КОММЕНТАРИИ
В регионах

В регионахТаинственный шейх

10 МАРТА 2005 г. ЛЕОНИД РУЗОВ
Memo.ru

После того, как 8 марта 2005 года в селе Толстой-Юрт был убит президент мятежной Ичкерии Аслан Масхадов, многие ожидали в рядах сепаратистов смятения, если не открытой борьбы за власть. Но уже следующим вечером, 9 марта, был назван преемник Масхадова - председатель Верховного шариатского суда Абдул-Халим Сайдулаев. Были приведены в действие Указ президента ЧРИ Масхадова и постановление Государственного комитета обороны - Маджлис-уль-Шура ЧРИ от июля-августа 2002 года. В этих документах загодя было написано, что "в случае гибели или пленения президента ЧРИ все его обязанности до проведения свободных выборов исполняет Председатель Верховного Шариатского Суда ЧРИ".

Кто же такой Абдул-Халим Сайдулаев?
О нём почти ничего не известно - и для условий подполья это не просто естественно, а является основным условием выживания. Это в "первую чеченскую" полевые командиры охотно позировали перед камерами - теперь же опасно любое фото- или видеоизображение.

Говорят, что этот молодой, лет тридцати пяти, человек имеет не только духовное, но и неплохое светское образование. На новостной ленте одного из информагентств сообщалось: "Ахмад Файруз шейх Абдул-Халим является выходцем из Саудовской Аравии, он занимался подготовкой террористов-смертников и был лидером ваххабитского подполья в Чечне". Официальный муфтий Чечни Ахмад-хаджи Шамаев назвал Сайдулаева "марионеткой в руках Басаева", добавив, что тот "совершенно не известен как в исламском мире, так и на Западе, и не является большим авторитетом среди духовных лидеров Чечни", "нигде не получал специального духовного образования". Муфтий напомнил, что боевикам для совершения терактов были необходимы так называемые фетвы - разрешение их шариатского суда, и ни одно убийство не могло произойти без одобрения Сайдулаева. Но то - муфтий, почти что политработник.

В Духовном управлении мусульман Чеченской Республики были куда сдержаннее: Абдул-Халим не является уроженцем или жителем Саудовской Аравии, поскольку родился и вырос в чеченском городе Аргун. Религиозное образование он получил сперва дома, потом учился в Средней Азии, и хорошо владеет арабским. Ещё в Управлении сообщили, что до начала военных действий Абдул-Халим примыкал к радикальным исламистам, был близок к тогдашнему председателю Верховного шариатского суда Шамсудину Батукаеву, благосклонно относившемуся к ваххабитам и фактически поддерживавшему радикальную оппозицию Масхадову. А вообще-то "до начала военных действий он не являлся заметной фигурой в Ичкерии, и о нем ничего не было слышно за все годы проведения контртеррористической операции в Чеченской республике".

