теоретический характер.

Автор — заместитель генерального директора Центра политических технологий
Обсудить "Дачный праздник" на форуме
Версия для печати