Красный день календаря
ООН вполне может предложить своим уставшим от борьбы со здравым смыслом членам принять резолюцию об учреждении «Недели конца политических иллюзий», которую мир должен отмечать с 26 июня по 1 июля. Инициаторами обсуждения этого документа могут стать Владимир Путин и Джордж Буш. Их политический прагматизм, или «гибкость», на этой неделе до невозможности укрепили мой характер.
Путин пытается убедить мир в том, что Россия все-таки является великой державой, а Буш — что война в Ираке не нанесла ущерба политическому имиджу США. И Путин, и Буш стараются, как могут, создать образ неколебимых борцов со злом и получить преимущество перед своими политическими и идеологическими противниками. Работа над образом заставляет обоих лидеров испробовать все средства, которые находятся в их политическом арсенале.
В начале недели президент Буш после консультаций с генералом Кейси, возглавляющим американский контингент в Ираке, решил вывести оттуда 7 тысяч солдат к сентябрю этого года. Позже, в среду, глава Белого дома в окружении теле- и фотокамер пробежался с оставшимся практически без ног солдатом, преодолевавшим свою часть пути на протезах. Ну и что, спросите вы? Они убили Аль Заркави, лидера Аль-Каеды в Ираке, и теперь возвращают часть солдат домой. А с солдатом Буш бежал для того, чтобы его и таких же, как он, поддержать.
Смерть Заркави, сколь бы важной она ни была, к выводу части войск имеет косвенное отношение. Реальной причиной решения Буша стало желание Белого дома перехватить инициативу у демократов, которые замучали администрацию требованиями огласить точную дату начала вывода войск из Ирака.
Причина этой схватки республиканцев и демократов все та же, о которой я, равно как и многие мои коллеги в США, напоминаю последние месяцы. А именно, выборы в Конгресс. Позволю себе повториться еще раз: если республиканская партия отдаст демократам большинство хотя бы в одной из двух палат парламента, то на политической жизни Белого дома можно будет поставить крест.
Собственно демократы, как маленькие дети, тут же обвинили администрацию Буша в воровстве их предвыборной идеи (похоже, единственной), обвиняя во всех грехах «мозг» президента США, его помощника Карла Роува.
Последний, как известно, ушел от обвинений в сливе секретной информации в прессу и успешно вернулся в политическую жизнь, заставив своих оппонентов вспомнить о том, что еще пару недель назад Джордж Буш ни в какую не хотел говорить о возможном выводе войск.
Все это с точки зрения политической борьбы с оппозицией выглядело бы довольно гадко, но терпимо, пока Джордж Буш не согласился пробежаться перед телекамерами с солдатом, потерявшим в Ираке большую часть обеих ног.
Если Джордж Буш хотел поддержать своего товарища, зачем он решил делать это в присутствии журналистов? Любому человеку и без этих леденящих душу кадров забега понятно, что Буш поддерживает солдат в Ираке. Он же начал эту войну и отказаться от нее не может.
Второй вопрос, будет ли глава Белого дома бегать с каждым раненым солдатом, и если да, то как долго? И, наконец, третий: почему мне каждый день не показывают по ТВ пробежки или прогулки на велосипеде президента США, а только тогда, когда он либо упал, либо бежал вместе с искалеченным солдатом?
Эта стоящая у меня перед глазами пробежка напомнила о посещении министром обороны России Сергеем Ивановым одного госпиталя, где лежали раненные в Чечне солдаты. Минобороны приготовило стандартные подарки всем, с кем встречался Иванов, и пригласило прессу «подсветить» это мероприятие. В результате потерявший обе кисти молодой парень получил от министра обороны России... радиоприемник.
Раз уж я перекинулся на Кремль, то давайте посмотрим, чем «отличился» на этой неделе Владимир Путин. Президент России и его МИД так и не смогли спасти четырех сотрудников диппредставительства РФ в Ираке.
Людей жалко, но, честно говоря, больших надежд на то, что их освободят, у меня не было. Просто потому, что террористы, как правило, заложников убивают. Я не хочу писать о том, что, если бы Путин сдержал свое слово, данное шесть лет назад, и прекратил войну в Чечне, люди остались бы живы. Вряд ли. У их убийц нашлась бы масса других поводов.
Дело в другом. В заботе о своем имидже жесткого лидера «великой» страны, который (вот уж не хотел вспоминать банальности) мочит в сортире, делает обрезание, призывает не жевать сопли и рассказывает о гендерных различиях отдельно взятых бабушки и дедушки.
