КОММЕНТАРИИ
В обществе

В обществеАнглийский опыт

fh[bd NEWSru.com
На прошедшем саммите имел место один дивный и, мне кажется, недооцененный в методическом плане диалог между Тони Блэром и Владимиром Путиным: в ответ на осторожные замечания английского премьера насчет состояния демократии в России Путин тут же припомнил Блэру свежий коррупционный скандал в Лондоне…

Ничего нового в таком повороте диалога, разумеется, нет – в славные семидесятые, откуда родом менталитет Владимира Владимировича, на аналогичную критику состояния дел с правами человека в СССР мы отвечали: «а у вас негров линчуют»…
Тем и пробавлялись.

Негров, действительно, линчевали (правда, при Брежневе уже совсем редко). И пока кукрыниксы изводили нашу тайгу на миллионные тиражи карикатур про ку-клус-клан, Америка с ку-клус-кланом справилась окончательно, сама и навсегда. Сделала она это с помощью демократических механизмов, как-то: свобода прессы, разветвленные общественные институты, политическая конкуренция, разделение властей, независимый суд. А мы, с небольшим перерывом на времена Горбачева-Ельцина, вернулись к асфальтовому катку политического единодушия и, разумеется, политическим заключенным (одно без другого не живет).

Вообще (возвращаясь к диалогу Блэр — Путин), ответ по принципу «сам дурак» кажется беспроигрышным только на первый взгляд, но второго взгляда на него ни во время саммита, ни потом так никто, кажется, и не бросил. Не до того было. Хезболла, Израиль, Ливан…
И все-таки.

«Нам будет интересно услышать ваш опыт (борьбы с коррупцией – В.Ш.), в том числе и применительно к лорду Леви», — съязвил наш ироничный гарант. Блэр не ответил — может быть, ему было просто неловко прилюдно объяснять коллеге азбучные истины. Но все-таки сделать это надо – если не для главы российского государства, то для его граждан. (Лучше бы, конечно, сделать это по Первому каналу и ВГТРК, но – всему свое время. А пока – здесь, в "ЕЖ"…)

Итак.
Английский опыт борьбы с коррупцией состоит в том, что советник премьера, продававший должности в аналоге нашего Совета Федерации, в отличие от Суркова, арестован — и ни Блэр, ни кто-либо еще в тамошней администрации не может ни предотвратить этот арест, ни как бы то ни было повлиять на следствие и судопроизводство.

Английский опыт состоит в том, что подробности этого дела стали предметом открытого общественного обсуждения, и ни Блэр, ни кто-либо еще не может предотвратить публикаций по этому поводу и прямых эфиров с участием представителей оппозиции.

Английский опыт состоит в том, что существование этой оппозиции и перспектива равных и честных выборов заставит правящую партию усилить борьбу с коррупцией в своих рядах. Заставит извиняться за лорда Леви перед публикой, убеждать ее в случайности этого эпизода и демонстрировать свои чистые руки, потому что публика — это завтрашние избиратели, а Вешнякова-то нет!

Короче.
Английский опыт (уже многовековой) убеждает: чисто не там, где не сорят (оставим этот бред советскому пионерлагерю), а там, где часто и тщательно убирают, повышая стандарты гигиены.
Механизмы этой уборки известны уже несколько веков (см. выше). Их совокупность и называется — «демократия». Просто – демократия, без идиотских прилагательных.

А мы все ухмыляемся, и просим нас не учить, и чуть что учим сами, и сидим по пояс в дерьме, и продолжаем погружаться в эту субстанцию под руководством тех, по сравнению с которыми несчастный, пойманный за руку английский лорд-коррупционер – мать Тереза.
Обсудить "Английский опыт" на форуме
Версия для печати