Ну, не совсем так - что-то порою слышно было.
Все эти годы возглавляемый Сайдулаевым шариатский суд действовал в подполье, и сказать что-либо определённое о его деятельности трудно - ведь важно установить подлинность того или иного документа, а как? Но вот, например, одна история с этим самым шариатским судом.
В конце августа 2001-го в Интернете появился текст "приговора":
"Приведение к покаянию вероотступников и вероотступниц.
Решение Верховного Шариатского Суда и общего командования ВВМШМ [Высшей Военной Миджлис-уль-Шуры моджахедов - Л. Р.] относительно Мурадова Мусы и работников газеты "Грозненский рабочий", сотрудничающих с оккупационными властями.
Хвала Аллаху, Господу Миров и милость Аллаха над Его Посланником, а затем: В случае отказа он приговаривается к смертной казни.
Мурадов Муса и его пособники - сотрудники газеты "Грозненский рабочий" Кушалиев Абуезид, Муцураев Алхазур, Турпалов Лема совершили несколько действий, выводящих их из лона Ислама:
1. Содействие и поддержка неверующих против мусульман.
Всевышний сказал: "О вы, которые уверовали! Не берите иудеев и христиан друзьями себе: они друзья одни другим. А если кто из вас берет их себе в друзья, тот и сам из них. Поистине Аллах не ведет людей неправедных!" (Сура "Трапеза").
2. Признание ими суда христиан над собой и противодействие суду Шариата.
Всевышний сказал: "А кто не судит по тому, что низвел Аллах, то это - неверные" (Сура "Трапеза").
3. Разрешение ими того, что запретил Аллах, как кровь и имущество мусульман и правление над ними...
Основываясь на вышеизлагаемых пунктах обвинения Верховный Шариатский Суд постановляет:
1. Мурадов Муса, Кушалиев Абуезид, Муцураев Алхазур, Турпалов Лема сотрудничающие с оккупационными властями и получающие денежные подачки от заклятого врага Ислама и Шариата иудея Сороса - вероотступники. Все они призывают к покаянию, в противном случае приводится к исполнению смертной казни.
2. Те, кто задействован в пророссийских СМИ будут уничтожены в случае отказа от покаяния и мужчины и женщины.
3. Те, кто сотрудничает с оккупационными властями для получения пропитания или для обеспечения собственной безопасности должны покинуть места своей работы. Иначе они могут быть уничтожены, т.к. они смешались с неверными и вероотступниками.
На амиров и судей районов возлагается приведение в исполнение решений Шариатского Суда в соответствии со словами Всевышнего и Его Посланника. Каждый мусульманин обязан помогать моджахедам в поиске и опознании вероотступников и вероотступниц. А также необходимо отдаляться от них, чтобы не коснулось вас наказание во время исполнения приговора."
После поднятого в прессе шума, после обращений к Масхадову, в редакцию "Новой газеты" пришел ответ от имени главного редактора "Кавказ-центра" Юсуфа Ибрагима:
"В Высшем Шариатском суде при Маджлисуль Шура моджахедов (Верховный кадий - Абу Умар, его заместитель - Абдулалим Абу Дуджана) нам сообщили, что никакого дела в отношении журналиста Мусы Мурадова не рассматривалось и даже никем не вносилось на рассмотрение в Верховный Шариатский суд Чеченской Республики Ичкерия. Верховный кадий Абу Умар выразил надежду, что Мусу Мурадова российские спецслужбы все-таки не решатся тронуть".
Маса Мурадов до сих пор жив и здравствует. Подлинность обоих текстов - как приговора, так и письма - трудно как подтвердить, так и опровергнуть. И то, и другое - "записки из подполья", написать их мог кто угодно.
В случае подлинности - приговора ли, опровержения ли, - непонятно участие в нём Абдул-Халима Сайдулаева, хотя он подозрительно похож на "заместителя верховного кадия Абдулалима Абу Дуджана".
Абдул-Халиму Сайдулаеву вроде бы подчинялись отряды, действовавшие в районе села Старые Атаги, и его фамилия упоминалась в связи с похищением представителя международной организации "Врачи без границ" Кеннета Глака. Тот был захвачен в Старых Атагах 9 января 2001 года, а 3 февраля того же года отпущен похитителями без предъявления каких-либо требований. Потом ответственность за это взял на себя Шамиль Басаев: "мои, де, ребята, я разобрался и приказал освободить, а впредь иностранцев не трогать". Но Басаев - одна из немногих публичных с довоенного ещё времени фигур, и чьи слова он тогда озвучивал перед видеокамерой - свои, или же председателя Шариатского суда Сайдулаева?
О том, что Сайдулаев причастен к похищению Глака, известно, в частности, из приговора, вынесенного 4 июля 2003 года в Ростове двоим исполнителям Магомед-Хуссейну Гакаеву и Аюбу Катаеву. По версии следствия, они состояли в отряде, командир которого, Абубакар Джумаев, "подчинялся напрямую первому заместителю Аслана Масхадова Абдул-Халиму Сайдулаеву", от которого в начале января 2001 года якобы и было получено задание: захватить в заложники кого-нибудь из иностранцев с целью обмена на других пленных боевиков (конкретно - на бывшего командира этого отряда Анзора Мукаева, задержанного в апреле 2000 года в Шали).
А вот ещё более интригующая подробность: оказывается, Абдул-Халим Сайдулаев был якобы задержан в Чечне в октябре 2002 года, и ему следствием были вменены тяжкие преступления: организация похищения Кенни Глака в январе и убийства замглавы администрации Старых Атагов Руслана Джумаева в октябре 2001 года. Задержанный якобы признался ещё и в убийстве сына участкового милиционера, его брата и еще атагинца, а также в том, что 1 марта 2000 года прорывался из окружения в составе отрядов Хаттаба сквозь боевые порядки шестой роты псковских десантников, полностью тогда уничтоженной... Об этом Региональный оперативный штаб сообщал 23 октября, добавляя, что "проводятся мероприятия по установлению причастности задержанного к другим ранее совершенным преступлениям".
Если это был тот самый Абдул-Халим, то почему теперь он на свободе? Если нет, то кого же они тогда допрашивали? Или не было вообще никакого задержания? Вот Мовсар Бараев, террористы которого как раз в тот день, 23 октября 2002-го, захватили театральный центр на Дубровке, к тому моменту не единожды числился покойником - о его уничтожении федеральное командование рапортовало аж три раза. И что это было - и с Бараевым, и с Сайдулаевым? Ошибка на ошибке? Обыкновенные приписки, желание задурить начальство? Или работа, задуривание мозгов зрителям, слушателям, читателям? Или же хитрая спецпропаганда, дискредитация полевого командира перед соратниками? Подполье даёт массу возможностей для всего вместе и сразу.
Это стоит иметь в виду, оценивая и достоверность выводов, сделанных судом в Ростове, и аутентичность размещённых в Интернете приговоров суда шариатского.

