ПАРАД ПРЕЕМНИКОВ. Сергей Собянин: регионал в Кремле
Когда Сергей Собянин в прошлом году был назначен руководителем Администрации президента, эксперты комментировали это кадровое решение по-разному. Одни концентрировали внимание на том, что руководящий пост в Москве занял губернатор нефтяного региона, что может свидетельствовать о росте внимания государства к компаниям ТЭКа. Другие полагали, что основной причиной назначения Собянина стало стремление Кремля консолидировать региональную элиту накануне выборов 2008 года и мобилизовать ее на поддержку преемника действующего президента. Третьи считали, что целью президента было назначение человека, который «равноудален» от основных кремлевских групп влияния. При этом нетрудно заметить, что все эти версии не противоречат друг другу, а вполне могут быть взаимодополняющими.
Существует и четвертая версия, самая эффектная – Владимир Путин в подборе преемника решил выйти за пределы традиционного «питерского» кадрового расклада, потому и приблизил к себе человека из значимого региона. Впрочем, руководитель АП по определению – фигура непубличная, сугубо аппаратная (во всяком случае, после 1997 года, когда этот пост покинул Анатолий Чубайс). Неслучайно Дмитрий Медведев, перейдя в публично-политическую сферу, расстался с этой, безусловно, привлекательной должностью, обеспечивающей постоянный контакт с президентом. И за те месяцы, что Собянин провел в Москве, он не сделал каких-либо попыток изменить это положение, хотя его аппаратный вес постепенно увеличивается (вспомним, как Путин в беседе с журналистами «знаково» отметил роль главы АП в подготовке окончательного варианта президентского послания).
Поведение Сергея Собянина не вызывает удивления, так как по своему типажу он «человек компромисса», да еще, заметим, с немалым опытом аппаратной работы. В отличие от других персон неформального списка кандидатов в преемники (Медведев, Сергей Иванов, Якунин, etc) он успел поработать в партийных органах, был мэром северного города Когалыма, первым заместителем губернатора Ханты-Мансийского округа, председателем окружной думы. В 1996 году он стал членом Совета Федерации, в котором (как один из немногих юристов в этом органе) возглавлял комитет по конституционному законодательству и судебно-правовым вопросам.
В 2000 году Собянин стал первым заместителем полпреда президента в Уральском федеральном округе (впервые оказавшись в президентской номенклатуре), но ненадолго. К тому времени отношения между администрациями Севера (двух автономных округов) и Юга области осложнились до предела. Лидеры Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого округов искали кандидата, который сможет победить на выборах тогдашнего тюменского губернатора Леонида Рокецкого. Их поддерживало большинство нефтяных компаний, работающих в регионе, исключая ТНК, которая делала принципиальную ставку на Рокецкого, возглавлявшего Совет директоров компании. Консолидированная поддержка северной элиты и успешно проведенная избирательная кампания позволили Собянину одержать убедительную победу уже в первом туре выборов.
Новый губернатор перевел отношения между Севером и Югом из конфликтного в диалоговый режим. При этом в отличие от других регионов не пострадали интересы бизнес-структуры, поддерживавшей проигравшего кандидата. Более того, уже летом 2001 года в ТНК сменился председатель Совета директоров — им стал Собянин. Отметим, что офис компании был при нем зарегистрирован в Тюмени, что, по данным местных экономистов, принесло в областной бюджет 14 млрд рублей.
Собянин не пошел на обострение противоречий, которые угрожали дестабилизацией политической ситуации в регионе. Возможно, у него был соблазн заняться объединением трех субъектов Федерации в один (по образцу хлопонинского Красноярска), но такой сценарий был чреват системным конфликтом. Собянин хорошо помнил опыт Рокецкого, которому противоречия с окружными лидерами стоили губернаторства. В результате в июле 2004 года был подписан компромиссный договор о разграничении полномочий между всеми тремя составляющими тюменской «матрешки». Округа по этому договору сохраняли свои полномочия, в их бюджетах оставались все доходы от налогов, которые собираются на их территории. Более того, область оставила ЯНАО и ХМАО доходы от федеральных налогов. Срок действия договора истекает 31 декабря 2010 года, причем документ может быть пролонгирован на пять лет: тем самым элитам дали понять, что в среднесрочной перспективе статус-кво в регионе сохранится. Параметры договора в большей степени устраивали Север. Впрочем, и Юг кое-что получил взамен: в областной бюджет перешли «положенные» регионам 5% НДПИ и налог на прибыль для финансирования общеобластных программ.
Отказ от конфликта с региональными элитами привел к тому, что переутверждение Собянина в должности губернатора в начале 2005 года (по новому закону, предусматривающему отказ от прямых выборов глав регионов) прошло без особых проблем. Свою роль сыграл и успешный аппаратный маневр: вопрос о доверии Собянин поставил перед президентом за год до истечения срока своих полномочий. Так что даже если какие-то влиятельные силы в регионе и хотели лоббировать другого кандидата, они были поставлены перед фактом президентского решения. Голосование в местной думе прошло триумфально: «за» – 24, «против» – один.
