Москва строит имамат в Чечне
На следующий день после гибели Аслана Масхадова новым лидером Ичкерии стал имам Аргунского джамаата Абдул-Халим Сайдуллаев, который открыто поддерживает теракты и убийства как метод ведения джихада.
Масхадов был светским президентом национальной республики. Абдул-Халим вполне способен сыграть ту же историческую роль, которую праведник Магомед Ярагский сыграл в становлении имамов Дагестана и Чечни в ХIX в.
Само существование Масхадова было последним препятствием для превращения войны за независимость Чечни в ваххабитскую революцию на Северном Кавказе. Москва уничтожила это препятствие.
Российская империя ассимилировала множество народов. Москва - это финно-угорское слово, но под Москвой нет финнов, как в Сибири нет потомков хана Кучума.
Есть единственная культура, которую Российская империя не смогла уничтожить. Это Кавказ. Россия покорила Кавказ, только когда признала его право жить с империей в симбиозе. Когда сын имама Шамиля стал царским генералом, а дикая дивизия стала охранять царских детей.
Кавказ - это другая культура.
На Кавказе мельчайшей единицей человечества остается не индивид, а его род. И если сестра живет с мужчиной без брака, брат должен убить сестру. Не потому, что ему не нравится ее любовник. А потому, что у него тоже есть дети, и когда его дочку настанет пора выдавать замуж, люди скажут: «У этой девочки тетка была распутная. Не надо ее замуж брать».
На Кавказе, если у человека убили родственника, человек идет не в суд, а берет оружие. Но и убивает он не обязательно обидчика. Он убивает другого члена рода.
На Кавказе личная доблесть - главное для мужчины. Почему чеченцы так легко в 90-х брали верх над русскими коммерсантами? Их приемы были построены на обостренном чувстве чести у кавказца и заниженном - у русского.
Сидят чеченец и русский коммерсант, чеченец говорит русскому: «Подай мне телефон». Русский подает. Второй раз просят «подай телефон». Он снова подает. Русскому невдомек, что третий раз ему скажут: «Подай мне носки. И постой за дверью, пока мы делим твой бизнес».
Лезгина или аварца так построить нельзя. На просьбу чеченца подать телефон лезгин ответит: «Сам возьми». Любой другой уроженец Кавказа хорошо знает, чем кончается просьба «подай телефон».
Я не хочу сказать, что этим правилам следует любой уроженец Кавказа. Программа поведения нации - это не то, чему следуют все. Это то, что считается правильным. У американцев правильно быть миллиардером, но не каждый американец - миллиардер.
Культуры не бывают хорошими или плохими, как не бывают хорошими или плохими языки. В конце концов, культура - это и есть метаязык, на котором предки говорят с потомками. Однако любая культура приспособлена для выполнения тех или иных задач. И культура Кавказа, например, мало приспособлена к постиндустриальному обществу. Человек, выше всего ставящий личную доблесть, будет плохим игроком на Нью-Йоркской фондовой бирже.
Но есть ситуация, под которую создавалась данная культура. Это ситуация отсутствия государства. А сейчас в России нет государства.
Как новые, так и старые формы самоорганизации кавказского общества - будь то старые тейпы или ваххабитские джамааты - возникают не из-за войны в соседней Чечне. Они возникают как ответ на полный, тотальный распад государства при Путине.
В Карачаево-Черкесии семья президента Батдыева убила семерых мужчин из не последних в республике родов. Ко дворцу президента пришли женщины (заметим - не мужчины). И попросили отдать тела и назвать убийц.
Сняв президента Батдыева, Кремль бы продемонстрировал, что способен решать проблемы. Кремль президента не снял. И как следствие, никто больше к Кремлю обращаться за правосудием не станет. Правосудие станут осуществлять с помощью альтернативных форм общественной организации.
