ПАРАД ПРЕЕМНИКОВ: Александр Коновалов - полпред-теолог
Когда в нынешнем году Владимир Путин в Шанхае неожиданно заявил о том, что его преемником может быть человек не слишком известный, не принадлежащий к шорт-листу из дух видных кандидатов, сразу же началась любимая журналистами и экспертами игра – кто он, это «м-р Х»? И почти сразу же в СМИ появилась информация, что речь идет о Коновалове Александре Владимировиче, 1968 года рождения, кандидате юридических наук, полпреде президента в Приволжском федеральном округе.
Коновалов – полпред нового призыва, когда штатские политики начали сменять на высоких постах людей в погонах. Но если для Клебанова и, с некоторыми оговорками, для Козака полпредства стали понижением (с федерального уровня на региональный), то для Коновалова новое назначение, безусловно, стало повышением.
Нынешний приволжский полпред закончил юрфак Санкт-Петербургского университета в 1992 году – позже, чем другие «питерские юристы» из путинской команды. Дмитрий Медведев к тому времени уже закончил аспирантуру и преподавал на кафедре гражданского права. Несмотря на долгие годы работы в питерской прокуратуре, Коновалов также специализируется на проблемах цивилистики, защитил диссертацию по теме «Владение и владельческая защита в гражданском праве» (хотя прокуроров обычно тянет на криминалистику). Связи с alma mater не прерывал, читая лекции не только по цивилистике, но и по римскому праву, которое считается предметом для энтузиастов, склонных к оттачиванию логического мышления.
Несмотря на научные интересы, карьеру в прокуратуре Коновалов делал быстро: за десяток лет прошел путь от помощника районного до заместителя городского прокурора. Его непосредственным начальником был Николай Виниченко, учившийся в университете на одном курсе с Медведевым. В феврале 2005 года Коновалов впервые расстался с Петербургом – был назначен прокурором Башкирии. Тогда говорили, что он должен быть «оком государевым» в вотчине изрядно ослабевшего за последние годы Муртазы Рахимова. Но на этом посту он провел меньше года, сменив в ноябре Сергея Кириенко на посту полпреда. А после отставки Владимира Устинова Коновалова стали прочить на высокие прокурорские должности – первого заместителя генпрокурора или даже «генерального». Впрочем, эти кадровые сценарии так и остались на бумаге.
В своем полпредстве Коновалов известен как человек, проявляющий большой интерес к религиозной жизни. И если при его предшественнике местные эксперты разрабатывали амбициозный проект «русского ислама», то нынешний государев представитель позиционирует себя как практикующий православный. Это первый чиновник такого уровня, получивший без отрыва от основной работы теологическое образование – в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете, вузе, аффилированном с РПЦ, который, впрочем, в отличие от духовных академий имеет светский статус.
Коновалов не только стал сопредседателем Фонда преподобного Серафима Саровского, но и инициировал создание рабочей группы по взаимодействию с Русской православной церковью с участием шести архиереев (один из них, саратовский владыка Лонгин (Корчагин), включен в состав Общественной палаты РФ) и ряда политических и общественных деятелей. Среди задач рабочей группы: «принятие мер к сохранению и приумножению традиций духовности населения округа»; «содействие эффективному проведению духовно-просветительской работы в целях воспитания у молодежи духа патриотизма»; «организация постоянного взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления, коммерческих и некоммерческих организаций, политических партий, средств массовой информации, светских научных и образовательных учреждений с религиозными объединениями в целях консолидации общества вокруг базовых духовно-нравственных ценностей» и др.
Неудивительно, что Коновалов выступает за самое активное сотрудничество церкви и государства. В одном из своих интервью он высказал пожелание, чтобы вокруг восстановленных храмов вырастала социальная инфраструктура – «православная гимназия, православная библиотека, православная клиника, богадельня, какой-то приют, детский семейный дом». И обещает организационное содействие государства, а, «по возможности», и выделение бюджетных средств на эти благие дела. Впрочем, проблема состоит в том, что далеко не каждый отец-настоятель готов к таким хлопотам – куда удобнее заниматься тихим требоисполнительством.
Если с православными отношения полпреда выглядят идиллическими, то с мусульманами идиллии не видно – наоборот, некоторые жалуются, что Коновалов уделяет исламу недостаточно внимания. Апогеем напряженности в отношениях между полпредом и исламскими лидерами Нижегородской области стал специальный «Манифест», изданный местным духовным управлением мусульман ко Дню независимости России. В документе с горечью говорилось о том, что «12 июня — в столице Приволжского Федерального округа Нижнем Новгороде впервые со времени учреждения Дня независимости России на этот праздник не были приглашены представители мусульманской уммы города». В ответ заместитель полпреда Владимир Зорин сообщил, что официальные приглашения не рассылались никому и никаких VIP-зон, мест, трибун на празднике не было. Похоже, впрочем, мусульман покоробил тот факт, что на празднике, наряду с полпредом, губернатором и мэром, выступил и правящий архиерей. А муфтия местное начальство проигнорировало.
Означает ли все это, что в ближайшем будущем мы можем получить президента, не просто демонстрирующего свои симпатии к православию, но и имеющего солидные теологические знания? Пожалуй, все-таки нет: Коновалов слишком малоизвестен и не имеет значительного руководящего опыта. А ведь будущему президенту, как бы ни были ограничены его реальные полномочия по сравнению с путинскими, надо будет принимать множество самостоятельных решений по вопросам внутренней и внешней политики – не станет же он по каждому поводу ходить за разрешением к своему предшественнику. Другое дело, что сам факт слухов о «преемнике Коновалове» свидетельствует о том, что карьера приволжского полпреда в обозримом будущем может выйти на новый виток.
Автор — заместитель генерального директора Центра политических технологий