Похоже, что Сергей Собянин с его хорошими связями в губернаторской среде (в том числе наработанными в период активной деятельности в нынешнем консультативном «клубе губернаторов» — Госсовете) и способностью вести непростые переговоры сможет скоординировать работу регионов для успешного проведения выборов 2008 года. Тем более что электоральных проблем для власти будет больше, чем в 2003-м: надо будет и явку обеспечить (без Путина она уменьшится), и преемника «раскрутить», в том числе через напряженную программу региональных поездок. В связи с этим версия о том, что сам Собянин будет преемником, выглядит избыточной.
Автор — заместитель генерального директора Центра политических технологий
Существует и четвертая версия, самая эффектная – Владимир Путин в подборе преемника решил выйти за пределы традиционного «питерского» кадрового расклада, потому и приблизил к себе человека из значимого региона. Впрочем, руководитель АП по определению – фигура непубличная, сугубо аппаратная (во всяком случае, после 1997 года, когда этот пост покинул Анатолий Чубайс). Неслучайно Дмитрий Медведев, перейдя в публично-политическую сферу, расстался с этой, безусловно, привлекательной должностью, обеспечивающей постоянный контакт с президентом. И за те месяцы, что Собянин провел в Москве, он не сделал каких-либо попыток изменить это положение, хотя его аппаратный вес постепенно увеличивается (вспомним, как Путин в беседе с журналистами «знаково» отметил роль главы АП в подготовке окончательного варианта президентского послания).
Поведение Сергея Собянина не вызывает удивления, так как по своему типажу он «человек компромисса», да еще, заметим, с немалым опытом аппаратной работы. В отличие от других персон неформального списка кандидатов в преемники (Медведев, Сергей Иванов, Якунин, etc) он успел поработать в партийных органах, был мэром северного города Когалыма, первым заместителем губернатора Ханты-Мансийского округа, председателем окружной думы. В 1996 году он стал членом Совета Федерации, в котором (как один из немногих юристов в этом органе) возглавлял комитет по конституционному законодательству и судебно-правовым вопросам.
В 2000 году Собянин стал первым заместителем полпреда президента в Уральском федеральном округе (впервые оказавшись в президентской номенклатуре), но ненадолго. К тому времени отношения между администрациями Севера (двух автономных округов) и Юга области осложнились до предела. Лидеры Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого округов искали кандидата, который сможет победить на выборах тогдашнего тюменского губернатора Леонида Рокецкого. Их поддерживало большинство нефтяных компаний, работающих в регионе, исключая ТНК, которая делала принципиальную ставку на Рокецкого, возглавлявшего Совет директоров компании. Консолидированная поддержка северной элиты и успешно проведенная избирательная кампания позволили Собянину одержать убедительную победу уже в первом туре выборов.
Новый губернатор перевел отношения между Севером и Югом из конфликтного в диалоговый режим. При этом в отличие от других регионов не пострадали интересы бизнес-структуры, поддерживавшей проигравшего кандидата. Более того, уже летом 2001 года в ТНК сменился председатель Совета директоров — им стал Собянин. Отметим, что офис компании был при нем зарегистрирован в Тюмени, что, по данным местных экономистов, принесло в областной бюджет 14 млрд рублей.
Собянин не пошел на обострение противоречий, которые угрожали дестабилизацией политической ситуации в регионе. Возможно, у него был соблазн заняться объединением трех субъектов Федерации в один (по образцу хлопонинского Красноярска), но такой сценарий был чреват системным конфликтом. Собянин хорошо помнил опыт Рокецкого, которому противоречия с окружными лидерами стоили губернаторства. В результате в июле 2004 года был подписан компромиссный договор о разграничении полномочий между всеми тремя составляющими тюменской «матрешки». Округа по этому договору сохраняли свои полномочия, в их бюджетах оставались все доходы от налогов, которые собираются на их территории. Более того, область оставила ЯНАО и ХМАО доходы от федеральных налогов. Срок действия договора истекает 31 декабря 2010 года, причем документ может быть пролонгирован на пять лет: тем самым элитам дали понять, что в среднесрочной перспективе статус-кво в регионе сохранится. Параметры договора в большей степени устраивали Север. Впрочем, и Юг кое-что получил взамен: в областной бюджет перешли «положенные» регионам 5% НДПИ и налог на прибыль для финансирования общеобластных программ.
Отказ от конфликта с региональными элитами привел к тому, что переутверждение Собянина в должности губернатора в начале 2005 года (по новому закону, предусматривающему отказ от прямых выборов глав регионов) прошло без особых проблем. Свою роль сыграл и успешный аппаратный маневр: вопрос о доверии Собянин поставил перед президентом за год до истечения срока своих полномочий. Так что даже если какие-то влиятельные силы в регионе и хотели лоббировать другого кандидата, они были поставлены перед фактом президентского решения. Голосование в местной думе прошло триумфально: «за» – 24, «против» – один.
Похоже, что Сергей Собянин с его хорошими связями в губернаторской среде (в том числе наработанными в период активной деятельности в нынешнем консультативном «клубе губернаторов» — Госсовете) и способностью вести непростые переговоры сможет скоординировать работу регионов для успешного проведения выборов 2008 года. Тем более что электоральных проблем для власти будет больше, чем в 2003-м: надо будет и явку обеспечить (без Путина она уменьшится), и преемника «раскрутить», в том числе через напряженную программу региональных поездок. В связи с этим версия о том, что сам Собянин будет преемником, выглядит избыточной.
Автор — заместитель генерального директора Центра политических технологий