Почти неделю назад Владимир Путин сообщил россиянам о том, что весь мусульманский мир помогает России освободить заложников. Таким образом, президент РФ дал понять всему миру, что Кремль не только активизирует свои давние и новые связи с различными исламскими режимами и организациями, но и просит их выступить посредниками на переговорах с террористами.
Мусульманский мир, объятия которому Россия так широко раскрыла в последнее время, судя по трагическому результату, свои руки держал за спиной. Тем самым ясно показав то место, куда он посылает Москву вместе, например, с Вашингтоном, Лондоном и Мадридом.
Но вместо того чтобы сблизиться с Западом, российская администрация заставляет МИД сделать заявление, в котором пусть косвенно, но обвиняет США в гибели своих людей. Как будто в Кремле не знают, что в Ираке идет война. Как будто за «стенкой» неизвестно о том, что в Багдаде и окрестностях крадут и убивают людей при любом удобном случае.
Наверное, в Москве думали, что, позиционируя Россию как товарища Ирана и Сирии, а также террористической группировки ХАМАС во главе с премьер-министром Палестинской автономии Исмаилом Хания, Кремль получает полную гарантию неприкосновенности своих граждан. Если так, то «Молодцы!».
Хотите пример, о котором мне рассказал один из друзей в Вашингтоне? Пожалуйста. Когда красные кхмеры во главе с Пол Потом и Йенг Сари входили в столицу Камбоджи (Кампучии), все сотрудники советского посольства стали паковать чемоданы. Дипломаты, чекисты, эсвэрушники. Все, вплоть до последнего атташе.
Остаться решили только сотрудники ГРУ. Им предлагали уехать со всеми, но они объяснили, что кхмеры-то красные и никаких проблем быть не должно. В результате разведчиков-дипломатов взяли в плен. Я опущу жуткие детали того, что с ними в плену делали, но в итоге им повезло. Через пару месяцев грушников отдали международным благотворительным организациям. Ничего вам эта ситуация не напоминает?..
Видимо, нынешнему Кремлю уроки прежнего руководства СССР только в тягость. Сурово насупив брови, Администрация президента РФ посоветовала Путину, а может быть, он и сам принял решение «найти и уничтожить» убийц российских граждан в Ираке.
Не мне разбираться в том, как это в реальности будет происходить. Пусть этим занимаются другие. Скажу только, что для проведения такой операции необходимо как минимум договориться с правительством Ирака и коалиционными войсками. После заявлений, обвиняющих эти войска в гибели граждан РФ, сделать это будет довольно сложно.
Вспомнается устранение Зелимхана Яндарбиева, осуществленное российскими спецслужбами в Омане. Двум разведчикам за убийство лидера чеченских боевиков грозила смертная казнь. Хочу вам заметить, что выручать их из Омана активно помогал, в том числе, бывший генпрокурор США Ричард Торнбург, используя свои связи с нынешней администрацией Белого дома.
И последнее. Тот же МИД РФ в прошлый вторник или среду заявил о своих усилиях по освобождению израильского капрала Гилада Шалита, захваченного палестинскими террористами. При этом вместе с США и европейскими странами призвав Израиль «вести себя прилично» при проведении масштабной военной операции в Газе. Да еще и осудив Иерусалим за нарушение воздушного пространства Сирии. Напомню, что два истребителя израильских ВВС пролетели над дворцом сирийского президента Башара Асада, где скрывается лидер ХАМАС Халид Машаль, который несет прямую ответственность за похищение Шалита и еще двух израильтян, один из которых уже убит.
Кремль решил снова использовать свои связи в Дамаске, Тегеране и с лидером ХАМАС в автономии Исмаилом Хания для того, чтобы предотвратить возможную потерю лица после заявлений о значительной роли России в урегулировании ближневосточного кризиса. Однако все те же добрые отношения со все теми же ближневосточными партнерами не помогли России спасти ее собственных граждан.
Израиль поступил правильно, не поверив в действенность помощи Кремля и не остановив военную операцию против террористов. Израиль поступил правильно, отправив самолеты в Сирию, чтобы сидящий там Машаль знал, что от возмездия ему не уйти.
Я был слишком вежлив, когда в начале заметки написал о прагматизме и политической «гибкости» Москвы и Вашингтона. На самом деле это цинизм, за которым стоят четкие политические интересы администраций Кремля и Белого Дома. И Путин, и Буш хотят и рыбку съесть, и на велосипеде покататься. За обильный рыбный стол, равно как и за прогулку на велосипедах, платить будем мы. Других желающих у них нет. С Красным днем календаря, господа.