КОММЕНТАРИИ
В обществе

В обществеБольше «Вестей». Хороших и разных

30 ИЮНЯ 2006 г. ЕЛЕНА АФАНАСЬЕВА
vesti.ru/ej.ru
Мечта Олега Добродеева сбылась. В эту субботу особо рьяные потребители государственных новостей, героическими усилиями дозвонившись на командный пункт НТВ+ и выполнив все настроечные процедуры, смогут добавить к шести десяткам имеющихся в базовом пакете каналов еще один. Государственный. Информационный. «Вести-24».
Круглосуточный информационный канал, о котором так долго грезил гендиректор ВГТРК Олег Добродеев, начинает работать в первый день июля. В разгар лета, безвременья для телевизионщиков. Но как раз накануне саммита «большой восьмерки» в Петербурге.

Сколько человек увидят это начало и какой может быть максимальная аудитория «Вестей-24», создателей информканала, кажется, не сильно тревожит. Юный главный редактор канала, 26-летний вундеркинд от гостелевидения Дмитрий Медников, называет аудиторию канала «премиальной». На жаргоне рекламщиков это значит, что нехватку количества восполняют качеством, заманивая к экранам более платежеспособного и более влиятельного зрителя. Для такого зрителя рекламные понты другие: в рекламных паузах можно втюхивать не «Доширак» с «Тайдом», а «Феррари» и «Бентли». Плюс можно создавать иллюзию влиятельности не слишком мощного по количеству зрителей вещания, мол, сами понимаете, уровень у нас!.. Это вам не потребители «кривых зеркал», «кармелит» и «танцев со звездами». Круглосуточная информация потребна людям, принимающим решения, а значит, влияющим на все и вся.

Сделавшие свой уже четвертый канал (после собственно главного канала «Россия», «Культуры» и «Спорта») вэгэтээрковцы в последние дни горделиво комментируют случившееся, расставляя выгодные для них акценты: «На смену конкуренции программами пришла конкуренция каналами». Мол, накануне цифровой революции на коне окажется не тот, кто точнее и искуснее выстроит сетку вещания одного, пусть даже всеохватного, метрового канала, а тот, кто наплодит их как можно больше. Такая подача особенно выгодна ВГТРК в этом сезоне, когда ее главный канал «Россия» свой прошлогодний успех – ничью в рейтинговой дуэли с «Первым каналом» — повторить не сумел. Сравнявшись, а иногда и обгоняя основного конкурента по рейтингам почти весь прошлый год, в марте нынешнего «Россия» стала отставать в этом забеге. И тогда вполне логично на смену пиара одной сотой преимущества в годовых показателях пришел тезис «конкуренции каналами».

Что ж, в этом забеге пальму первенства еще задолго до старта можно отдать государственной медийной корпорации. У кого еще есть такие безграничные возможности для размножения почкованием. У кого еще есть как минимум 300 миллионов долларов ежегодных бюджетных вливаний плюс немалые деньги, заработанные на рекламе забитого «кривыми зеркалами» и длинным «мылом» государственного телеэфира. Топ-менеджеры ВГТРК уже четвертый год с гордостью сообщают, что «Россия» живет исключительно на заработанное, бюджетные средства не тратит, более того, делится кровными рекламными доходами с братьями меньшими — «Спортом» и «Культурой», а теперь еще и «Вестями-24».

Собственно, в благом деле существования за счет заработанного и в подкармливании некоммерческих проектов ничего плохого нет. Напротив, есть только хорошее. Однако сразу возникает несколько вопросов, на которых руководители корпорации предпочитают внимания не заострять, смещая акценты на более выгодные для них позиции.

Во-первых, бюджетные деньги не тратит собственно канал «Россия», то есть то, что в документах проходит под названием «Телеканал «Россия». А вся информационная империя в ВГТРК числится по иному ведомству – по ведомству «Вестей». Таким лукавым образом самая затратная – новостная — часть производства телеканала выведена за пределы бюджетного финансирования. Канал «Россия», неотъемлемой частью которого являются «Вести», новостные выпуски и прочие информационные программы транслирует, но деньги на них не тратит. И посему может горделиво не брать денег из бюджета. А об отсутствии бюджетного финансирования «Вестей» никто из руководства ВГТРК никогда не заявлял. Напротив, глава Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям Михаил Сеславинский не раз проговаривался, что бюджетные средства, выделяемые ВГТРК, тратятся на распространение сигнала «России» (а после недавнего совещания у президента, очевидно, будут тратиться и на распространение сигнала канала «Спорт») в городах с населением менее 200 тысяч человек и на информационную… службу. То есть на «Вести».

И теперь, когда в эфире появляется созданный без коммерческих кредитов круглосуточный информационный канал «Вести-24», его создатели даже не скрывают, что во многом он создается на базе больших «Вестей». На вестевской технике (для круглосуточного канала ее, по словам главного продюсера Игоря Шестакова, разве что чуток подкупили). Силами вестевских сотрудников, как московских, так и региональных и зарубежных (которым разве что доплачивают за совмещение). С вестевским информационным ресурсом, а именно, с преимуществами государственного телевидения по части привлечения главных государственных ньюсмейкеров.

Следовательно, бюджетные (то есть налогоплательщиков, наши с вами) средства косвенно наличествуют и у этого канала. Да только музыку, то есть информационную политику, мы с вами заказывать вряд ли сможем. Все, что можно было сказать о выстраивании информационной политики, Олег Добродеев уже сказал в недавнем интервью «Коммерсанту». Добавить нечего.

Круглосуточный информканал – давняя, еще со времен старого НТВ, мечта Добродеева. Будь его воля, он бы давно расположился на нынешней шестой кнопке – метровой частоте, уже несколько лет не совсем законно занимаемой каналом «Спорт». Но мечта мечтой, а высочайшее повеление – высочайшим повелением. «Спорт» был пожеланием, а скорее, даже приказом нашего вполне спортивного президента. И неизвестно еще, что тогда было определяющим: освободившаяся после развала ТВС метровая частота, на которой тогдашний министр печати Лесин завел мало кому видный в дециметровом эфире канал «Спорт», или именно необходимость частоты для «Спорта» и ускорила процесс уничтожения ТВС.

Но, так или иначе, лишней метровой частоты для нового информационного канала нет. Как нет в России образца 2006 года и лишних зрителей. Болельщиков в нынешней стране куда больше, чем тех, кого интересует общественно-политическая информация. А добиться побед на спортивных площадках проще и быстрее, чем побед в экономике, образовании, культуре – во всем том, чем должно заниматься информационное вещание.
Обсудить "Больше «Вестей». Хороших и разных" на форуме
Версия для печати