Именно такие случаи, как в Карачаево-Черкесии, и объясняют, почему Россия, которая в первую чеченскую войну сражалась в Чечне с полевыми командирами, теперь сражается по всему Северному Кавказу с ваххабитскими джамаатами.
Это не реакция Кавказа на войну в Чечне.
Это реакция Кавказа на распад государства при Путине.
Как я уже писала, полевые командиры - это форма организации армии. Джамааты - это форма организации жизни. Полевые командиры не могут, к примеру, собраться и выбрать президента Чечни Джамааты могут собраться и выбрать имама.
Это будет логическая форма создания ваххабитского имамата на территории большей, чем та, которой когда-то повелевали имамы Кази-Мулла, Гамзат-бек и Шамиль. Избранные общинами верующих в противовес коррумпированной и прорусской власти шамхалов и ханов.
Разумеется, множество мусульман будет сражаться против ваххабитского имамата отчаянней и отважней, чем русский спецназ. Ваххабитов на Северном Кавказе ненавидят очень многие. И отнюдь не всегда это официальная власть, которая пользуется угрозой ваххабизма, чтобы решать свои грязные проблемы (вплоть до заказных убийств), пугать Москву и записывать в ваххабиты своих кровников.
Однако на стороне экстремистов будет существенное моральное преимущество. Официальная власть на Северном Кавказе находится за пределами коррупции, пределами трусости, пределами предательства собственного народа. Это система правления, при которой любую должность продают за деньги, при этом зачастую освобождение должности от того, кто ее занимает, остается заботой нового соискателя и осуществляется с помощью гранатомета или СВД.
Должность будущего имама купить невозможно. Невозможно будет подтасовать результаты выборов, устроить «карусель» и снять неугодного кандидата с пробега решением народного суда. Качества нового имама будут не те, по которым выбирает руководителя Кремль (беспринципность, трусость и продажность), а те, которые являются эталоном для культуры Северного Кавказа.
Имамат, который может реально возникнуть из-за бессилия Кремля, будет новой геополитической реальностью, перед которой Афганистан под властью талибов просто отдыхает. Очередная ошибка Кремля - ликвидация Аслана Масхадова - приблизла эту реальность.
Масхадов был светским президентом национальной республики. Абдул-Халим вполне способен сыграть ту же историческую роль, которую праведник Магомед Ярагский сыграл в становлении имамов Дагестана и Чечни в ХIX в.
Само существование Масхадова было последним препятствием для превращения войны за независимость Чечни в ваххабитскую революцию на Северном Кавказе. Москва уничтожила это препятствие.
Российская империя ассимилировала множество народов. Москва - это финно-угорское слово, но под Москвой нет финнов, как в Сибири нет потомков хана Кучума.
Есть единственная культура, которую Российская империя не смогла уничтожить. Это Кавказ. Россия покорила Кавказ, только когда признала его право жить с империей в симбиозе. Когда сын имама Шамиля стал царским генералом, а дикая дивизия стала охранять царских детей.
Кавказ - это другая культура.
На Кавказе мельчайшей единицей человечества остается не индивид, а его род. И если сестра живет с мужчиной без брака, брат должен убить сестру. Не потому, что ему не нравится ее любовник. А потому, что у него тоже есть дети, и когда его дочку настанет пора выдавать замуж, люди скажут: «У этой девочки тетка была распутная. Не надо ее замуж брать».
На Кавказе, если у человека убили родственника, человек идет не в суд, а берет оружие. Но и убивает он не обязательно обидчика. Он убивает другого члена рода.
На Кавказе личная доблесть - главное для мужчины. Почему чеченцы так легко в 90-х брали верх над русскими коммерсантами? Их приемы были построены на обостренном чувстве чести у кавказца и заниженном - у русского.
Сидят чеченец и русский коммерсант, чеченец говорит русскому: «Подай мне телефон». Русский подает. Второй раз просят «подай телефон». Он снова подает. Русскому невдомек, что третий раз ему скажут: «Подай мне носки. И постой за дверью, пока мы делим твой бизнес».