Если его отряд действовал в районе Старых Атагов, то можно сказать, какая реальность окружала Сайдулаева. Как раз там зачистки были наиболее жестокими (о событиях в этом селе "Мемориалом" выпущена книга "Контртеррористическая операция"). Однако непонятно, каким отрядом он командовал - тогда в Старых Атагах параллельно действовало и "ваххабитское", и "масхадовское" подполье, отношения между которыми до 2002 года было весьма напряжённым.

Указ о преемственности был подписан Масхадовым летом 2002 года, в краткий период замирения между этими двумя противостоявшими федеральному центру силами - сепаратистской и экстремистской. В начале второй войны население республики ненавидело "ваххабистов" едва ли не пуще "федералов" - вторые пришли с войной, но первые привели войну своим вторжением в Дагестан. Однако за три года, после многократных "жестких зачисток", отношения эти изменились. "Масхадовцы" не могли не ожесточиться. "Ваххабисты", видя страдания соплеменников, не могли отчасти не утратить космополитический - в смысле победы "истинного ислама" во всём мире - порыв. Наконец, радикализовывалось и само население Чечни - люди сами, снизу подталкивали соперничающие группировки к объединению. Такое объединение оформилось где-то в июне 2002-го - тогда и появился этот гибрид, "Государственный комитет обороны - Маджлис-уль-Шура", Масхадов и Басаев. Тогда и были подписаны указ и постановление о правопреемстве.

Но уже осенью 2002-го, после трагедии на Дубровке, Масхадов резко отмежевался от террора. А в отношении Басаева, который взял на себя ответственность за теракт, принимается Постановление ГКО-Меджлисуль-Шура от 5 ноября 2002 г. Отрицая свою причастность, считая "неприемлемым любое посягательство на жизнь и естественные неотчуждаемые права мирных людей для достижения военно-политических целей", ГКО постановил: 1. Осудить действия связанные с захватом заложников в г. Москве независимо от их целей и состава участников. 2. По факту заявления руководителя военного комитета ГКО-МШ Ш. Басаева о своей причастности к происшествию 23-26 октября в г. Москве поручить Генеральной прокуратуре и Верховному шариатскому суду ЧРИ провести расследование с последующим решением в соответствии с законодательством ЧРИ. 3. Президенту ЧРИ, Председателю ГКО-МШ А. Масхадову принять решение об отстранении Ш. Басаева от всех занимаемых должностей до принятия решения Верховным шариатским судом ЧРИ." Меж тем, возглавляемый Сайдулаевым шариатский суд Басаева до сих пор не осудил…

Какую линию будет вести преемник Масхадова?
Ахмет Закаев в эфире "Эха Москвы" говорил о преемственности курса: "конкурировать с авторитетом Масхадова сегодня практически невозможно, но в нашем случае речь идет только о человеке, который может и готов взять на себя ответственность и продолжить борьбу за мир в Чечне".
О том же сказал агентству Ассошиэйтед пресс сын Аслана Масхадова Анзор: "Год назад мой отец сказал, что если его убьют, новый президент будет человеком, напоминающим его - это будет сдержанный и терпеливый человек, и он продолжит наш курс".
Версия для печати