КОММЕНТАРИИ
Вокруг России

Вокруг РоссииПереводчик с персидского

16 ИЮНЯ 2006 г. АЛЕКСАНДР ГОЛЬЦ
kremlin.ru
Юбилейный саммит Шанхайской организации сотрудничества завершился практически триумфом отечественной дипломатии. Российскому президенту наконец удалось сыграть роль, которой он давно и последовательно домогался. А именно роль переводчика при иранском президенте Ахмадинежаде. Пока длится кризис, связанный с намерением Тегерана самостоятельно обогащать уран, Россия, единственная страна, сотрудничающая с Ираном в ядерной сфере, все время доказывала, что она способна склонить Ахмадинежада к компромиссу. И вот — свершилось. По завершении встречи с иранским коллегой Владимир Путин сообщил журналистам: «У меня очень позитивная оценка состоявшейся встречи с президентом Ирана. Я бы здесь отметил три, на мой взгляд, важных момента. Первый заключается в том, что иранская сторона положительно отреагировала на сделанные шестью странами предложения по выходу из кризиса. Второе: иранские партнеры готовы приступить к переговорам. И третье: в самое ближайшее время, надеюсь, иранская сторона сформулирует свою позицию по срокам начала этих переговоров».

Надо сказать, что ничего подобного в начале встречи Ахмадинежадом сказано не было. Иранский президент заявил лишь, что «наши позиции достаточно ясны и близки друг другу». После чего Путину пришлось долго объяснять позицию России, которая заключается в том, что Иран имеет право развивать свои ядерные программы, но «таким образом, чтобы полностью исключить какие бы то ни было озабоченности международного сообщества по проблеме нераспространения». Согласен ли президент Ирана с такой позицией, осталось неизвестным. Странно также и то, что при участии Ахмадинежада в той же встрече в Шанхае, озвучивать его позицию взялся Владимир Путин. Сам же иранец высказался почти сутки спустя, заявив, что предложения шестерки будут изучены и ответ на них будет дан в надлежащее время.

Похоже, Тегеран намерен и дальше тянуть волынку, которую при помощи России тянет последние год-полтора. Иран вполне может милостиво принять все экономические и политические преференции, которые ему обещают в качестве платы за отказ от обогащения урана. Но при этом заявить, что отказ от обогащения для него неприемлем. Тогда российский президент окажется в том же положении, в каком он уже был шесть лет назад, объявив на саммите «восьмерки», что КНДР готова отказаться от создания ракет. А Ким Чен Ир заявил, что пошутил.

В то же время следует признать, что Ахмадинежад многому научился у своего российского коллеги. Судя по тому, что он говорил в Шанхае, иранскому президенту пришлась по душе рожденная в Кремле идея превращения страны в энергетическую сверхдержаву. "Иран предлагает провести встречу министров энергетики стран-членов ШОС для обсуждения вопросов разведки, переработки и транспортировки энергоносителей, а также их совместной эксплуатации. Мы заявляем о готовности проведения такой конференции у себя в стране", — заявил президент Ирана в своем выступлении на саммите Шанхайской организации сотрудничества. А на встрече с Путиным предложил ему своего рода газовую Антанту: «Мы с вами можем тесно сотрудничать с точки зрения как определения цены на газ, так и основных потоков в интересах глобальной стабильности».

В общем, на наших глазах растет настоящая сверхдержава. Самобытная идеология (куда уж самобытней, вспомним хотя бы об обещании стереть Израиль с лица земли), огромные запасы нефти и газа. Осталось только бомбу сделать…
Обсудить "Переводчик с персидского" на форуме
Версия для печати