Лезгина или аварца так построить нельзя. На просьбу чеченца подать телефон лезгин ответит: «Сам возьми». Любой другой уроженец Кавказа хорошо знает, чем кончается просьба «подай телефон».
Я не хочу сказать, что этим правилам следует любой уроженец Кавказа. Программа поведения нации - это не то, чему следуют все. Это то, что считается правильным. У американцев правильно быть миллиардером, но не каждый американец - миллиардер.
Культуры не бывают хорошими или плохими, как не бывают хорошими или плохими языки. В конце концов, культура - это и есть метаязык, на котором предки говорят с потомками. Однако любая культура приспособлена для выполнения тех или иных задач. И культура Кавказа, например, мало приспособлена к постиндустриальному обществу. Человек, выше всего ставящий личную доблесть, будет плохим игроком на Нью-Йоркской фондовой бирже.
Но есть ситуация, под которую создавалась данная культура. Это ситуация отсутствия государства. А сейчас в России нет государства.
Как новые, так и старые формы самоорганизации кавказского общества - будь то старые тейпы или ваххабитские джамааты - возникают не из-за войны в соседней Чечне. Они возникают как ответ на полный, тотальный распад государства при Путине.
В Карачаево-Черкесии семья президента Батдыева убила семерых мужчин из не последних в республике родов. Ко дворцу президента пришли женщины (заметим - не мужчины). И попросили отдать тела и назвать убийц.
Сняв президента Батдыева, Кремль бы продемонстрировал, что способен решать проблемы. Кремль президента не снял. И как следствие, никто больше к Кремлю обращаться за правосудием не станет. Правосудие станут осуществлять с помощью альтернативных форм общественной организации.
Именно такие случаи, как в Карачаево-Черкесии, и объясняют, почему Россия, которая в первую чеченскую войну сражалась в Чечне с полевыми командирами, теперь сражается по всему Северному Кавказу с ваххабитскими джамаатами.
Это не реакция Кавказа на войну в Чечне.
Это реакция Кавказа на распад государства при Путине.
Как я уже писала, полевые командиры - это форма организации армии. Джамааты - это форма организации жизни. Полевые командиры не могут, к примеру, собраться и выбрать президента Чечни Джамааты могут собраться и выбрать имама.
Это будет логическая форма создания ваххабитского имамата на территории большей, чем та, которой когда-то повелевали имамы Кази-Мулла, Гамзат-бек и Шамиль. Избранные общинами верующих в противовес коррумпированной и прорусской власти шамхалов и ханов.
Разумеется, множество мусульман будет сражаться против ваххабитского имамата отчаянней и отважней, чем русский спецназ. Ваххабитов на Северном Кавказе ненавидят очень многие. И отнюдь не всегда это официальная власть, которая пользуется угрозой ваххабизма, чтобы решать свои грязные проблемы (вплоть до заказных убийств), пугать Москву и записывать в ваххабиты своих кровников.
Однако на стороне экстремистов будет существенное моральное преимущество. Официальная власть на Северном Кавказе находится за пределами коррупции, пределами трусости, пределами предательства собственного народа. Это система правления, при которой любую должность продают за деньги, при этом зачастую освобождение должности от того, кто ее занимает, остается заботой нового соискателя и осуществляется с помощью гранатомета или СВД.
Должность будущего имама купить невозможно. Невозможно будет подтасовать результаты выборов, устроить «карусель» и снять неугодного кандидата с пробега решением народного суда. Качества нового имама будут не те, по которым выбирает руководителя Кремль (беспринципность, трусость и продажность), а те, которые являются эталоном для культуры Северного Кавказа.
Имамат, который может реально возникнуть из-за бессилия Кремля, будет новой геополитической реальностью, перед которой Афганистан под властью талибов просто отдыхает. Очередная ошибка Кремля - ликвидация Аслана Масхадова - приблизла эту реальность.